Артемьев Эдуард Николаевич
Арте́мьев Эдуа́рд Никола́евич (30.11.1937, Новосибирск – 29.12.2022, Москва), российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист РФ (1999), Герой Труда РФ (2022).
Одним из первых в СССР сосредоточился на сочинении электронной музыки. Техническая оснащённость и знание электроакустики позволяли Артемьеву свободно экспериментировать с синтезом звука, реализуя свои художественные идеи в сочинениях разных жанров, в том числе в киномузыке.
Творческий путь
Формирование музыкальных предпочтений Артемьева началось под влиянием детских впечатлений от музыки, слышанной дома: А. Н. Скрябина (поздних опусов), К. Дебюсси, итальянской оперной классики, позже – И. Ф. Стравинского. Они определили черты его собственного стиля: отчётливо выраженное пространственное мышление, колористическое письмо, оперирование красочными звуковыми массами, космическая образность, полихронность (музыкальное время, текущее одновременно в разных измерениях), яркий мелодизм.
В 1945–1955 гг. учился в Московском хоровом училище, где начал сочинять музыку под руководством М. А. Парцхаладзе. В 1960 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина и Н. Н. Сидельникова.
Встреча в 1960-е гг. с инженером-изобретателем Е. А. Мурзиным – создателем синтезатора АНС – определила выбор творческого пути Артемьева. С работой на АНС, располагавшемся тогда в Московской экспериментальной студии электронной музыки в Музее-квартире А. Н. Скрябина, связаны сочинения Артемьева 1960-х – начала 1970-х гг. Они находятся в русле электронного авангарда с акцентом на разработке электронно-сонорного письма, применении звукотембрового синтеза, на спектральной композиции, построении звуковых пространств, а также преобразовании природных шумов (конкретная музыка). Открытия в сфере колорита, «возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств» (цит. по: Катунян М. 1990) Артемьев реализовал в композициях «В космос!» (совместно с С. А. Крейчи), «Звёздный ноктюрн» (обе – 1961), «Концертный вальс», «Этюд» (обе – 1964), «12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр», «Нетемперированная музыка» (обе – 1969).
В 1968 г. Мурзин представил АНС на Международном конгрессе электронной музыки во Флоренции, демонстрируя пьесу Артемьева «Мозаика» (1967). «Один из важных центров этого [электронного] авангарда находится в Москве», – отмечалось в итальянской прессе [Musica elettronica da tutto il mondo // La Stampa. 1968. 14 Giugno (№. 141). P. 6].
С середины 1970-х гг. начался поставангардный период творчества Артемьева. Его музыкальный язык в это время тяготеет к «новой простоте», стремясь к сплаву черт неоромантизма (тональность, мелодизм) и электронного арт-рока, синтезу элементов музыкальной культуры Востока и Запада разных эпох. Основным инструментом, на котором работал Артемьев, был аналоговый синтезатор Synthi-100. В новой эстетике написаны кантата «Ритуал» для двух хоров, симфонического оркестра, рок-группы и солиста на тексты П. де Кубертена (1980, приурочена к московской Олимпиаде; в 1984 издана на грампластинке под названием «Ода доброму вестнику»), электронная quasi-симфония «Семь врат в мир Сатори» (1974).
С конца 1980-х гг. круг жанров и стилистических направлений в творчестве Артемьева расширился, композитор включал в свои произведения авангардные приёмы и элементы фольклора. К сочинениям этого периода относятся 3 поэмы «Balandis baltas» («Белый голубь»), «Vision» («Видение») и «Vasara» («Лето») – для сопрано, скрипки и синтезаторов, на стихи П. Целана и С. Гяды (1982–1989), электронная композиция «Три взгляда на революцию», посвящённая 200-летию Французской революции (написана для фестиваля экспериментальной музыки Synthese в Бурже, 1989). К 1987 г. относится начало работы над оперой «Преступление и наказание» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (завершена в 2007; поставлена в 2016, Московский театр мюзикла, режиссёр А. С. Кончаловский; премия «Золотая маска», 2017).
В 1990-е гг. одновременно с новыми электронными композициями («Посвяти время размышлению», 1990; «Фантом из Монголии» для голоса и электроники, 1991; «Я хотел бы вернуться», 1993) появились сочинения для симфонического оркестра (Концерт для фортепиано с оркестром, 1994; Терцет для сопрано, тенора и рок-певца с симфоническим оркестром «Там и здесь», 1996).
В 2010–2020-е гг. Артемьев ещё активнее обращался к симфоническому оркестру, как в самостоятельных композициях, так и в музыке для кино. Крупнейшее из сочинений этого периода – оратория «Девять шагов к преображению» на канонический латинский текст реквиема для хора, симфонического оркестра, двух солистов (академического сопрано и рок-тенора), органа и рок-группы (2018). В это же время написаны симфоническая поэма «Алтайский сказ. Полёт над временем» (2012) и симфоническая сюита «Мастер» (2014).
Песни Артемьева входили в репертуар популярных советских эстрадных артистов. Тема из фильма «Родня» (1981, режиссёр Н. С. Михалков) позднее была дополнена текстом Н. Н. Зиновьева и под названием «Дельтаплан» стала известна в исполнении В. Я. Леонтьева.
