Казадезюс Анри
Казадезю́с Анри́, Анри-Гюстав Казадезюс (Henri-Gustave Casadesus) (30.9.1879, Париж – 31.5.1947, там же), французский альтист, исполнитель на виоль д’амур.
Представитель династии музыкантов. Его отец, Луи Эмиль Александр Казадезюс (Казадезус; 1850–1919), – музыкант-любитель каталонского происхождения; среди братьев – Франсуа Казадезюс. В 1899 г. окончил Парижскую консерваторию по классу Т. Лафоржа. В 1901 г. вместе с К. Сен-Сансом основал в Париже Общество старинных инструментов (Société des instruments ançiens, существовало до 1939), возглавлял камерный ансамбль этого общества. Играл в нём на виоль д’амур (в ансамбль входили, кроме того, квинтон, виола да гамба, басовая виола, клавесин; в 1906–1909 клавесинистом был А. Казелла). В 1907 г. ансамбль играл на рауте в честь участников Русских исторических концертов, организованных в Париже С. П. Дягилевым. В 1910–1917 гг. Казадезюс выступал в составе струнного Квартета Люсьена Капе. Как дирижёр выступал в Льежском оперном театре, муниципальном парижском театре «Гете-Лирик».
Гастролировал во многих странах Европы и в США. Начиная с 1906 г. приезды Казадезюса в Россию были связаны с выступлениями ансамбля Общества старинных инструментов. В конце 1909 г. произошла памятная встреча коллектива с Л. Н. Толстым и А. Б. Гольденвейзером в Ясной Поляне. Сохранились фотография с автографом писателя, подаренная ансамблю, и его письмо Казадезюсу от 21 декабря 1909 г. (3 января 1910), в котором Толстой, в частности, писал: «...превосходное исполнение вами и вашими товарищами различных произведений старинных композиторов было для меня одним из самых больших музыкальных наслаждений, когда-либо мною испытанных» [Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 80. Москва, 1955. С. 255].
Казадезюс способствовал популяризации малоизвестной музыки композиторов барокко и венской классической школы, под видом которой исполнял и стилизации, написанные вместе с братом Мариусом (1892–1981); среди них – Скрипичный концерт ре мажор «Аделаида», объявленный сочинением В. А. Моцарта. Перу Казадезюса принадлежат и другие музыкальные мистификации: Концерт для альта в стиле К. Ф. Э. Баха (около 1905; впоследствии исполнялся под управлением Д. Мийо, С. А. Кусевицкого и многих других дирижёров), Концерт для альта в стиле Г. Ф. Генделя (опубликован в 1924; среди исполнителей – У. Примроз), виолончельный концерт в стиле И. К. Баха (опубликован в 1947), «генделевская» концертная симфония для виоль д’амур и контрабаса. Имеется печатное свидетельство первого исполнения в России «альтового концерта Г. Ф. Генделя»: «...исполненный г. Казадезюсом вновь "открытый" концерт Генделя оказался достойным имени своего творца только в Adagio» (рецензия в журнале «Музыка» за 1911 о выступлении Казадезюса с оркестром Кусевицкого).
Среди других сочинений: оперетты «Розовый куст» («Le Rosier», 1913, «Фоли-Драматик», Париж, 1925), «Котильон III» («Cotillon III», 1927, «Гете-Лирик»), «Без лишнего шума» («Sans tambour, ni trompette», 1931, парижский мюзик-холл «Фоли-Ваграм»), балет «Сельские удовольствия» («Les plaisirs champêtres», 1925, аранжировка музыки М. П. де Монтеклера), камерные ансамбли; музыка к кинофильмам «Преступление на красной дороге» («Le crime du chemin rouge», 1933), «Парижские тайны» (1943, по роману Э. Сю), «Париж – Нью-Йорк» (1940) и др.
Собрал коллекцию старинных инструментов (хранится в музее Бостонского симфонического оркестра).
Автор школы игры на виоль д’амур, включающей 24 прелюдии (1931).
Его племянник – Робер Казадезюс. Дети: Катрин Казадезюс (1902–1985) – композитор, скрипачка, педагог; Жаклин Казадезюс (1903–1976) – пианистка (ученица А. Корто) и певица; Кристиан Казадезюс (1912–2014) – актёр; Жизель Казадезюс (1914–2017) – актриса «Комеди Франсез»; Бернар Казадезюс (1923–1994) – музыковед, певец. Внуки – Жан-Клод Казадезюс; Доминик Пробст (род. 1954) – композитор.