Галич Александр Аркадьевич
Га́лич Алекса́ндр Арка́дьевич (настоящая фамилия Гинзбург) (19.10.1918, Екатеринослав, ныне Днепр, Украина – 15.12.1977, Париж), русский драматург, поэт, киносценарист.
С 1923 г. жил в Москве. В 1932 г. в газете «Пионерская правда» состоялся литературный дебют – стихотворение «Мир в рупоре». Учился в Москве в Литературном институте имени А. М. Горького, оперно-драматической студии под руководством К. С. Станиславского (не окончил).
В 1939–1941 гг. участвовал в работе театра-студии А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека как актёр и драматург (пьеса «Город на заре», 1940; поставлена в 1941). Был освобождён от призыва в армию по состоянию здоровья; во время Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. работал в эвакуации: в драматическом театре в Грозном, затем у Арбузова в г. Чирик под Ташкентом (до 1942).
После войны популярностью пользовались его пьесы: «Вас вызывает Таймыр» (1947, совместно с К. Ф. Исаевым), «Походный марш» [другое название «За час до рассвета», 1946; впервые поставлен в 1947 в ленинградском Новом театре (ныне Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета)]; фильмы по его сценариям: «Верные друзья» (1954; совместно с Исаевым), «На семи ветрах» (1962; совместно с С. И. Ростоцким), «Дайте жалобную книгу» (1965; совместно с Б. С. Ласкиным), «Третья молодость» (1965; СССР/Франция; совместно с П. Андреотта) и др. Спектакль по лучшей из его пьес – «Матросская тишина» (созданной в 1945–1956), в 1958 г. готовившийся к постановке в театре «Современник», был запрещён по цензурным соображениям (якобы в пьесе искажённо представлялась роль евреев в Великой Отечественной войне). Пьесу впервые поставили на выпускном курсе О. П. Табакова в Школе-студии МХАТ в 1989 г. В 1990 г. премьера состоялась в Московском театре под руководством О. Табакова.
Наибольшую известность принесли Галичу песни на собственные стихи, исполнявшиеся им под гитарный аккомпанемент, которые он стал сочинять с 1961 г. (по другим данным, с 1962) (две первых – «Леночка» и «Облака»). Как и во многих бардовских песнях, музыка в песнях Галича играет второстепенную роль, «озвучивая» поэзию. Песни Галича, остро публицистические, сочетавшие патетику, сатиру и доходящую до сарказма иронию, звучали протестом против насилия, лжи и лицемерия, воссоздавая конфликт человека и государственной системы. Их отличает протяжённость, развитый сюжет (часто обозначались автором как «баллады»); они нередко были написаны в сказовой манере, от лица условных персонажей. Вместе с тем при внешней простоте песни демонстрируют высокую литературную культуру поэта. В 1966 г. Галич подготовил самиздатовский сборник «Книга песен», в котором опубликовал тексты песен (второй подобный сборник датирован 1969).
Весной 1968 г., после выступлений для широкой публики на фестивале песенной поэзии в новосибирском Академгородке (где были исполнены песни «Памяти Б. Л. Пастернака», «Баллада о прибавочной стоимости»), Галич был подвергнут резкой критике в печати, ему было вынесено предупреждение секретариата Союза писателей СССР, однако он продолжал выступать в частных домах, а песни расходились в магнитофонных записях. В 1969 г. во Франкфурте-на-Майне вышел поэтический сборник «Песни».
В январе 1972 г. исключён из Союза писателей, в феврале того же года – из Союза кинематографистов. В 1974 г. вынужденно покинул СССР, жил в Норвегии, ФРГ, Франции, работал на радиостанции «Свобода». Лишён советского гражданства, в октябре 1974 г. все изданные в СССР его произведения запрещены. Автор автобиографической повести «Генеральная репетиция» (1974).
Погиб в результате несчастного случая от удара электрическим током. Бытует версия о том, что гибель Галича – убийство, спланированное советскими спецслужбами (например, Аронов. 2012), однако она не имеет документальных подтверждений.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.