Исторические концерты С. Н. Василенко
Истори́ческие конце́рты С. Н. Василе́нко, общедоступные абонементные концерты, организованные в 1907 г. композитором и дирижёром С. Н. Василенко при Московском отделении императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Проводились до 1917 г.
Идея симфонических концертов «для рабочих, учащейся молодежи и малоимущей публики» принадлежала Ю. С. Сахновскому – члену дирекции Московского отделения ИРМО с 1906 г. (Василенко. 1979. С. 197). Право на приобретение дешёвых абонементов было дано в первую очередь рабочим и студентам. Василенко в своих «Воспоминаниях» называет текстильные фабрики – Цинделевскую (мануфактура товарищества «Эмиль Циндель»), Прохоровскую (товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры) и Морозовскую (товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°»), учебные заведения – Московский университет, Институт путей сообщения, Университет Шанявского, технические училища (Василенко. 1979. С. 198–199). Студенты Московской консерватории могли пользоваться контрамарками.
Исторические концерты проходили, как правило, в виде воскресных музыкальных утренников в Большом зале Московской консерватории, который предоставлялся бесплатно дирекцией ИРМО. Первый концерт прошёл 25 ноября (8 декабря) 1907 г. В сезон 1907/1908 состоялось 7 концертов, в каждый сезон начиная со 2-го проводилось около 10 концертов, с 4-го сезона из-за наплыва слушателей проходили генеральные репетиции при публике (по бесплатным пропускам). В 5-й сезон (1911/1912) каждый концерт повторялся. Сезон 1914/1915 не состоялся в связи с началом 1-й мировой войны. В сезоны 1915/1916 и 1916/1917, наряду с Большим залом, было организовано несколько концертов в Малом зале консерватории. Кроме Большого зала, Дирекция ИРМО предоставляла в бесплатное пользование нотную библиотеку Московской консерватории. Новые ноты С. Н. Василенко приобретал на свои средства.
Большой симфонический оркестр постоянного состава включал преимущественно музыкантов Императорского московского Большого театра. Постоянным концертмейстером оркестра Исторических концертов был скрипач Л. Н. Шило. В оркестре играли многие известные московские музыканты: скрипач Б. О. Сибор, альтисты А. К. Метнер и А. Г. Блюм, виолончелисты А. И. Могилевский (концертмейстер виолончелей) и С. М. Козолупов, флейтист В. В. Леонов, кларнетист С. В. Розанов, тромбонисты В. М. Блажевич и И. В. Липаев (инспектор оркестра), арфистка М. А. Корчинская и др. Некоторые из них выступали в концертах и в качестве солистов. С. Н. Василенко сам дирижировал концертами, однако участвовали и другие дирижёры: Ю. С. Сахновский (первые 2 сезона), М. М. Ипполитов-Иванов (с 3-го сезона), Н. Н. Черепнин (провёл несколько концертов). В первых двух сезонах перед концертами читал просветительские лекции Ю. Д. Энгель. Выступали солисты: певцы – Л. Н. Балановская, К. Г. Держинская, А. И. Добровольская, В. В. Люце, А. В. Нежданова, В. Н. Петрова-Званцева, Е. А. Степанова, В. Р. Петров, Л. В. Собинов; пианисты – А. Б. Гольденвейзер, А. И. Зилоти, К. Н. Игумнов, К. А. Кипп, М. Н. Мейчик, Н. К. Метнер, С. И. Танеев, немецкий пианист М. фон Пауэр, швейцарский пианист Э. Фрей; органисты Т. Х. Бубек, Ж. Хандшин, и другие. Музыканты выступали за умеренную плату, также поступавшую из личных средств Василенко.
Концертные программы представляли слушателям музыку в исторической перспективе, каждый сезон начинался со старинной музыки. С лета 1908 г. Василенко сам занимался поисками рукописей старинных мастеров в библиотеках и музеях Милана, Болоньи, Парижа, Берлина, Вены, Дрездена, Нюрнберга, Амстердама. Старинная музыка звучала в его собственных переложениях; помощь в реконструкции сочинений старинных авторов по рукописям ему оказывали С. И. Танеев и другие музыканты, включая учеников. «Целым событием», по словам Василенко, стал концерт 5-го сезона 21 октября (3 ноября) 1912 г., в котором впервые в России исполнялась лютневая музыка 15–16 вв. – в инструментовке для струнного квартета, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 3 фортепиано и 3 арф. «Инструментовка представляла огромные трудности, – пишет он в «Воспоминаниях». – Лютни еще можно было передать комбинациями пиццикато струнных с арфами и фортепиано. Но протянутые ноты?.. Как они исполнялись? Смычковыми инструментами или духовыми? Никаких указаний» (Василенко. 1979. С. 307).
О том, на каком уровне находились в начале 20 в. представления о старинной западноевропейской музыке и какую роль в этой области сыграл С. Н. Василенко, красноречиво свидетельствует рецензия Л. Л. Сабанеева в газете «Голос Москвы» от 23 октября (5 ноября) 1912 г.: «В очередном историческом концерте Василенки центр интереса программы был в исполнении старинной лютневой музыки миннезингеров. Эти памятники древнего полународного, полукультурного искусства никогда не исполнялись и вряд ли кому были известны в Москве. Заслуга Василенки в деле их интонации огромна. Он откопал эти драгоценные реликвии, обработал их так, чтобы их можно было сыграть, и многие музыканты с удивлением узнали о существовании совершенно иной музыки в 15 и 16 веках, нежели та, которую обычно изучают и изучением которой ограничиваются» (цит. по: Василенко. 1979. С. 308–309).
Наряду с запланированными программами случались «экстренные» концерты. Так, 11(24) октября 1908 г. состоялся концерт, посвящённый памяти скончавшегося летом того же года Н. А. Римского-Корсакова. 13(26) декабря 1909 г. прошёл концерт из произведений Й. Гайдна – в ознаменование 100-летия со дня его смерти и по случаю приезда приглашённой выступить в нём В. Ландовской.
«Самый блестящий концерт» 3-го сезона, по воспоминаниям Василенко, был пятый, состоявшийся 6(19) декабря 1909 г. (Василенко. 1979. С. 248). В нём Василенко дирижировал сочинениями Р. Вагнера: были исполнены фрагменты из «Кольца нибелунга», а во 2-м отделении – заключительная сцена из «Парсифаля» (полностью – впервые в Москве). Ради торжественности этой сцены Василенко довёл состав оркестра до 120 человек, привлёк огромный сводный хор, который распределил необычным образом (помимо самого большого хора на эстраде, хоры располагались в верхних дальних ложах зала, над центральной люстрой и в органе). Были специально подобраны колокола. В 7-м концерте сезона, 17(30) января 1910 г., впервые в России под управлением Василенко была исполнена симфоническая поэма «Дон Кихот» Р. Штрауса.
Исторические концерты пользовались огромной популярностью, составляя серьёзную конкуренцию как симфоническим концертам ИРМО, так и концертам С. А. Кусевицкого.
Последний концерт в Большом зале Московской консерватории состоялся 22 марта (4 апреля) 1917 г. под управлением С. Н. Василенко, с участием Н. К. Метнера (он играл Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Л. ван Бетховена). 6(19) апреля 1917 г. в Малом зале консерватории состоялся самый последний из Исторических концертов (под управлением М. М. Ипполитова-Иванова).