Виардо Полина
Виардо́ Поли́на (Полина Виардо-Гарсия, Pauline Viardot-García) (18.7.1821, Париж – 18.5.1910, там же), французская певица (меццо-сопрано), педагог, композитор.
По национальности испанка. Сестра М. Малибран. До 11 лет занималась пением с отцом – М. Гарсией, затем с матерью – М. Х. Сичес, училась игре на фортепиано у Ф. Листа, композиции у А. Рейхи. Впервые выступила как певица в 1837 г. в Брюсселе в концерте, организованном Ш. Берио. В 1839 г. дебютировала как оперная певица в партии Дездемоны («Отелло» Дж. Россини; Лондон, Париж). С 1839 г. солистка театра «Опера Итальен» в Париже. Выступала на оперных и концертных сценах во многих странах, с 1843 г. неоднократно гастролировала в Санкт-Петербурге (сочинения М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского пела по-русски).
Виардо – одна из самых ярких певиц 19 в., обладавшая голосом исключительного диапазона (три октавы) и силы; современники отмечали также её незаурядное дарование драматической актрисы. Среди лучших партий: Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Фидес («Пророк» Дж. Мейербера), Леди Макбет («Макбет» Дж. Верди), Леонора («Фиделио» Л. ван Бетховена).
Оставив сцену в 1863 г., преподавала, в том числе в Парижской консерватории (1871–1875). В вокальной педагогике развивала метод своего отца, на основе которого написала учебник для женских голосов (опубликован в Париже в 1880). Среди учениц – Д. Арто.
Автор комических опер и оперетт, в том числе «Слишком много женщин» (1867), «Бирюк» (1868, Баден-Баден), «Последний колдун» (1869, Веймар). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев – близкий друг и почитатель Виардо с 1840-х гг. Большой популярностью пользовались переложенные ею для голоса с фортепиано (на тексты Л. Поме) 12 мазурок Ф. Шопена.
Виардо была знакома и сотрудничала со многими выдающимися деятелями культуры своего времени, среди которых: Ф. Шопен, Г. Берлиоз (переложил в расчёте на её голос оперу «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Р. Шуман (посвятил ей цикл песен op. 24 на стихи Г. Гейне), И. Брамс (Виардо пела на премьере его «Рапсодии для альта», 1870), пианистка К. Шуман (вместе выступали, играя дуэтом на двух фортепиано), Жорж Санд (Виардо послужила прототипом главной героини её романа «Консуэло»). Салон Виардо в Париже был одним из культурных центров Европы.