Булез Пьер
Буле́з Пьер (Pierre Boulez) (26.3.1925, Монбризон, департамент Луара – 5.1.2016, Баден-Баден, земля Баден-Вюртемберг, Германия), французский композитор, дирижёр, музыковед.
В 1942–1945 гг. учился в Парижской консерватории у О. Мессиана (гармония), брал частные уроки у А. Ворабур (контрапункт). Преподавал композицию в Дармштадтском международном музыкальном институте (1954–1965, с перерывами), Музыкальной академии Базеля (профессор в 1960–1963), Гарвардском университете (1963).
Дирижёр концертов современной и старинной музыки общества Le Domaine musical (1954–1967, Париж). Прославился интерпретациями произведений композиторов 20 в., в особенности А. Веберна (в 1967–1970 и 1992–1996 с разными коллективами дважды записал все его сочинения) и А. Берга (в 1963 поставил оперу «Воццек», в 1979 руководил премьерой оперы «Лулу» в редакции Ф. Церхи; обе – в Париже), а также Б. Бартока, Э. Вареза, О. Мессиана, И. Ф. Стравинского («досерийного» периода), А. Шёнберга. При этом некоторых композиторов 20 в. (П. Хиндемита, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича) Булез принципиально не исполнял.
Со 2-й половины 1960-х гг. Булез начал исполнять музыку более традиционного репертуара 19 – начала 20 вв.: в 1966 и 1968 гг. с лондонским оркестром «Новая филармония» исполнил ряд сочинений К. Дебюсси, в 1969 г. в театре «Ковент-Гарден» возглавил постановку его оперы «Пеллеас и Мелизанда», в 1976 г. на фестивале в Байройте – постановку оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера. В 1971–1975 гг. главный дирижёр Cимфонического оркестра BBC (в 1967 г. гастролировал с этим оркестром в СССР), в 1971–1977 гг. главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра. С 1969 г. до конца жизни выступал в качестве приглашённого дирижёра Кливлендского оркестра, с 1991 г. часто записывался с ним.
В своём творчестве Булез использовал разные авангардные техники композиции – от додекафонии до электронной музыки. Сочинения 1940–1950-х гг. продолжают традиции А. Веберна, адептом которого Булез себя объявлял. О. Мессиану он обязан особым вниманием к разработке ритмических моделей и к тембру звука. В технике тотального сериализма написаны «Полифония X» для 18 солистов (1951), «Структуры I» для двух фортепиано (1952). Всеобщее признание Булезу как композитору-авангардисту принесло сочинение «Молоток без мастера» для контральто и инструментального ансамбля (1955), в основе которого лежит техника сериализма. Нередко в произведение добавляется «ориентальный» колорит, который сообщается музыке благодаря искусному и многообразному употреблению ударных инструментов.
В 1977–1992 гг. Булез возглавлял парижский Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM). В 1977–1995 гг. этот институт стал базой для основанного композитором инструментального «Ансамбля Интерконтемпорен», который под его руководством приобрёл всемирную известность. В 1990 г. Булез гастролировал с ансамблем в Москве, где был принят публикой с большим энтузиазмом, дал концерт с оркестром Московской консерватории (сохранилась аудиозапись), встречался с её преподавателями и студентами.
В этот период композитор отдал дань электронной музыке, предпочитая смешанные электроакустические составы, как в «Респонсориях» для 6 солистов-инструменталистов, оркестра и электроники [название «Répons», буквально «ответы», «отклики», обыгрывает переклички разного рода, в том числе между «естественными» (т. е. акустическими) и «искусственными» (т. е. электронными) инструментами; 1980, последняя редакция – 1985] или в Концерте «...возбуждённо-спокойная...» («…explosante-fixe…») для MIDI-флейты, двух флейт и оркестра (1972, последняя редакция – 1993). Среди других известных сочинений: «Складка за складкой» («Pli selon pli») для сопрано и симфонического оркестра (на тексты С. Малларме, 1957–1989; самое протяжённое сочинение Булеза), «Вспышка/Множество» («Éclat/Multiples») для 9 ударных инструментов и оркестра (последняя редакция – 1970).
Многие композиторские проекты Булеза реализованы в нескольких вариантах, отражая «прорастание» (франц. prolifération) замысла в разных направлениях («измерениях», в терминах философии Ж. Делёза – друга Булеза). Например, пьесы «Импровизация 1» и «Импровизация 2» (для сопрано и ансамбля ударных) будущего цикла «Складка за складкой» были сочинены в 1957 г. В 1959 г. к ним добавились «Импровизация 3» и «Гробница» («Tombeau») (для сопрано, ударных и инструментального ансамбля). После написания в 1960 г. пьесы «Дар» («Don», для сопрано и фортепиано) сформировался пятичастный цикл, которым в том же году Булез впервые продирижировал с Оркестром Юго-Западного радио (Германия). В 1962 г. Булез расширил часть «Дар», аранжировал её и часть «Импровизация 1» для сопрано и симфонического оркестра, в 1984 г. отредактировал часть «Импровизация 3», в 1989 г. переоркестровал «Дар», добавив мандолину и гитару и увеличив группу ударных инструментов. В последней редакции (для сопрано с оркестром) сочинение записано в 2001 г. в исполнении К. Шефер и «Ансамбля Интерконтемпорен» под управлением автора.
Дискография Булеза-дирижёра обширна. К его 90-летию (2015) компания Deutsche Grammophon выпустила комплект из 44 CD «Пьер Булез. 20 век» (Б. Барток, А. Берг, Х. Бёртуисл, Булез, Э. Варез, А. Веберн, К. Дебюсси, Д. Лигети, О. Мессиан, М. Равель, И. Ф. Стравинский, А. Шёнберг, К. Шимановский), в том же году – комплект из 10 CD «Le Domaine musical»; архивные записи 1956–1967 гг., в том числе музыки Берга, Л. Берио, Булеза, Э. Вареза, Веберна, М. Кагеля, Мессиана, Л. Ноно, А. Пуссёра, Стравинского, Х. В. Хенце, Шёнберга, К. Штокхаузена, в 2017 г. – комплект из 8 CD «Булез и Кливлендский оркестр» (Дебюсси, Г. Малер, Мессиан, Равель, Стравинский).
Премия Эрнста фон Сименса (1979). 26 премий «Грэмми» (1967–2015), в том числе почётная премия в номинации «За достижения всей жизни» (2015).