Крейслер Фриц
Кре́йслер Фриц (Фриц Крайслер, Fritz Kreisler) (2.2.1875, Вена – 29.1.1962, Нью-Йорк), австрийский и американский скрипач и композитор. Один из крупнейших скрипачей 20 в.
Первые уроки музыки получил у отца, врача и музыканта-любителя Самуэля Крейслера. В 1885 г. окончил Венскую консерваторию по классу скрипки Й. Хельмесбергера (младшего) (посещал курс теории музыки А. Брукнера), в 1887 г. – Парижскую консерваторию по классу скрипки Л.-Ж. Массара (композицией занимался у Л. Делиба). В 1888–1889 гг. гастролировал с пианистом М. Розенталем в США. Мировую славу ему принесли выступления в Берлине (1899, с Берлинским филармоническим оркестром под управлением А. Никиша). Первый исполнитель посвящённого ему Концерта для скрипки Э. Элгара (1910, Королевский филармонический оркестр под управлением автора). Гастролировал во многих странах, в том числе неоднократно в России (1893–1913).
В начале Первой мировой войны в 1914 г. служил в австро-венгерской армии, был ранен. Оставил воспоминания об участии в военных действиях («Four Weeks in the Trenches». Boston, 1915).
В 1914–1924 гг. жил главным образом в США, в 1924–1939 гг. – в Берлине (с приходом к власти нацистов в 1933 отказался от концертов в Германии). В 1938 г. получил французское гражданство, в 1943 г. – американское. С 1939 г. жил в Нью-Йорке. В 1947 г. оставил концертную эстраду.
Игра Крейслера отличалась особой певучестью. Для исполнения характерны интенсивное вибрато не только в кантилене, но и при исполнении пассажей, широкое использование портаменто, ритмическая раскрепощённость.
Среди сочинений Крейслера преобладают миниатюры для скрипки и фортепиано. Известен как мастер стилизации: c 1910 г. публиковал «Классические рукописи» («Klassische Manuskripte») – серию пьес для скрипки с фортепиано под видом обработок произведений композиторов 17–18 вв.: Ф. Куперена, Ф. Франкёра, Дж. Б. Мартини, Г. Пуньяни, Л. Боккерини и др. (в 1935 признал своё авторство). Произведениям Крейслера свойственны изящество, изысканность гармонии, тонкая разработка скрипичной фактуры и фортепианного сопровождения. Особой популярностью пользуются пьесы «Венский каприс», вальсы «Радость любви» и «Муки любви», «Прекрасный розмарин», «Китайский тамбурин», «Сицилиана и Ригодон в стиле Франкёра», «Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни».
Автор обработок классических произведений, в которых стремился к упрощению технических трудностей без ущерба для полноты и блеска звучания инструмента, к обогащению гармонии и фактуры. Среди аранжировок для скрипки и фортепиано: «Славянские танцы» op. 46 № 2, op. 72 № 2 А. Дворжака, Хабанера из «Испанской рапсодии» М. Равеля, Песня Индийского гостя из оперы «Садко», II и III части из «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова, II часть Концерта для фортепиано с оркестром № 2 С. В. Рахманинова. Популярны каденции Крейслера к концертам для скрипки с оркестром Л. ван Бетховена и И. Брамса. Транскрипции пьес В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других композиторов, выполненные Крейслером, как и его собственные сочинения, положили начало обновлению концертного репертуара скрипачей, повлияли на современное скрипичное искусство.
Среди других сочинений: оперетты «Яблоневый цвет» (вместе с В. Якоби; 1919, Нью-Йорк) и «Сисси» (1932, Вена), струнный квартет (1919).
Крейслер осуществил более 100 записей на грампластинки (1904–1946), значительную часть занимают обработки и собственные произведения. В дуэте с С. В. Рахманиновым записал сонаты для скрипки с фортепиано op. 30 № 3 Л. ван Бетховена, D. 574 Ф. Шуберта и op. 45 Э. Грига.
Владел коллекцией скрипок, в том числе работы Дж. Гварнери, А. Страдивари, Ж.-Б. Вильома.
Командор ордена Почётного легиона (1938).
В 1979 г. в Вене учреждён Международный конкурс имени Ф. Крейслера.