Бевиньяни Энрико Модесто
Бевинья́ни Энри́ко Моде́сто (Enrico Modesto Bevignani) (29.9.1841, Неаполь – 29.8.1903, там же), итальянский дирижёр. Работал преимущественно в Англии и России.
Учился в Неаполитанской консерватории. В 1862 г. в Неаполе, в театре «Сан-Карло», была поставлена его единственная опера – «Катерина Блум» (либретто Д. Болоньезе, в главной роли – сопрано М. Специя-Альдигьери).
В 1864 г. был приглашён в Лондон, работал в Театре Её Величества (пианист, дирижёр). С 1869 г. дирижировал в театре «Ковент-Гарден», продолжал здесь выступать до 1877 г., в том числе провёл на этой сцене британскую премьеру оперы «Аида» Дж. Верди (1876, на итал. языке).
В 1872–1881 гг. работал в России, в Императорских театрах, до 1877 г. дирижёр казённой Итальянской оперы в Москве и Санкт-Петербурге. С 1877 г. капельмейстер (главный дирижёр) Большого театра в Москве [Итальянская (до весны 1879) и Русская труппы], в репертуаре имел более 20 опер. Дирижировал новыми постановками театра [спектакли Итальянской оперы (труппы) отмечены специально]: «Сорока-воровка» Дж. Россини (спектакль Итальянской оперы), «Дон Паскуале» Г. Доницетти (спектакль Итальянской оперы), «Травиата» Дж. Верди (все – 1872); «Луиза Миллер» Верди (спектакль Итальянской оперы), «Криспино и Кума» Л. и Ф. Риччи (спектакль Итальянской оперы; обе – 1874; все – режиссёр Н. П. Савицкий); «Миньон» А. Тома (1874, впервые в Большом театре, спектакль Итальянской оперы, режиссёр Савицкий); «Аида» Верди (1875/1876, впервые в Большом театре, спектакль Итальянской оперы, режиссёр А. Ф. Смирнов, балетмейстер М. И. Петипа; 1879, режиссёр Дмитриев); «Дон Карлос» Верди (спектакль Итальянской оперы), «Эсмеральда» Ф. Кампаны (спектакль Итальянской оперы, в бенефис А. Патти; обе постановки – 1876, впервые в Большом театре, режиссёр Савицкий); «Тангейзер» Р. Вагнера (1877, впервые в Большом театре, спектакль Итальянской оперы, последний с режиссёром Савицким), «Рюи Блаз» Ф. Маркетти (под названием «Каталонская месть», режиссёр Дмитриев; обе – 1877, впервые в Большом театре, спектакли Итальянской оперы); «Гуарани» К. Гомиса (впервые в Большом театре, спектакль Итальянской труппы), «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Риголетто» Верди, «Демон» А. Г. Рубинштейна (впервые в Большом театре, в бенефис Бевиньяни; все – 1879); «Роберт-дьявол» Мейербера, «Бал-маскарад» Верди, «Опричник» П. И. Чайковского, «Юдифь» А. Н. Серова (все – 1880); «Евгений Онегин» Чайковского (впервые в Большом театре, в бенефис Бевиньяни), «Пророк» Мейербера (обе – 1881; спектакли 1877–1881 поставлены Дмитриевым).
9(21) января 1876 г. впервые в Большом театре, под управлением Бевиньяни, был исполнен Реквием Дж. Верди (солисты Итальянской оперы).
Э. М. Бевиньяни сыграл значительную роль в повышении исполнительской культуры Большого театра: тщательно репетируя, он добивался полноты, отчётливости и тонкости хорового и оркестрового звучания, хорошего ансамбля. К. Ф. Вальц отмечал, что Бевиньяни был первым капельмейстером, который во всех операх, где есть балетные сцены, сам дирижировал танцами, не передавая капельмейстерское место балетному дирижёру: «До него был заведён порядок, по которому оперный дирижёр, дойдя в партитуре до танцев, уходил из оркестра, а вместо него за пульт садился С. Я. Рябов» (Вальц. 1928. С. 118).
В 1885–1888 гг. главный дирижёр Оперы С. И. Мамонтова; здесь под его управлением состоялась московская премьера оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1885). Продолжая пропагандировать русскую оперу на московской сцене, Бевиньяни писал Мамонтову: «Не хотите ли Вы объявить конкурс среди молодых русских композиторов? Заказать им оперу? <…> У Вас в России много преталантливой молодёжи, но её недостаточно поощряют» (Письма зарубежных музыкантов. 1967. С. 169).
Был одним из инициаторов утренних концертов в зале Дворянского собрания в Москве с участием оркестра Большого театра и солистов Итальянской оперы (концерты проходили в 1879–1889).
В 1890-е гг. гастролировал – в театре «Ковент-Гарден» дирижировал британской премьерой оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893, на итал. языке), выступал в театрах Нью-Йорка («Метрополитен-опера»), Берлина и Вены.
Последние годы провёл в Неаполе.