Александрова-Кочетова Александра Дормидонтовна
Алекса́ндрова-Ко́четова Алекса́ндра Дормидо́нтовна (Доримедонтовна; урождённая Соколова, по мужу Кочетова, сценический псевдоним Александрова) [1(13).10.1833, Санкт-Петербург – 4(17).11.1902, Москва], российская певица (лирико-драматическое сопрано), педагог.
Детство и юность провела в Берлине, где её отец, Доримедонт Васильевич Соколов (1805–1855), служил священником при русском посольстве. По окончании берлинской женской гимназии (около 1850) обучалась игре на фортепиано, теории музыки и пению у Г. В. Тешнера. С 1853 г. продолжила вокальные занятия в Санкт-Петербурге у Ф. Ронкони и Л. Лаблаша, брала уроки фортепиано у А. Г. Рубинштейна и Т. Лешетицкого. В 1853–1856 гг., будучи придворной певицей великой княгини Елены Павловны, выступала в концертах, в том числе вместе с итальянскими певцами Э. Кальцолари, А. Бозио, Лаблашем. В 1850-е гг. сочинила несколько пользовавшихся популярностью романсов (изданы в 1922, Москва).
В 1865–1877 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки). Участвовала в возобновлённых постановках опер «Аскольдова могила» и «Громобой» А. Н. Верстовского, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского. Искусство А. Д. Александровой-Кочетовой способствовало возрождению общественного интереса к операм русских композиторов.
Александрова-Кочетова участвовала в российских премьерах опер «Фауст» Ш. Гуно (Маргарита, 1866), «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Г. Рубинштейна (Мария, 1867), «Карпатская роза» С. Саломана (Кива, 1867/1868; все – Большой театр). Впервые на сцене Большого театра исполнила партию Марии в опере «Мазепа» Б. А. Фитингоф-Шеля (1866). Среди лучших партий, исполненных певицей на сцене Большого театра: Антонида («Жизнь за царя», в этой партии Александрова-Кочетова выступила свыше 100 раз), Людмила («Руслан и Людмила»), Наташа («Русалка»), Надежда («Аскольдова могила»), Агата («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Норма (одноимённая опера В. Беллини).
Интерпретации Александровой-Кочетовой отличались тонким чувством стиля.
Александрова-Кочетова вела интенсивную концертную деятельность. Её камерный репертуар включал произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна (в ансамбле с которым выступала), Ф. Шуберта, Р. Шумана, С. Монюшко. Исполняла сольные партии в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена (с 1860), оратории «Илия» Ф. Мендельсона (1865), Реквиеме В. А. Моцарта (с 1873). Творчество Александровой-Кочетовой высоко ценили Чайковский (посвятил ей романс «И больно, и сладко» ор. 6 № 3), Рубинштейн (посвятил ей 6 песен ор. 8), Даргомыжский, А. Н. Серов, А. П. Чехов. В 1867 г. певица гастролировала в Праге, исполняла на чешском языке партии Людмилы и Антониды («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» Глинки), Наташи («Русалка» Даргомыжского).
В 1866–1880 гг. профессор Московской консерватории, одновременно преподавала в Московском театральном училище. После ухода из консерватории до конца жизни давала частные уроки. Среди её учеников: Е. П. Кадмина, М. М. Корякин, Е. А. Муравьёва, П. А. Хохлов, дочь – Зоя Разумниковна Кочетова (1857–1892).
Сын – Николай Разумникович Кочетов.