Гречанинов Александр Тихонович
Гречани́нов Алекса́ндр Ти́хонович [13(25).10.1864, Москва – ум. в ночь на 4.1.1956, Нью-Йорк], российский композитор.
Творческий путь
Из семьи мелкого торговца. Будучи гимназистом, пел в церковном любительском хоре. В 1881–1890 гг. обучался в Московской консерватории у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова (фортепиано), Г. А. Лароша, Н. А. Губерта (контрапункт), А. С. Аренского (гармония и фуга), С. И. Танеева (анализ музыкальных форм), затем в 1890–1893 гг. – в Петербургской консерватории в классе сочинения Н. А. Римского-Корсакова, в качестве дипломной работы представил кантату «Самсон». В 1894 г. написал 1-ю симфонию, в которой сильны влияния Римского-Корсакова; в том же году получил 3-ю премию (учреждённую М. П. Беляевым) за 1-й струнный квартет на конкурсе композиторов, проведённом петербургским Обществом камерной музыки. В эти годы создал ряд хоровых сочинений для петербургского Хора русской оперы Ф. Ф. Беккера, сотрудничал с хором И. А. Мельникова.
В 1896 г. переехал в Москву, стал профессором по классу композиции Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Познакомился с С. В. Смоленским и с конца 1890-х гг. работал в области духовной музыки, став наряду с А. Д. Кастальским главным представителем «нового направления», или московской школы (также называлась школой Синодального училища), ратующей за обновление церковно-певческого искусства на основе древнего, исконно русского интонационного материала. Своеобразным манифестом новой школы стала статья Гречанинова «Несколько слов о "духе" церковных песнопений» (1900). Духовные произведения Гречанинова начиная с 1900-х гг. входили в концертный репертуар Синодального хора (в том числе хоры «Воскликните Господеви», «Волною морскою»), однако в церковных службах в России его музыка почти не исполнялась. Среди церковных сочинений Гречанинова: Всенощное бдение, 2 литургии святителя Иоанна Златоуста (1-я – ор. 13, 1897, во многом близкая литургии П. И. Чайковского, исполнена в концерте в 1898; 2-я – ор. 29, исполнена в 1903), хоровые песнопения. Известно, что «Верую» из 2-й литургии произвело сильное впечатление на императора Николая II, и Гречанинову была назначена пожизненная пенсия, а Придворная певческая капелла получила указание исполнять это песнопение на каждой воскресной службе.
Первым опытом использования музыкальных инструментов в православном сочинении на богослужебные тексты стал полиелей «Хвалите имя Господне» (ор. 60, 1912) для альта (или меццо-сопрано), струнного квартета, органа и арфы. Вершинами дореволюционного творчества Гречанинова по праву считаются «Страстная седмица» – духовное концертное хоровое сочинение а капелла, написанное на тексты песнопений разных служб всех дней последней недели Великого поста, кантата «Хвалите Бога» (Laudate Deum, ор. 65) на тексты псалмов для тенора, хора, струнного оркестра, органа и арфы (исполнена в Москве в 1915, во 2-й редакции – на французском языке в 1932 в Брюсселе) и «Демественная литургия» для солистов – тенора и баса, смешанного хора, органа, арфы и оркестра (ор. 79, 1917; исполнена в Москве в 1918 под управлением С. А. Кусевицкого), которая, однако, вызвала критику со стороны ряда священнослужителей. На Поместном соборе Православной российской Церкви 1917–1918 гг. Гречанинов официально поднял вопрос о необходимости введения органа в православное богослужение; вопрос был рассмотрен, предложение Гречанинова отклонено.
В течение ряда лет Гречанинов сотрудничал с Московским художественным театром, написал музыку к его спектаклям: «Царь Фёдор Иоаннович» (1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899) А. К. Толстого, «В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко (1901), «Снегурочка» (1900) А. Н. Островского (последняя – самая яркая и самобытная). В 1903 г. в московском Большом театре была поставлена опера-былина Гречанинова «Добрыня Никитич» (заглавную партию исполнил Ф. И. Шаляпин), в которой Гречанинов выступил последователем Н. А. Римского-Корсакова, затем в 1912 г. в Опере С. И. Зимина – опера-мистерия «Сестра Беатриса», в которой заметно влияние Р. Вагнера (снята со сцены после 3-го представления по настоянию Священного Cинода). В последующих сочинениях Гречанинова проявились влияния современных ему французских композиторов.
В 1903 г. Гречанинов был избран заместителем председателя Музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета, сделал множество обработок народных песен – татарских и башкирских («25 мусульманских мелодий» для голоса и фортепиано; собраны С. Г. Рыбаковым; op. 25, 1901), позднее – шотландских, украинских, белорусских (многие из них опубликованы в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии»). В 1905 г., увлечённый революционными идеями, написал «Траурный гимн» для смешанного хора а капелла на гибель большевика Н. Э. Баумана (участвовал в его похоронах в Москве, превратившихся в многотысячную политическую демонстрацию). В 1906 г. Гречанинов участвовал в создании в Москве Народной консерватории. В этом же году начал активно выступать в качестве музыкального критика в периодической печати. В 1909 г. стал одним из учредителей общества «Музыкально-теоретическая библиотека». С 1910 г. Гречанинов концертировал как пианист-аккомпаниатор с исполнителями его романсов. В 1914 и 1917 гг. ему были присуждены премии конкурса Петроградского Общества камерной музыки за 2-й и 3-й струнные квартеты. Начал работать в музыкальной школе сестёр Гнесиных (преподавал теоретические дисциплины), затем руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман и обратился к сфере детской музыки (песни, детские оперы, фортепианные пьесы). В частности, детская опера «Теремок» («Мышкин теремок») была поставлена в 1921 г. силами учащихся школы Беркман.
