Музыканты

Булез Пьер

Буле́з Пьер (Pierre Boulez) (26.3.1925, Монбризон, департамент Луара – 5.1.2016, Баден-Баден, земля Баден-Вюртемберг, Германия), французский композитор, дирижёр, музыковед.

В 1942–1945 гг. учился в у (гармония), брал частные уроки у А. Ворабур (контрапункт). Преподавал композицию в Дармштадтском международном музыкальном институте (1954–1965, с перерывами), (профессор в 1960–1963), (1963).

Дирижёр концертов современной и старинной музыки общества (1954–1967, Париж). Прославился интерпретациями произведений композиторов 20 в., в особенности (в 1967–1970 и 1992–1996 с разными коллективами дважды записал все его сочинения) и (в 1963 поставил оперу , в 1979 руководил премьерой оперы в редакции ; обе – в Париже), а также , , О. Мессиана, («досерийного» периода), . При этом некоторых композиторов 20 в. (, , ) Булез принципиально не исполнял.

Со 2-й половины 1960-х гг. Булез начал исполнять музыку более традиционного репертуара 19 – начала 20 вв.: в 1966 и 1968 гг. с лондонским оркестром исполнил ряд сочинений , в 1969 г. в театре возглавил постановку его оперы , в 1976 г. на – постановку оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» . В 1971–1975 гг. главный дирижёр (в 1967 г. гастролировал с этим оркестром в СССР), в 1971–1977 гг. главный дирижёр . С 1969 г. до конца жизни выступал в качестве приглашённого дирижёра , с 1991 г. часто записывался с ним.

В своём творчестве Булез использовал разные авангардные техники композиции – от до . Сочинения 1940–1950-х гг. продолжают традиции А. Веберна, адептом которого Булез себя объявлял. О. Мессиану он обязан особым вниманием к разработке ритмических моделей и к звука. В технике тотального написаны «Полифония X» для 18 солистов (1951), «Структуры I» для двух фортепиано (1952). Всеобщее признание Булезу как композитору-авангардисту принесло сочинение для контральто и инструментального ансамбля (1955), в основе которого лежит техника сериализма. Нередко в произведение добавляется «ориентальный» колорит, который сообщается музыке благодаря искусному и многообразному употреблению ударных инструментов.

В 1977–1992 гг. Булез возглавлял парижский Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (). В 1977–1995 гг. этот институт стал базой для основанного композитором инструментального , который под его руководством приобрёл всемирную известность. В 1990 г. Булез гастролировал с ансамблем в Москве, где был принят публикой с большим энтузиазмом, дал концерт с оркестром (сохранилась аудиозапись), встречался с её преподавателями и студентами.

В этот период композитор отдал дань электронной музыке, предпочитая смешанные электроакустические составы, как в «Респонсориях» для 6 солистов-инструменталистов, оркестра и электроники [название «Répons», буквально «ответы», «отклики», обыгрывает переклички разного рода, в том числе между «естественными» (т. е. акустическими) и «искусственными» (т. е. электронными) инструментами; 1980, последняя редакция – 1985] или в Концерте «...возбуждённо-спокойная...» («…explosante-fixe…») для MIDI-флейты, двух флейт и оркестра (1972, последняя редакция – 1993). Среди других известных сочинений: «Складка за складкой» («Pli selon pli») для сопрано и симфонического оркестра (на тексты , 1957–1989; самое протяжённое сочинение Булеза), «Вспышка/Множество» («Éclat/Multiples») для 9 ударных инструментов и оркестра (последняя редакция – 1970).

Многие композиторские проекты Булеза реализованы в нескольких вариантах, отражая «прорастание» (франц. prolifération) замысла в разных направлениях («измерениях», в терминах философии – друга Булеза). Например, пьесы «Импровизация 1» и «Импровизация 2» (для сопрано и ансамбля ударных) будущего цикла «Складка за складкой» были сочинены в 1957 г. В 1959 г. к ним добавились «Импровизация 3» и «Гробница» («Tombeau») (для сопрано, ударных и инструментального ансамбля). После написания в 1960 г. пьесы «Дар» («Don», для сопрано и фортепиано) сформировался пятичастный цикл, которым в том же году Булез впервые продирижировал с Оркестром Юго-Западного радио (Германия). В 1962 г. Булез расширил часть «Дар», аранжировал её и часть «Импровизация 1» для сопрано и симфонического оркестра, в 1984 г. отредактировал часть «Импровизация 3», в 1989 г. переоркестровал «Дар», добавив мандолину и гитару и увеличив группу ударных инструментов. В последней редакции (для сопрано с оркестром) сочинение записано в 2001 г. в исполнении К. Шефер и «Ансамбля Интерконтемпорен» под управлением автора.

Дискография Булеза-дирижёра обширна. К его 90-летию (2015) компания выпустила комплект из 44 CD «Пьер Булез. 20 век» (Б. Барток, А. Берг, , Булез, Э. Варез, А. Веберн, К. Дебюсси, , О. Мессиан, , И. Ф. Стравинский, А. Шёнберг, ), в том же году – комплект из 10 CD «Le Domaine musical»; архивные записи 1956–1967 гг., в том числе музыки Берга, Л. Берио, Булеза, Э. Вареза, Веберна, , Мессиана, , , Стравинского, , Шёнберга, , в 2017 г. – комплект из 8 CD «Булез и Кливлендский оркестр» (Дебюсси, , Мессиан, Равель, Стравинский).

(1979). 26 премий (1967–­2015), в том числе почётная премия в номинации «За достижения всей жизни» (2015).

  • Музыковеды 20 века
  • Французские музыковеды
  • Французские композиторы