Шпиллер Наталья Дмитриевна
Шпи́ллер Ната́лья Дми́триевна [7(20).11.1909, Киев – 20.7.1995, Москва], российская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947).
Отец – Дмитрий Алексеевич Шпиллер, главный архитектор Юго-Западных железных дорог, мать – Мария Николаевна Полякова, оперная певица.
В 1926–1931 гг. училась в Киевской консерватории (класс А. Н. Шперлинг). В 1931–1934 гг. солистка Средневолжской краевой оперы, дебютировала в партии Ксении («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), среди других партий: Ольга («Русалка» А. С. Даргомыжского), Жрица («Аида» Дж. Верди), Прилепа и Татьяна («Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно).
В 1935–1958 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Микаэлы в «Кармен» Бизе). К лучшим партиям Шпиллер относятся: Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Татьяна, Иоланта («Евгений Онегин», «Иоланта» П. И. Чайковского), Чио-Чио-сан (одноимённая опера Дж. Пуччини), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Графиня («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Этери («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Матильда («Вильгельм Телль» Дж. Россини; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1943); партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Ольга («Псковитянка»), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Марфа («Царская невеста»), Волхова («Садко»; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1950). Участвовала в исполнении советских опер, среди партий – Наталья («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Бэла (одноимённая опера А. Н. Александрова). Принимала участие в постановке оперы «Валькирия» Р. Вагнера (Зиглинда; режиссёр С. М. Эйзенштейн, 1940). Обладала лирико-драматическим сопрано большого диапазона, безупречной вокальной техникой, высокой исполнительской культурой.
Выступала как концертная певица (первый сольный концерт состоялся в Москве в 1936). Камерный репертуар Шпиллер включал произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова, Н. Я. Мясковского, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, Ф. Листа, Х. Вольфа, Г. Доницетти, Дж. Верди, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, Э. Шоссона и др. Гастролировала с концертами в СССР и за рубежом.
В 1950–1995 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (с 1963 профессор кафедры сольного пения, в 1963–1975 заведующая кафедрой оперной подготовки, в 1975–1978 – кафедрой сольного пения). Среди её учеников: М. А. Миглау, Е. А. Евсеева, Г. С. Кузнецова, Л. Т. Коновалова, Л. А. Савицкий.
В 1966–1995 гг. председатель Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве культуры РСФСР (с 1992 – Министерство культуры РФ). С 1969 г. председатель вокально-творческого кабинета имени А. В. Неждановой при Всероссийском театральном обществе, где проводила регулярные встречи с творческой интеллигенцией Москвы, совещания по вопросам вокальной педагогики и исполнительства. Член Совета по работе с молодёжью Министерства культуры СССР, консультант Большого театра по вокалу (до 1990), член Союза театральных деятелей РСФСР (с 1950), член жюри Всесоюзных и Международных конкурсов вокалистов. Регулярно выезжала в научно-методические командировки по городам СССР: во Владивосток, в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Алма-Ату, Ростов-на-Дону, Саратов, Казань, Астрахань, Воронеж, Петрозаводск и др.) с целью оказания методической помощи музыкальным училищам, вузам, организациям.
Автор рецензий и статей (около 60) по вопросам вокальной педагогики, творческой деятельности А. В. Неждановой, И. С. Козловского, М. О. Рейзена, В. А. Атлантова, М. П. Максаковой, Г. Ф. Большакова, Н. Н. Озерова, А. П. Огнивцева, А. И. Орфёнова, К. В. Леоновой, М. Л. Биешу, К. П. Лисовского и др.
С участием Шпиллер записаны: оперы «Иван Сусанин» (1947–1950), «Пиковая дама» (1937), «Кармен» (1937), «Царская невеста» (1943), «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (1948, Оксана), Реквием В. А. Моцарта (1946), Симфония № 9 Л. ван Бетховена (1951), кантата «Из Гомера» Римского-Корсакова (1947), симфонические поэмы «Колокола» С. В. Рахманинова (1948), «Мцыри» М. М. Ипполитова-Иванова (1948), сцены и арии из опер, романсы и песни. Издан комплект из 2 грампластинок «Искусство Н. Д. Шпиллер», сольный CD. Сохранились видеозаписи Шпиллер: «Чёрный веер» П. де Сарасате (съёмка в военном госпитале, 1942), романсы С. В. Рахманинова «Я жду тебя», «Сирень» (1957).
Шпиллер вела цикл телепередач «Мастера оперной сцены», телепередачи «Камерные вечера», «Театральные встречи: В гостях у Марии Николаевны…» (вечер русского романса в Доме-музее М. Н. Ермоловой, 1991) и др.
Сталинская премия 2-й степени «За большие достижения в области театрально-вокального искусства» (вручена в 1941). Награждена орденом Ленина (1951), орденом Дружбы народов (1976).
С 2014 г. на базе Российской академии музыки имени Гнесиных проводится ежегодный Всероссийский (с 2018 – Международный) конкурс вокалистов имени Н. Д. Шпиллер.
Муж – Святослав Николаевич Кнушевицкий. Дочь – Мария (Мирра) Святославовна Кнушевицкая (род. 1933), актриса. Брат – протоиерей Всеволод Шпиллер (1902–1984). Племянник – Иван Всеволодович Шпиллер.