Бертман Дмитрий Александрович
Бе́ртман Дми́трий Алекса́ндрович (род. 31.10.1967, Москва), российский оперный режиссёр, народный артист РФ (2005). Академик, действительный член Российской академии искусств (2017).
В 1989 г. окончил ГИТИС по специальности «режиссёр музыкального театра» (мастерская Г. П. Ансимова). Ещё будучи студентом, ставил спектакли в Оперной студии Центрального Дома медика («Иоланта» П. И. Чайковского и «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, 1985; «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова и «Человеческий голос» Ф. Пуленка, 1986), в Учебном театре ГИТИСа («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1988). В те же годы поставил ряд спектаклей на сценах профессиональных театров: «Черепаший день» Р. Рашеля в Калининском (Тверском) театре драмы (1988), «Золотой цыплёнок» В. Л. Улановского в Театре оперы и балета Коми АССР (ныне Государственный театр оперы и балета республики Коми) (1988), «О тебе я пою» Дж. Гершвина в Одесском театре музыкальной комедии (1989). В 1989 г. премьерой оперы «Квинт Фабий» Д. С. Бортнянского в постановке Бертмана (совместно с А. А. Бородовским) в Москве открылся театр «Форум» под руководством М. В. Юровского.
В апреле 1990 г. на сцене Центрального Дома работников искусств состоялась премьера оперы И. Ф. Стравинского «Мавра», с которой ведёт отсчёт история театра «Геликон-опера». Д. А. Бертман – основатель и художественный руководитель этого театра (с 2016 генеральный директор – художественный руководитель). Рождение театра придало мощный импульс ускоренному творческому созреванию режиссёра, которому на тот момент было лишь 22 года. Вслед за «Маврой» он поставил спектакли: «Туда и обратно» П. Хиндемита (1990, российская премьера), «Маддалена» С. С. Прокофьева, «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова (обе – 1991), «Аполлон и Гиацинт» В. А. Моцарта (1992), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1993), «Ундина» П. И. Чайковского (мировая премьера), «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (все – 1994). В 1995 г. на сцене «Геликон-оперы» появилась «Пиковая дама» Чайковского, после постановки которой о Бертмане заговорили как об одном из будущих лидеров российского музыкального театра.
От учителей – а это не только его непосредственные педагоги в ГИТИСе Г. П. Ансимов и Е. А. Акулов, но и в не меньшей степени Б. А. Покровский, чьи репетиции и спектакли, лекции и книги, а позднее и личные беседы помогали постигать секреты профессии, – Д. А. Бертман унаследовал умение работать с актёром и анализировать музыкальную драматургию, отталкиваясь в своих поисках и находках прежде всего от авторской партитуры. Немало почерпнул он и у британского режиссёра Д. Паунтни, у которого проходил практику в Лондоне, и позднее первым начал прививать на отечественной музыкальной сцене радикальную эстетику. Но когда она вошла в моду, Бертман постепенно выработал собственную модель режиссёрского театра, включающую умеренную дозу радикализма и базирующуюся на сочетании парадоксальных решений на грани гротеска с психологическим реализмом в духе К. С. Станиславского.
Д. А. Бертман во многих отношениях был первым. Знакомство во 2-й половине 1980-х гг. с новым мюзиклом Э. Ллойд Уэббера «Призрак оперы» подвигло его включить в свой режиссёрский арсенал приёмы мюзикла, чего прежде на отечественной сцене не делал никто. На этом во многом построена его знаменитая постановка «Кармен» Ж. Бизе (1996; премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа режиссёра», 1998), показанная на гастролях в десятках городов и стран и поныне сохраняющаяся в репертуаре «Геликон-оперы».
В числе других геликоновских постановок Бертмана 1990-х гг.: «Травиата» (1995) и «Аида» (1996) Дж. Верди, «Летучая мышь» И. Штрауса (1996), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1997), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1998; премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа режиссёра», 1999), «Мазепа» П. И. Чайковского и «Золотой петушок» Римского-Корсакова (обе – 1999).
Первым после премьеры 1936 г. Бертман поставил в Москве оперу «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2000; премия «Золотая маска» по четырём номинациям, в том числе «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссёра», 2001). Первым в России обратился к операм «Лулу» А. Берга (2002), «Пётр Великий» А. Гретри и «Средство Макропулоса» Л. Яначека (обе – 2003), «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка (2004; премия Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона», 2005).
Среди постановок в «Геликон-опере», осуществлённых режиссёром после 2000 г.: «Фальстаф» Дж. Верди (2001), «Упавший с неба» (по опере «Повесть о настоящем человеке» и другим сочинениям С. С. Прокофьева, 2005; премия «Гвоздь сезона», 2006), «Сибирь» У. Джордано, «Русалка» А. Дворжака и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (все – 2006), «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (обе – 2007), «Распутин» Дж. Риза (2008; российская премьера), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (2009), «Царица» Д. Ф. Тухманова (мировая премьера, 2009; впервые показана на сцене Александринского театра), «Вампука, невеста африканская» В. Г. Эренберга (2010, новая режиссёрская версия спектакля, поставленного в 2005 в Центре оперного пения Галины Вишневской), «Запрет на любовь» Р. Вагнера (2011), «Бал-маскарад» Дж. Верди (2013), «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха (2014), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2015), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (2015, по мотивам постановки К. С. Станиславского 1922 года), «Турандот» Дж. Пуччини, «Трубадур» Верди и «Пиковая дама» Чайковского (все три – 2017), «Золотой петушок», 2018 г. (совместная постановка с «Немецкой оперой на Рейне», Дюссельдорф; премьера прошла в Дюссельдорфе в 2016), «Травиата» (2019), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (2020), «Тоска» Пуччини (2021).
