Дунаевский Исаак Осипович
Дунае́вский Исаа́к О́сипович [18(30).1.1900, Лохвица, Полтавская губерния, ныне Полтавская область, Украина – 25.7.1955, Москва], российский композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников советской оперетты, музыкальной кинокомедии, массовой песни.
Из семьи банковского служащего. Дед композитора, Симон Бецалев Дунаевский, был известным одесским кантором. Братья: Семён Осипович Дунаевский, Зиновий Осипович Дунаевский.
Окончил музыкальное училище, в 1919 г. – консерваторию в Харькове по классам скрипки И. Ю. Ахрона и композиции С. С. Богатырёва.
В 1920–1924 гг. заведующий музыкальной частью, композитор и дирижёр Харьковского русского драматического театра (ныне Харьковский академический драматический театр); композиторский дебют – музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро» (1920), дирижёрский – «Перикола» Ж. Оффенбаха (1921). В театре сотрудничал с Н. Н. Синельниковым и К. И. Шульженко. С 1924 г. жил в Москве. Был заведующим музыкальной частью т. н. Фанерного театра (сад «Эрмитаж»), в 1926–1929 гг. – Театра сатиры (написал музыку к 13 спектаклям), а также музыкальным руководителем театров имени МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов; в дальнейшем Театр имени Моссовета) и Московского драматического (бывший Театр Корша), сотрудничал с Московским театром оперетты. В 1929–1934 гг. музыкальный руководитель и главный дирижёр Ленинградского мюзик-холла, для которого совместно с Л. О. Утёсовым создал ряд эстрадных программ. В эти годы Дунаевский написал музыку к 62 драматическим спектаклям, 23 эстрадным обозрениям, 6 водевилям, сочинил 2 балета, 6 оперетт, 3 оркестровые рапсодии с пением – русскую, украинскую и еврейскую (несмотря на демонстративно экспериментальный характер, все три не выходят за рамки тривиального «музыкального номера») и др.
С середины 1930-х гг. основная область творчества – песни и киномузыка. Признание и успех композитору, вышедшему на высший уровень карьеры, принесла музыка к кинокомедии «Весёлые ребята» режиссёра Г. В. Александрова (1934), творческое содружество с которым продолжалось и в дальнейшем. В 1936–1938 гг. активно сотрудничал с джаз-оркестром Я. Б. Скоморовского, который аранжировал и записал музыку Дунаевского к фильмам «Цирк» (1936), «Вратарь» (1936), «Девушка спешит на свидание» (1936), «Волга-Волга» (1938).
В 1937–1941 гг. председатель Ленинградского союза композиторов (с 1948 Ленинградское отделение Союза композиторов СССР), в 1938–1941 гг. руководитель Ансамбля песни и пляски ленинградского Дворца пионеров. Живя в Ленинграде, сохранял творческие связи с Москвой: в 1938–1948 гг. руководил Ансамблем Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ). В 1943 г. вернулся в Москву. Во время Великой Отечественной войны во главе Ансамбля ЦДКЖ совершал концертные поездки по стране, выступал в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах; создал более 70 произведений на военную тему.
Дунаевский – автор 12 оперетт, в лучших из них – «Женихи» (Москва, 1927), «Золотая долина» (Ленинград, 1937; 2-я редакция там же, 1955), «Вольный ветер» (Москва, 1947), «Сын клоуна» (Москва, 1950) – классические традиции жанра (Ж. Оффенбах, И. Кальман, Ф. Легар) связал со стилистикой советской массовой песни и городского фольклора, ввёл большие ансамбли, развёрнутые финалы, симфонические эпизоды. В конце 1930-х гг. совместно с М. А. Булгаковым начал работать над оперой «Рашель» для Большого театра, по мотивам новеллы Г. де Мопассана «Мадемуазель Фифи». Булгаков завершил работу над либретто в марте 1939 г., однако Дунаевский ограничился лишь сочинением увертюры: работа над музыкой была прекращена, что отчасти связано с потерей в тот момент актуальности сюжета, в котором немцы представлены оккупантами (в августе 1939 был подписан Договор о ненападении между Германией и СССР).
