Покровский Дмитрий Викторович
Покро́вский Дми́трий Ви́кторович (3.5.1944, Москва – 29.6.1996, там же), российский фольклорист, дирижёр, педагог. Создатель нового направления в сценической интерпретации народной музыки.
В 1972 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных как солист-балалаечник и дирижёр оркестра народных инструментов. Брал уроки у А. А. Юрлова (хоровое дирижирование) и Б. Э. Хайкина (симфоническое дирижирование). Преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (инструментовка, техника дирижирования; 1970–1975), в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (курс традиционных народных инструментов; 1972–1976). С конца 1960-х гг. вёл фольклорно-исследовательскую и экспедиционную деятельность. В 1973 г. при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР создал экспериментальный Ансамбль-лабораторию народной музыки (позднее известный как Ансамбль Дмитрия Покровского) для изучения законов существования и развития традиционной народной культуры, освоения принципов и техник вокально-пластического и инструментального исполнительства разных жанров. В нём за 23 года руководства объединил научное освоение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки – с современностью.
Помимо народной музыки, Покровский вводил в репертуар коллектива сочинения композиторов разных стилей и эпох: М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского, А. А. Батагова, В. Глобокара, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисова, В. И. Мартынова, М. Фелдмана, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, Дж. Эпплтона и др. Одним из первых в России он стал искать средства для осуществления синтеза фольклора и разных направлений неакадемической музыки, сотрудничал с ансамблями «Арсенал» под управлением А. С. Козлова (1979), Paul Winter Consort («Консорт Пола Уинтера », 1986), трио «ГТЧ» (В. Ш. Ганелин, В. П. Тарасов, В. Н. Чекасин), А. Б. Градским (1980-е гг.), Питером Гэбриэлом (1991) и др., положив начало русской волне в направлениях этнической музыки (world music), нью-эйдж, фолк-рок.
В 1994 г. в Нью-Йорке в театре Питера Брука Ансамбль под руководством Покровского исполнил «Свадебку» И. Ф. Стравинского, предварительно записав её на студии компании Nonesuch Records. Для этой записи Покровский подготовил цифровую реконструкцию одной из авторских редакций «Свадебки» на основе современных прикладных компьютерных технологий (в частности, использовал нотатор Finale, MIDI-интерфейс и 4 синтезатора марки «Синклавир»). Исполнительская версия авторского сочинения, основанная на принципах «фольклорного» звучания (саунда), стала итогом многолетних исследований и экспериментов.
Сотрудничал с театрами, кино и телевидением. Участвовал в музыкальном оформлении фильмов, среди которых: «Аленький цветочек» (1977), «Родня» (1981), «Прощание» (1981), «Мёртвые души» (1984), «Жизнь Клима Самгина» (1986–1988), «Крейцерова соната» (1987; в этом фильме был занят и как актёр в роли Трухачевского). Снимался в популярных телепередачах «Музыкальный ринг» (1986), «Что? Где? Когда?» (1990) и др. Написал сценарии документальных фильмов «Праздник на Печоре», «Северные хороводы» (оба 1976). Выступил в качестве музыкального руководителя театральных спектаклей «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1980; режиссёр С. Ю. Юрский), «Борис Годунов» (1982, 1988; режиссёр Ю. П. Любимов), «Повелитель мух» (1986, вместе с А. Г. Шнитке; режиссёр Л. А. Додин) и др.
Со своим ансамблем Покровский записал в России альбом «Русское народное многоголосие» (1979), в США – «Faces of Russia» («Лица России», 1991), «Wild field» («Дикое поле», 1991), «Свадебка («Les Noces», 1994) и др. Совместно с П. Уинтером в 1987 г. был записан альбом «Пульс земли» («Earthbeat»; вокальные партии записаны в России, инструментальные – в США).
В 1990-х гг. председатель Российской секции Международной фольклорной организации ЮНЕСКО. В 1992–1996 гг. приглашённый профессор в Дартмутском колледже (США), читал лекции по русской культуре в Принстонском, Йельском, Гарвардском и других американских университетах. Работал над диссертацией (не закончена, фрагменты опубликованы в сборнике научных трудов Московской консерватории в 1997).
В деятельности Покровского соединились академическое образование и оригинальный подход к изучению и воплощению народного творчества, желание передать стилистику традиционной музыки в её первозданном виде и открытость современным течениям как академической, так и неакадемической музыки. Выступая против псевдонародных явлений в культуре, Покровский активно стремился изменить сложившиеся в СССР стереотипы восприятия традиционного искусства. Личность и творчество Покровского вдохновили многих музыкантов на создание собственных коллективов (среди них – фольклорный ансамбль «Народная опера», ансамбль русской духовной музыки «Сирин») и поиски путей сценического воплощения фольклора.
Государственная премия СССР (1988).