Никиш Артур
Ни́киш А́ртур (нем. Arthur Nikisch, венг. Artúr Nikisch) (12.10.1855, Лебеньи-Сент-Миклош, Австрийская империя, ныне Мошонсентмиклош, Венгрия – 23.1.1922, Лейпциг, Германия), австрийский и венгерский дирижёр и педагог.
Один из основоположников современной школы дирижирования. Родился в семье бухгалтера, по происхождению чеха; мать – венгерского происхождения. Уже в детские годы проявил незаурядные музыкальные способности (в 1862 записал по слуху увертюру к опере Дж. Россини «Вильгельм Телль», в 8 лет виртуозно играл на фортепиано). В 1873 г. окончил Венскую консерваторию (классы скрипки Й. Хельмесбергера-старшего, фортепиано В. Шеннера, теории музыки Ф. О. Дессоффа). Основы дирижирования постигал самостоятельно.
В 1874–1877 гг. скрипач Венского придворного оркестра; в этом качестве принимал участие в первом исполнении Симфонии № 2 А. Брукнера под управлением автора, в 1876 г. под управлением Р. Вагнера играл на открытии Байройтского фестиваля. С 1878 г. хормейстер, с 1879 г. 1-й дирижёр Лейпцигской оперы; одновременно дирижировал в лейпцигском «Гевандхаузе». Сохранились восторженные отзывы А. П. Бородина о профессиональном мастерстве Никиша («чистота, точность, верность интонации, рельефность оттенков – изумительные»; Письма А. П. Бородина / С примеч. С. А. Дианина. Вып. 3. 1878–1882. М., 1949. С. 157); Ф. Лист назвал его «избранником между избранными» (Никиш участвовал в открытии Общества Листа в Лейпциге).
В 1889–1893 гг. возглавлял Бостонский симфонический оркестр, с которым концертировал по городам США. С 1893 г. музыкальный руководитель Королевского оперного театра в Будапеште. С 1895 г. главный дирижёр «Гевандхауза» и Берлинского филармонического оркестра. Позднее возглавлял Гамбургские филармонические концерты, был приглашённым дирижёром оркестра «Консертгебау» (Амстердам) и Венского филармонического оркестра. В 1905–1906 гг. директор Лейпцигской оперы и Лейпцигской консерватории, где преподавал дирижирование. Среди учеников: Э. Ансерме, Е. Курц, Дж. Джорджеску, А. Коутс, К. С. Сараджев. В 1904–1914 гг. периодически работал с Лондонским симфоническим оркестром (в 1912 совершил с ним турне по США). В 1907 г. член Комитета по организации и дирижёр Русских исторических концертов в Париже. В 1913 г. дирижёр-постановщик тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в театре «Ковент-Гарден» (Лондон). Гастролировал также в Бельгии, Франции, Австрии, Швейцарии, Испании, Латинской Америке, России (неоднократно с 1888). Был знаком с музыкантами Беляевского кружка, посещал «беляевские пятницы» в Санкт-Петербурге, много выступал в России, в том числе дирижировал в Мариинском театре операми Вагнера «Валькирия» (1908) и «Тангейзер» (1910).
Прославился интерпретациями музыки И. Брамса, А. Брукнера, Р. Вагнера, Р. Шумана и других композиторов-романтиков. В 1888 г. с большим успехом исполнил в Санкт-Петербурге Симфонию № 5 П. И. Чайковского. Искусство Никиша оказало влияние на В. Фуртвенглера (возглавил Лейпцигский и Берлинский оркестры после смерти Никиша), английского дирижёра А. Боулта. Никиш поддерживал своих современников – Г. Малера, М. Регера, Р. Штрауса, исполняя в концертах их произведения. Среди немногих сохранившихся аудиозаписей – первая в истории полная запись симфонии (Симфония № 5 Л. ван Бетховена, Берлинский филармонический оркестр, 1913).