После Февральской революции 1917 г. Гречанинов активно включился в строительство социалистической культуры; гастролировал как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами (в том числе в колонии для беспризорных детей), выступал с лекциями-концертами перед рабочей аудиторией. В 1917 г. написал хоровой «Гимн свободной России» (совместно с поэтом К. Д. Бальмонтом), который рассматривал как новый национальный гимн. Гречанинов был в числе первых сотрудников созданного в 1918 г. Музыкального отдела Наркомпроса, вошёл в правление Московского профессионального союза композиторов (создан в конце 1918 г., председатель правления – Н. А. Рославец); в 1919 г. был членом жюри конкурса, объявленного Музыкальным отделом Наркомпроса, на создание музыкальных произведений для детей.
В 1922 г. концертировал в Лондоне, затем в ряде стран Европы с певицей Т. А. Макушиной. В 1925 г. уехал за рубеж на гастроли, но больше в Россию не вернулся, поселившись в Париже, хотя и сохранял лояльность по отношению к советской власти. В 1929 г. совершил концертное турне по США с певицей Н. П. Кошиц. В 1937 г. его «Праздничная месса» («Missa Festiva») для смешанного хора и органа получила премию на конкурсе парижского издательства Procure de musique religieuse. В 1939 г. Гречанинов вновь гастролировал с певицей Макушиной, на этот раз по скандинавским странам, затем переехал жить в Детройт (США) к падчерице, а в 1940 г. переселился в Нью-Йорк (американское гражданство получил в 1946). В 1939 г. впервые была исполнена его 5-я симфония (под управлением Л. Стоковского, Филадельфия), в 1942 г. – 4-я (под управлением Дж. Барбиролли, Нью-Йорк). Гречанинов продолжал выступать как аккомпаниатор в авторских концертах с певицей М. М. Куренко. В 1939 г. перенёс глазную операцию, 5-ю симфонию посвятил своему врачу П. Хиту. В 1943 г. написал кантату-поэму «К Победе!», посвящённую Красной Армии (отправил ноты в Москву для исполнения в юбилейном концерте, посвящённом его 80-летию), а в 1944 г. – «Элегическую поэму» для оркестра, посвящённую «памяти героев, жизнь свою положивших за свободу» (Письмо Гречанинова Р. М. Глиэру 28 января 1945 года // Встречи с прошлым. Москва, 1984. Вып. 5. С. 293). В 1944 г. Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. А. Кусевицкого впервые была исполнена «Экуменическая месса» («Missa Oecumenica») для солистов, хора, органа и оркестра (в России впервые исполнена в 1998), в которой Гречанинов пытался объединить особенности музыки католического и православного богослужения.
В 1948 г. на Беркширском фестивале в Танглвуде (штат Массачусетс) было поставлено 3-е действие оперы Гречанинова «Женитьба» (полностью постановка осуществлена в Париже на русском языке в 1950 труппой Русского камерного театра под руководством Н. А. Карганова). Эта декламационная опера явилась попыткой воплотить в музыке прозу Н. В. Гоголя (вне зависимости от аналогичного опыта М. П. Мусоргского). В том же году Бостонским симфоническим оркестром под управлением П. Черкасского дважды исполнялась 3-я симфония Гречанинова, а Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением В. Р. Бакалейникова – 5-я симфония. 90-летие композитора – автора около тысячи произведений – торжественно отмечалось 25 октября 1954 г. концертом из его сочинений в Таун-холле в Нью-Йорке.
Память
Несмотря на завещание Гречанинова захоронить его прах в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря, урна с его прахом захоронена на Свято-Владимирском кладбище в штате Нью-Джерси (США), где в 1958 г. был установлен памятник с барельефом работы Г. В. Дерюжинского.
В Москве работает Детская музыкальная школа имени А. Т. Гречанинова (основана в 1979, современное название с 1994).
Наследие
Музыка Гречанинова в СССР во 2-й половине 20 в. практически не исполнялась, хотя в послевоенные годы и были изданы некоторые его произведения; возможно, виной забвения стали слухи, что Гречанинов «ругает советскую власть», о чём писал, в частности, Д. Р. Рогаль-Левицкий (см.: Рогаль-Левицкий Д. Р. Мой первый учитель композиции. Российский национальный музей музыки. Ф. 351. Ед. хр. 539. Л. 106). Ныне интерес к творчеству композитора возобновился.
Архивы Гречанинова хранятся в Российском национальном музее музыки, в Российском государственном архиве литературы и искусства (российский период), а также в разных архивах и библиотеках США.