Волконский Андрей Михайлович
Волко́нский Андре́й Миха́йлович (14.2.1933, Женева – 16.9.2008, Экс-ан-Прованс, Франция), российский и французский композитор, клавесинист, органист.
Из рода Волконских. Родился в семье русских эмигрантов. Учился у Н. Буланже (композиция) и Д. Липатти (фортепиано) в Париже. В 1947 г. с семьёй переехал в СССР. В 1950–1954 гг. учился в Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина. Родоначальник аутентичного исполнительства в СССР, в 1965 г. основал ансамбль старинной музыки «Мадригал». Произведения А. М. Волконского со 2-й половины 1960-х гг. в СССР не исполнялись как авангардистские. В 1973 г. эмигрировал во Францию, жил в Экс-ан-Провансе.
Волконский пользовался 12-тоновой техникой композиции (одно из первых сочинений – «Musica stricta» для фортепиано, 1956), в конце 1950-х – начале 1960-х гг. сочинял электронную музыку, работал с синтезатором АНС. Позднее увлёкся музыкальной культурой Кавказа («Жалобы Щазы» для сопрано и 7 инструментов, 1962) и Ирана, экспериментировал с разными музыкальными строями и тембрами («Клавесин и тар», 1974).
Среди других сочинений: «Сюита зеркал» для сопрано и инструментального ансамбля на стихи Ф. Гарсии Лорки (1960), «Псалом 148» для женских голосов, органа и литавр (1989). Дух эксперимента отличал и исполнительскую деятельность Волконского: изучая исторические разновидности темперации, он стремился воплотить особенности звучания старинной музыки. Среди аудиозаписей – Французские сюиты И. С. Баха (на клавесине), редко исполняемая музыка в серии грампластинок «Тысяча лет музыки» (на органе-позитиве, вирджинале и др.).