Черепнин Николай Николаевич
Черепни́н Никола́й Никола́евич [3(15).5.1873, Санкт-Петербург – 26.6.1945, Исси-ле-Мулино, предместье Парижа, ныне в метрополии Большой Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа], российский композитор, дирижёр, педагог.
Дворянин. Сын известного петербургского врача Николая Петровича Черепнина (1841–1906), имевшего знакомства в художественной среде. В 1891 г. окончил в Санкт-Петербурге гимназию № 6, с детских лет занимался музыкой. В 1895 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1893 г. поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился игре на фортепиано у К. Фан-Арка, композиции – у Н. Ф. Соловьёва и (с 1894) Н. А. Римского-Корсакова (окончил в 1898). Первое значительное сочинение – симфонический прелюд «Принцесса Грёза» (1896, по мотивам пьесы Э. Ростана). В 1899–1904 гг. заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы. Член Беляевского кружка, участник Вечеров современной музыки.
С 1902 г. был постоянным дирижёром Русских симфонических концертов, организованных М. П. Беляевым, на протяжении многих лет выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества, в Концертах А. И. Зилоти, Московского филармонического общества, в Исторических концертах С. Н. Василенко, концертных сезонах в Павловске, Ораниенбауме. В симфонические программы включал произведения композиторов петербургской школы, П. И. Чайковского, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. А. Спендиарова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, В. А. Золотарёва, собственные сочинения; был первым исполнителем посвящённых ему оркестровых пьес А. К. Лядова «Волшебное озеро» (1909) и «Кикимора» (1910).
С 1898 г. дирижёр хора (ассистент Э. Ф. Направника), в 1906–1909 гг. дирижёр Мариинского театра. В 1909–1914 гг. постоянный дирижёр Русских сезонов и Русского балета Дягилева. В эти годы (до 1914) Черепнин написал много музыки, как композитор став последователем Римского-Корсакова; испытал сильное влияние французских импрессионистов, а также Р. Штрауса, А. Н. Скрябина. Лучшие сочинения созданы в период общения с художниками «Мира искусства», отличаются изяществом стиля и мастерством оркестровки. Концерт для фортепиано с оркестром си минор (1908) был удостоен Глинкинской премии (1909). Одноактный балет «Павильон Армиды», поставленный в 1907 г. в Мариинском театре (либреттист и художник А. Н. Бенуа, хореограф М. М. Фокин, дирижёр Р. Дриго, в главных ролях А. П. Павлова и В. Ф. Нижинский), в 1909 г. был с грандиозным успехом показан в Париже на сцене театра «Шатле» под управлением автора и стал первым балетом антрепризы С. П. Дягилева. Первоначально Дягилев предполагал, что пойдёт оконченный к тому времени Черепниным балет «Жар-птица», однако был выбран «Павильон Армиды», уже снискавший признание публики. Партитуру «Жар-птицы» автор переработал в симфоническую поэму «Зачарованное царство». «Павильон Армиды» вызвал восторженные отклики К. Сен-Санса, Г. Форе и др. По заказу Дягилева Черепнин написал одноактный балет «Нарцисс» («Нарцисс и Эхо»; либретто Л. С. Бакста и Черепнина), который был с огромным успехом поставлен в 1911 г. в Опере Монте-Карло (хореограф Фокин, художник Бакст, дирижёр автор, в главных ролях – Т. П. Карсавина, Нижинский). Премьера заказанного Дягилевым балета «Маска красной смерти» (по Э. По) была намечена на 1914 г., но не состоялась. Черепнин считал эту свою партитуру лучшей и в 1930-е гг. переработал её в 3 симфонических фрагмента «Судьба». В рамках дягилевской антрепризы Н. Н. Черепнин дирижировал заграничной премьерой оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова (1909, Париж, «Шатле», режиссёр А. А. Санин, в главной роли – Ф. И. Шаляпин), балетными спектаклями в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине.
В 1905–1918 гг. преподавал в Санкт-Петербургской консерватории (профессор с 1909), основал здесь (впервые в России) дирижёрский класс (1906), руководил оперным классом (1915–1918), в учебный процесс включал современную музыку. Среди учеников: Б. В. Асафьев, М. А. Бихтер, А. В. Гаук, В. А. Дранишников, М. Г. Климов, Н. А. Малько, С. С. Прокофьев (посвятил учителю свой Концерт для фортепиано с оркестром № 1), В. Н. Цыбин, Ю. А. Шапорин, М. В. Юдина. «Черепнин был блестящим музыкантом, который мог одинаково интересно и любовно говорить как о старой музыке, так и о самой новой. ...Он говорил о новаторстве так, что я чувствовал себя почти отсталым музыкантом…» (С. С. Прокофьев : материалы, документы, воспоминания. Москва, 1961. С. 142–143).
В 1918–1921 гг. работал в Тифлисе (ныне Тбилиси), по приглашению З. П. Палиашвили возглавил Тифлисскую консерваторию, был дирижёром оперного театра. Помогал М. А. Баланчивадзе оркестровать оперу «Дареджан Коварная», дирижировал спектаклями оперы Палиашвили «Абесалом и Этери» (1919) (Томпакова О. Вместо предисловия // Черепнин. 1976. С. 16).
Летом 1921 г. с разрешения Наркомпроса и лично А. В. Луначарского отправился в Париж на гастрольные выступления с труппой А. П. Павловой. В Россию не вернулся, до 1933 г. гастролировал в странах Европы и в США как дирижёр, пропагандировал русскую симфоническую и оперную музыку. Сочинял балеты для трупп Павловой, М. М. Мордкина. Один из основателей и директор (1925–1929, 1938–1945) Русской консерватории в Париже. В 1922 г. завершил и инструментовал оперу «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (поставлена в Монте-Карло, 1923, в Барселоне, затем в Нью-Йорке). Среди поздних сочинений – опера «Ванька-ключник» (по Ф. Сологубу, поставлена в 1932 в Белграде), оратория «Хождение Богородицы по мукам» (на текст апокрифа, 1934). В 1932 г. по приглашению С. А. Кусевицкого дирижировал Бостонским симфоническим оркестром. Член (с 1926), затем президент (с 1937) Попечительского совета издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».
Был женат на певице Марии Альбертовне Бенуа (1876–1958), дочери Альберта Николаевича Бенуа. Их сын – А. Н. Черепнин, внуки – С. Черепнин, И. Черепнин.