Танеев Сергей Иванович
Тане́ев Серге́й Ива́нович [13(25).11.1856, Владимир – 6(19).6.1915, деревня Дюдьково (Дютьково) Звенигородского уезда Московской губернии, ныне в черте Звенигорода; похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве], российский композитор, пианист, теоретик музыки, педагог, общественный деятель.
Биография
Из старинного дворянского рода Танеевых (с 17 в. столбовые дворяне). Его отец – Иван Ильич Танеев (1796–1879), магистр словесности, врач, любитель музыки. Его брат – Владимир Иванович Танеев (1840–1921), адвокат, философ, общественный деятель, библиофил, коллекционер.
С 1866 г. вольнослушатель, с 1869 г. действительный ученик Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. как пианист по классу Н. Г. Рубинштейна и как композитор по классу П. И. Чайковского (фугу и музыкальную форму изучал в классе Н. А. Губерта).
Концертную деятельность начал в сезон 1874/1875, в 1875 г. выступил в московской премьере Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского, в дальнейшем стал первым исполнителем большинства его крупных фортепианных сочинений. Творческая дружба с Чайковским продолжалась до конца его жизни, после смерти Чайковского (1893) Танеев отредактировал и оркестровал ряд его сочинений.
Танеев выступал как солист и в ансамбле (с Л. С. Ауэром, Г. Венявским, К. Ю. Давыдовым и др.), играл на российских сценах и за рубежом. В 1875–1876 гг. познакомился с петербургскими музыкантами – Н. А. Римским-Корсаковым (который в дальнейшем высоко оценил оперу Танеева «Орестея»), А. П. Бородиным, в 1876–1877 гг. в Париже – с французскими художниками и музыкантами, в том числе с К. Сен-Сансом, С. Франком, Г. Форе.
В 1878 г. по инициативе Чайковского и Рубинштейна приглашён преподавать в Московскую консерваторию (профессор с 1881), вёл классы гармонии, инструментовки, также фортепиано (1881–1888), свободного сочинения (1883–1888), контрапункта и фуги (с 1888), музыкальной формы (с 1897), руководил оркестровым и хоровым классами (1885–1889); в 1885–1889 гг. директор. Танеев построил свою систему музыкально-теоретического образования, разработал программы по гармонии, инструментовке, контрапункту и фуге, форме, свободному сочинению. Научная и педагогическая деятельность Танеева положила начало московской полифонической школе. Осенью 1905 г. Танеев демонстративно ушёл из консерватории в знак протеста против произвола дирекции, однако продолжал заниматься с учениками (бесплатно). Пользовался высоким педагогическим авторитетом. Среди многочисленных учеников (консерваторских и частных): С. В. Рахманинов, А. И. Зилоти, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Н. Александров, К. С. Сараджев, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский.
Член Музыкально-этнографической комиссии (с 1901), один из учредителей общедоступной Народной консерватории (1906) и общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908, с 1912 почётный член). Участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих (написал несколько сочинений для хора), был постоянным консультантом Московской симфонической капеллы В. А. Булычёва (существовала в 1909–1915). Участник Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных (существовал до 1912) и «Музыкальных выставок» М. А. Дейша-Сионицкой, где исполнялись его романсы. Почётный член Московского филармонического общества (с 1905), Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО; с 1909), Московского отделения ИРМО (с 1913).
Обширный круг знакомых Танеева включал Л. Н. Толстого и его семью (см. также История взаимоотношений С. И. Танеева и Л. Н. Толстого; С. И. Танеев и семья Л. Н. Толстого; Песня без слов графини С. А. Толстой).
Творчество
Один из крупнейших композиторов конца 19 – начала 20 вв. Его творчество в целом представляет умеренную ветвь позднего романтизма со значительной долей классицистских тенденций; в этом смысле нередко говорят о танеевском неоклассицизме. Наследовал традициям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта [«Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты» (Танеев С. Дневники. Кн. 1. Москва, 1981. С. 60)]. В его музыке существенна роль чисто европейских жанров и общеевропейских языковых норм, особое значение имеет полифония. Творческой личности Танеева свойственно сочетание глубокой профессиональной образованности и практического мастерства.
