Pratum Integrum
Pratum Integrum, российский барочный оркестр. Один из ведущих российских коллективов – представителей аутентичного исполнительства.
Основан в 2003 г. в Москве П. Г. Сербиным при поддержке компании Essential Music. Название оркестра, в переводе с латыни означающее «некошеный луг», – метафора обширного репертуара 17 – начала 19 вв., не освоенного отечественными музыкантами.
На момент основания оркестр был первым в России, располагающим всеми группами исторических инструментов. В состав вошли музыканты, обучавшиеся историческому исполнительству за рубежом (Франция, Нидерланды, Германия).
Коллектив осуществил свыше 200 российских премьер сочинений разных жанров эпохи барокко и классицизма, среди которых: балет Ж.-Б. Люлли «Времена года», «Страсти по Иоанну» Г. Гебеля (1709–1753), «Страсти по Марку» И. С. Баха в реконструкции немецкого клавесиниста, дирижёра и композитора Й. Бойзена (род. 1976), концертные версии опер «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Антигона» Т. Траэтты, «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя, «Венера и Адонис» Дж. Блоу. Кроме того, отечественной публике было представлено множество не исполнявшихся ранее в России шедевров инструментальной музыки итальянских, немецких, французских, английских композиторов. Важнейшее место в репертуаре оркестра заняли концерты, кончерто гроссо, сюиты и камерные сочинения Г. Ф. Телемана, многие из которых не были известны не только российским, но и европейским слушателям.
Особая задача оркестра – возрождение музыки русского классицизма, написанной как российскими авторами, так и композиторами-иностранцами, работавшими в Москве и Санкт-Петербурге. Репертуар Pratum Integrum включил сочинения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Тица (1742–1810), И. В. Геслера (1747–1822), И. Г. Фациуса (1759 – после 1810), не исполнявшиеся последние 200 лет. В 2008 г. состоялся первый показ мелодрамы Е. И. Фомина «Орфей» с привлечением рогового оркестра (записана на CD).
В рамках работы по гранту Министерства культуры РФ в 2019 г. оркестр Pratum Integrum записал общедоступный видеоархив русской музыки 18 в. (Pratum Integrum), включивший ряд сочинений, обнаруженных за последние годы. В частности, в него вошли: инструментальные номера из оперы Д. С. Бортнянского «Празднество сеньора», «Русская симфония» Э. Ванжуры, Концертная симфония ре мажор Себастьяна Жоржа (около 1740 – 1796), квартеты А. Тица и Михаила Керцелли (1754 – 1814 или 1818). В 2021 г. при поддержке Министерства культуры РФ коллектив реализовал концертно-просветительский проект «Сокровищница русской музыки XVIII века»: в разных российских городах Pratum Integrum исполнил 4 концертные программы, включающие премьеры забытых оркестровых и камерных сочинений как русских композиторов (Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский, С. А. Дегтярёв), так и иностранных авторов, живших в России [семейство Керцелли, С. Жорж, Э. Ванжура, А. Тиц, А. Эберль (1765–1807)]. В программу гастролей вошли лекции П. Г. Сербина и мастер-классы солистов оркестра, посвящённые русской музыке, написанной до 19 в.
Дискография оркестра насчитывает 19 альбомов, выпущенных на лейблах Caro Mitis (Россия) и Euridice (Норвегия). Среди записанных сочинений: квартеты и симфонии Й. Вёльфля, полное собрание оркестровых сюит Г. Ф. Телемана (5 CD), а также другие его малоизвестные произведения (2 CD), инструментальная музыка Л. Боккерини, концерты Дж. Платти (1697–1763), симфонии и концерты А. Розетти (1750–1792), оркестровые пьесы Ж.-Ф. Ребеля, симфонии и камерная музыка И. К. Баха. Многие из альбомов получили высокие оценки в журналах Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique, на форуме Positive Feedback Online. 4-й диск с сюитами Телемана, вышедший в 2011 г., получил престижную Премию немецких критиков.
Исполнительскую манеру Pratum Integrum отличает живость и яркость подачи, сочетающиеся с выверенным историческим подходом к интерпретации старинной музыки.
Солисты оркестра Pratum Integrum – художественный руководитель П. Г. Сербин (виолончель), концертмейстер С. А. Фильченко (скрипка), О. Ю. Ивушейкова (флейта), Н. В. Косарева (скрипка), С. В. Тищенко (альт), А. В. Гулин (виолончель) и другие – также регулярно выступают в составе струнного квартета Pratum Integrum и в камерных ансамблях. Среди исполнителей, сотрудничающих с оркестром: О. В. Мартынова (клавесин, хаммерклавир), Ф. В. Нодель (гобой), М. С. Крестинская (скрипка), Л. А. Фраёнова (скрипка, сопрано).
Pratum Integrum – постоянный участник и организатор крупных музыкальных проектов в Московском международном Доме музыки, зале «Зарядье», Московской консерватории, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, концертных залах Санкт-Петербурга. Оркестр выступал с европейскими музыкантами – признанными мастерами в области исторического исполнительства, среди них: Р. Гёбель, Ф. Жарусски, С. Кермес, Сигизвальд и Виланд Кёйкен, П. Нойман, Т. Пиннок, К. Руссе, П. Эссвуд, певцы Франческа Аспромонте, Анна Деннис, Сара Мингардо, Валер Сабадус, гобоисты Альфредо Бернардини и Паоло Грацци, дирижёры Стефано Монтанари, Вацлав Лукс, Роберт Холлингворт.
Коллектив принимал участие в международных фестивалях: Tage Alter Musik (Регенсбург, Германия, 2006), Musica Antiqua (Брюгге, Бельгия, 2006), Nordlysfestivalen (Тромсё, Норвегия, 2009), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (с 2009), Earlymusic (Санкт-Петербург, 2009–2012), Magdeburger Telemann-Festtage (Магдебург, Германия, 2010), Гольдберговский фестиваль (Гданьск, Польша, 2018). В 2013 г. при поддержке Министерства культуры РФ состоялось несколько гастрольных поездок оркестра в Нидерланды, в частности выступление на фестивале Oude Muziek в Утрехте.