Композитор регулярно участвовал в международных фестивалях электронной музыки: в США (международный фестиваль электроакустической музыки Res musica, Балтимор), во Франции (международный фестиваль экспериментальной музыки Synthese, Бурж), Германии, Италии.
Артемьев – основатель (1990) и президент Российской ассоциации электроакустической музыки; входил в исполнительный комитет Международной конфедерации электроакустической музыки при ЮНЕСКО (International Confederation for Electroacoustic Music, ICEM).
В 1964–1985 гг. Артемьев преподавал инструментовку в Московском государственном институте культуры. Начиная с 1992 г. читал циклы лекций по истории электронной музыки в «Термен-центре» при Московской консерватории, а также в рамках академических курсов для студентов – композиторов и музыковедов – проводил мастер-классы по электронной композиции.
Член Союза композиторов СССР (1964, с 1991 Союза композиторов России) и Союза кинематографистов СССР (1979, с 1991 Союз кинематографистов РФ).
Сын – композитор и продюсер Артемий Эдуардович Артемьев (род. 1966).
Музыка для кино и театра
Артемьев – автор музыки к более чем 250 фильмам. Работа в этой сфере началась в 1970-е гг. Широкую известность композитору принёс саундтрек к фильму А. А. Тарковского «Солярис» (1972). Сотрудничество с режиссёром продолжилось в картинах «Зеркало» (1974) и «Сталкер» (1979). Музыка к этим трём лентам легла в основу 10-частного электронного цикла «Солярис. Зеркало. Сталкер» (1989).
Деятельность Артемьева в области киномузыки отмечена работой с крупнейшими режиссёрами, среди которых: А. С. Кончаловский («Сибириада», 1978; «Дом дураков», 2002; «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», 2014, и др.), В. Ю. Абдрашитов («Охота на лис», 1980; «Остановился поезд», 1982), Н. С. Михалков, А. А. Прошкин, П. Г. Чухрай. Одна из самых известных работ Артемьева – музыка к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, режиссёр Михалков) – была использована на церемонии закрытия зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г.
Композитор писал музыку к постановкам В. А. Андреева (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой – «Фунт мяса» А. Кусани, 1965; «Бал воров» Ж. Ануя, 1966; «Золотой мальчик» К. Одетса, 1971; «Белое золото» Г. Н. Гайдовского, 1975; Малый театр – «Берег», 1978; «Игра», 1987; обе по романам Ю. В. Бондарева), А. А. Гончарова («Визит дамы» Ф. Дюрренматта, 1966, Московский драматический театр на Малой Бронной; «Бег» М. А. Булгакова, 1967, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой), М. Г. Розовского («Убивец» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1978, Рижский театр русской драмы), Е. Р. Симонова («Постоялец» С. В. Михалкова, 1978, Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова), О. П. Табакова («Кресло» по повести Ю. М. Полякова «ЧП районного масштаба», 1987; «Механическое пианино» по мотивам произведений А. П. Чехова, 1994; обе – Театр-студия под руководством О. Табакова), А. А. Тарковского («Гамлет» У. Шекспира, 1977, Московский театр имени Ленинского комсомола, ныне «Ленком Марка Захарова») и других выдающихся театральных режиссёров.
Дискография
Обширная дискография Артемьева включает: грампластинки «АНС – синтезатор» (совместно с С. А. Крейчи, 1972), «Метаморфозы. Электронные интерпретации классических и современных произведений. Аранжировка для синтезатора Synthi-100 Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова» (1980), «Тепло Земли» (запись вокально-инструментальной сюиты на стихи Ю. С. Рытхэу, 1985), «Музыкальное приношение» (1990); CD «A book of impressions by Edvard Artemiev» (2002), «Invitation to Reminiscences» (2010), «Mood-Pictures» (2010); коллекционные издания киномузыки Артемьева «Антология» (11 CD, 2018) и «Антология. Том II» (12 CD, 2023) и др.
Награды
Кинопремии: «Ника» – за музыку к фильмам «Лимита» (режиссёр Д. Е. Евстигнеев, за 1994, вручена в 1995), «Водитель для Веры» (режиссёр П. Г. Чухрай, за 2004, вручена в 2005), «12» (режиссёр Н. С. Михалков, за 2007, вручена в 2008), «Герой» (режиссёр Ю. Б. Васильев, за 2016, вручена в 2017); «Золотой орёл» – за музыку к сериалу «Доктор Живаго» (режиссёр А. А. Прошкин, за 2006, вручена в 2007), фильмам «12» (за 2007, вручена в 2008), «Дом» (режиссёр О. Г. Погодин, за 2011, вручена в 2012), «Легенда № 17» (режиссёр Н. И. Лебедев, за 2013, вручена в 2014), «Солнечный удар» (режиссёр Михалков, за 2014, вручена в 2015).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых – за музыку к фильму «Курьер» (режиссёр К. Г. Шахназаров, 1988). Государственная премия РФ – за музыку к фильмам «Урга: Территория любви» (1993), «Утомлённые солнцем» (1995), «Сибирский цирюльник» (2000; все – режиссёр Михалков), за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства (2017).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2013), орденом Александра Невского (2018).