В 1884 г. в Москве под управлением автора впервые исполнено самое известное ныне его сочинение – кантата «Иоанн Дамаскин» на текст из одноимённой поэмы А. К. Толстого (обозначена автором как op. 1, несмотря на значительное количество ранее написанных сочинений). В 1887–1894 гг. Танеев работал над оперой «Орестея» (либретто А. А. Венкстерна при участии Танеева, по Эсхилу; поставлена в 1895, Мариинский театр); увертюра к опере была завершена в 1889 г. и нередко исполнялась отдельно (Глинкинская премия, 1905).
В количественном отношении в наследии Танеева преобладает инструментальная музыка: 4 симфонии [опусный номер имеет 4-я (1-я) c-moll op. 12, 1898; Глинкинская премия, 1904], струнные квартеты (опусные номера имеют шесть из них, 1890–1905), Фортепианный квартет E-dur op. 20 (1906; впервые исполнен в 1907, с участием автора; Глинкинская премия, 1907), трио для разных составов (в том числе Фортепианное D-dur op. 22, 1908; Глинкинская премия, 1908), квинтеты, среди которых наиболее знаменит Фортепианный квинтет g-moll op. 30 (1911; в том же году исполнялся с участием автора в городах Германии; Глинкинская премия, 1912), Концертная сюита для скрипки с оркестром (1909; Глинкинская премия, 1910), Прелюдия и фуга gis-moll op. 29 (1910) и др. Автор хоров а капелла, романсов и др. Последнее крупное сочинение – кантата «По прочтении псалма» на текст одноимённого стихотворения А. С. Хомякова (впервые исполнена в 1915 в Петрограде под управлением С. А. Кусевицкого).
Среди его последователей – композиторы Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин.
Фундаментальный труд Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» (издан в 1909) – один из основополагающих в мировой музыкальной науке 20 в. Исследование «Учение о каноне» осталось незавершённым (подготовил к изданию В. М. Беляев, 1929). Перевёл с немецкого учебник Л. Бусслера «Строгий стиль: Учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах» (издательство П. И. Юргенсона, 1885). Опубликованы «Дневники» (кн. 1–3, 1981–1885).
Память
В Доме-музее П. И. Чайковского в Клину находится бо́льшая часть архива Танеева, действует экспозиция «С. И. Танеев. Жизнь и творчество». В селе Дютьково, где композитор проводил летние месяцы в 1908–1915 гг., работает Музей С. И. Танеева (первоначально открыт в 1962 собирателем П. Ф. Колесовым в частном доме как Народный мемориальный музей Танеева, Чехова и Левитана, действовал до начала 1980-х гг.; вновь открыт в 1990); летом в музее проходит Танеевский музыкальный фестиваль. С 2001 г. Российский национальный музей музыки ведёт работу по созданию мемориального Дома-музея С. И. Танеева в Москве.
Имя С. И. Танеева носят следующие учреждения: Научная музыкальная библиотека Московской консерватории; Концертный зал Владимирской областной филармонии (в 1994 у здания установлен бюст композитора); Калужский областной музыкальный колледж (в музее колледжа находится рояль, на котором Танеев играл в Калуге в 1888, на деке рояля стоит его подпись; История колледжа // ГБПОУ Калужской области «Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева); детские музыкальные школы в Звенигороде, Владимире, Москве и др.
Во Владимире, на фасаде д. 5 по Большой Нижегородской улице, где родился Танеев, установлена мемориальная доска; рядом с Концертным залом имени С. И. Танеева в 1994 г. установлен бюст композитора (1967, автор бюста неизвестен, скульптор постамента И. А. Черноглазов).
Проводятся Международный конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева (в 1996–2017 – на базе Калужского областного музыкального колледжа при участии Московской консерватории, в 2022 – в Московской консерватории), Межрегиональный фестиваль классической музыки «Танеевские музыкальные собрания» (Владимирская областная филармония, с 2013).
Рекомендованные статьи
Родственные узы (о взаимоотношениях С. И. и А. С. Танеевых)