На сценах других российских театров в разные годы им поставлены оперы «Царская невеста» (Екатеринбургский театр оперы и балета) и «Евгений Онегин» (Краснодарский театр оперы и балета; обе – 2002), «Иоланта» (Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, 2012).
В числе спектаклей Бертмана, созданных совместно с зарубежными театрами и фестивалями: «Аида» (Фестиваль Верди в Страсбурге, 2001), «Норма» В. Беллини и «Милосердие Тита» В. А. Моцарта (фестивали в Сантандере и Мериде, Испания, оба – 2004), «Набукко» Дж. Верди (совместно с Дижонской оперой и Оперой Масси, премьеры в Дижоне и Масси, Франция, 2004; с Мариинским театром, премьера в Санкт-Петербурге, 2005; с 2019 – в репертуаре «Геликон-оперы»).
Самостоятельная режиссёрская карьера Д. А. Бертмана на Западе началась с постановок на Уэксфордском фестивале (Ирландия) «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина», «Богемы» Дж. Пуччини и «Русалки» А. С. Даргомыжского (1995–1997). За ними последовали спектакли в Германии («Травиата», Национальный театр Мангейма, 1998; «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта, Людвигсбургский фестиваль, вместе с Д. Ф. Черняковым в качестве сценографа, 1999) и Австрии («Похождения повесы» Стравинского, «Фольксопер»; «Евгений Онегин», Городской театр Клагенфурта; оба – 2000). На протяжении 10 лет продолжалось сотрудничество с Канадской оперной компанией в Торонто («Травиата», 1999; «Кофейная кантата» И. С. Баха и «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, 2003; «Из мёртвого дома» Яначека, 2008; «Русалка» Дворжака, 2009). В Швеции в разные годы поставлены: «Евгений Онегин» (2005) и «Пиковая дама» (2009), «Андре Шенье» У. Джордано (2010; все – Шведская королевская опера), «Отелло» Дж. Верди (2011) и «Евгений Онегин» (2014; обе – Норрландская опера, Умео), «Кавалер розы» Р. Штрауса (Опера Мальмё, 2014).
Среди других зарубежных постановок: «Князь Игорь» А. П. Бородина в Стамбульской опере (Турция, 2003), «Тоска» Дж. Пуччини в Национальной опере Латвии (2004), «Голый король» Л. Ломбарди в Римской опере (2009, мировая премьера), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского в Финской национальной опере (Хельсинки, 2016), «Демон» А. Г. Рубинштейна (совместная продукция пяти театров, премьера в театре «Лисео», 2018), «Евгений Онегин» в Новом национальном театре в Токио (2019).
Многолетние творческие контакты связывают Д. А. Бертмана с Эстонией. На сцене Национальной оперы «Эстония» им поставлены «Русалка» А. С. Даргомыжского (1999), «Валленберг» Э.-С. Тюйра (2007, мировая премьера), «Любовь к трём апельсинам» (2010), «Фауст» Ш. Гуно (2012; в 2016 показан на сцене «Геликон-оперы» в рамках Дней Эстонии в Москве, проведённых по инициативе Бертмана), в театре «Ванемуйне» – «Сказки Гофмана» (2007) и «Евгений Онегин» (2013). Летом 2019 г. в рамках фестиваля на острове Сааремаа состоялась премьера спектакля «Мистер Георг Отс» (совместная постановка с «Геликон-оперой», на сцене которой его показали в сентябре того же года). С 2020 г. Бертман – художественный руководитель фестиваля «Биргитта» в Таллине, на который он прежде неоднократно привозил геликоновские спектакли.
В 1994–2015 гг. преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 г. художественный руководитель мастерской, с 2003 г. заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в ГИТИСе (профессор с 2008). Среди его учеников-режиссёров: П. Е. Сорокин, Ф. С. Разенков, В. В. Стародубцев, Е. С. Бондарь.
В 2013 г. основал на базе «Геликон-оперы» конкурс молодых оперных режиссёров «Нано-опера» и является бессменным председателем его жюри. Сотрудничает с телевизионным конкурсом «Большая опера» (в разные годы входил в состав жюри и был режиссёром-постановщиком гала-концертов лауреатов конкурса).
Председатель Совета художественных руководителей столичных театров и концертных организаций театров Москвы при департаменте культуры Правительства Москвы (с 2016).
Международная премия Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» (2005). Награждён орденом Дружбы (2010), орденом Почёта (2018). Государственная премия Эстонии, премия Эстонского театрального союза, эстонский орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) 4-й степени (все – 2008, за постановку оперы «Валленберг» Э.-С. Тюйра). Среди других наград – французский орден «Академическая пальмовая ветвь» (офицерская степень, 2003), Мальтийский орден (2004).