Работая в кино, Дунаевский одним из первых советских композиторов наделил музыку качествами ведущего элемента кинодраматургии; при его участии создано более 40 художественных и документальных фильмов. Написанная в условиях сталинского террора, музыка Дунаевского, однако, излучала оптимизм и радость, как в фильмах «Весёлые ребята», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Цирк» и «Волга-Волга» (оба – Сталинская премия 1-й степени, за 1936 и 1938 соответственно), «Светлый путь», «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949; Сталинская премия 2-й степени, за 1950) и др.
Песни Дунаевского, исполнявшиеся ведущими советскими певцами и актёрами – В. А. Бунчиковым, В. С. Володиным, М. А. Ладыниной, Л. П. Орловой, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, З. Н. Рождественской, Л. О. Утёсовым, К. И. Шульженко, выразили мироощущение целого поколения, символизировали советский образ жизни. Композитор был одним из создателей нового типа массовой песни-марша: «Марш весёлых ребят», «Спортивный марш» («Ну-ка солнце, ярче брызни»), «Песня о весёлом ветре», «Марш энтузиастов». Стилистически близки к ним «попутные» песни: «Пути-дороги», «Дорожная песня». Образцы лирических произведений Дунаевского – песни «Сердце, тебе не хочется покоя», «Хорошо», «Ах, весной до слёз счастья хочется», «Звать любовь не надо», песни-вальсы «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Молчание», «Не забывай». Песенные темы нередко разрабатываются по законам классико-романтического симфонизма: например, увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», оркестровое вступление и финал фильма «Искатели счастья», финал фильма «Цирк», интерлюдии в фильме «Весна» выглядят как части симфоний или ораторий.
Основная черта музыкального стиля Дунаевского – мелодическая рельефность. Сам композитор определял мелодию как «живое, дышащее существо, у которого свои органы чувств, свои повадки, свои устойчивые привычки и капризы» (Дунаевский. 1961. С. 192), она представлялась ему как «существо произведения, его альфа и омега, его кровь и плоть, его образ...» (Дунаевский. 1961. С. 192–193). Истоки мелодики Дунаевского многообразны и лежат в русском городском романсе, причудливо смешанном с интонациями клезмерской музыки и синагогального пения, песен и танцев Латинской Америки, джаза (с которым композитор был знаком главным образом по музыке Дж. Гершвина). Так, в его песне «Еврейская комсомольская» («На рыбалке у реки», из кинофильма «Искатели счастья») практически точно воспроизведена еврейская народная песня «Kuma Aha», а в основу его «Физкультурного марша» положена песня, распространённая в начале 20 в.: «...среди детей "черты оседлости" преимущественно на территории Украины и Молдавии» (Шафер. 1988. С. 45–46).
Дунаевский умел мастерски имитировать любой стиль; образец обработки одной и той же мелодии в украинском, грузинском, таджикском, еврейском фольклорных стилях – знаменитая колыбельная из фильма «Цирк». Песня «Ой, цветёт калина» (из фильма «Кубанские казаки») настолько укладывается в интонационный контекст русского музыкального фольклора, что воспринимается в среде любителей музыки как «народная» (именно в таком качестве она звучит в исполнении Ольги и Ленского в американском фильме «Онегин», 1999; экранизация романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина). Делал обработки зарубежных народных песен (сборник «Песни народов Запада» для голоса с фортепиано, 1947).
Песня «Летите, голуби!» (из документального фильма «Мы за мир!», 1950) в СССР стала символом борьбы за мир. Начало «Песни о Родине» из фильма «Цирк» использовалось в качестве позывных Всесоюзного радио (с 1938). Слава Дунаевского не угасла и после распада СССР: в 1995 г. песня «Моя Москва» (стихи М. С. Лисянского и С. Аграняна, 1942) официально объявлена гимном Москвы.
Писал музыкально-критические статьи на проблемные темы («Поэты или текстовики?», «Назревшие вопросы легкой музыки», «О народной и псевдонародной песне»). В программной статье «Мысли вслух» (1953), посвящённой оперетте, сформулировал своё понимание этого жанра как «настоящего музыкально-драматического произведения, где музыка не сопровождает пьесу, а выражает ее, решает» (Дунаевский. 1961. С. 101). Сохранилась обширная эпистолярия.
Дунаевский выведен в образе композитора Днепровского в художественном фильме «Запасной игрок» (1954).
Сыновья: художник Евгений Исаакович Дунаевский, композитор Максим Исаакович Дунаевский.