Мясковский Николай Яковлевич
Мяско́вский Никола́й Я́ковлевич [8(20).4.1881, крепость Новогеоргиевск в Варшавском уезде Варшавской губернии Царства Польского, ныне Модлин, в черте г. Новы-Двур-Мазовецки, Мазовецкое воеводство, Польша – 8.8.1950, Москва], российский композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель, музыкальный учёный и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1926), народный артист СССР (1946).
1880–1900-е годы
Из дворян. Родился в семье потомственных военных. Отец, Яков Константинович Мясковский (1847–1918), – инженер-генерал (1914), военный инженер, фортификатор, участник русско-японской войны 1904–1905 гг., имел патенты на военные изобретения. Убит 5 апреля 1918 г. на улице в Петрограде озверелой толпой.
В связи с новыми назначениями отца семья переезжала по месту его службы: сначала в Оренбург (1888), затем в Казань (1889). Поддерживая семейную традицию, Н. Я. Мясковский готовился к военной карьере. После двух лет обучения в Казанском реальном училище в 1893–1895 гг. учился в Нижегородском графа А. А. Аракчеева кадетском корпусе. Здесь начались первые занятия музыкой: игра на рояле и пение в учебном хоре. В 1895 г. семья обосновалась в Санкт-Петербурге, где Мясковский стал учиться во 2-м кадетском корпусе, который окончил в числе первых учеников в 1899 г. В корпусе был свой учебный оркестр, Мясковский играл на всех инструментах, хорошо освоил скрипку. Занимался музыкой с домашним учителем А. С. Стунеевым и двоюродным братом отца – скрипачом К. Б. Брандтом. Под впечатлением от услышанной в 1896 г. Шестой симфонии П. И. Чайковского (дирижёр А. Никиш) начал брать уроки гармонии у руководителя оркестра кадетов Н. И. Казанли. Первый романс «Так и рвётся душа» (слова А. В. Кольцова) Мясковский написал в 14-летнем возрасте и впоследствии включил в список своих сочинений.
Окончил Николаевское военно-инженерное училище (1902). В чине подпоручика определён в 18-й сапёрный батальон в Зарайске. Мысли о том, чтобы посвятить свою жизнь музыке, не покидали Мясковского. В 1903 г. по рекомендации Н. А. Римского-Корсакова он обратился к С. И. Танееву, который направил его к Р. М. Глиэру для занятий гармонией. В 1904–1908 гг. служил в Санкт-Петербурге, где продолжил занятия контрапунктом, фугой, музыкальной формой и оркестровкой под руководством И. И. Крыжановского, общался с участниками концертного общества «Вечера современной музыки», с поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым.
В 1906 г. поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (классы композиции, гармонии, полифонии А. К. Лядова, инструментовки – Римского-Корсакова, музыкальной формы – И. И. Витола). В консерватории написана Первая симфония до минор (1908). Её, а также созданную в консерваторский период симфонию С. С. Прокофьева (1908) и симфоническую фантазию «Фейерверк» И. Ф. Стравинского (1908) Мясковский впоследствии назвал началом этапа «современничества» в русской музыке. Тогда же задумана опера «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (либретто П. П. Сувчинского), над которой Мясковский работал в 1908–1919 гг., однако замысел остался нереализованным. С 1908 г. в запасе, с января 1914 г. в отставке.
В консерваторские годы началась дружба Мясковского с Прокофьевым и Б. В. Асафьевым, зафиксированная в масштабной переписке с обоими корреспондентами (1907–1950). В письмах нашли отражение крупнейшие общественные и музыкальные события, содержатся точные и проницательные характеристики современных Мясковскому композиторов и музыкантов-исполнителей, деятелей искусства, философов, поэтов и писателей, фиксируются впечатления от прочитанных книг, посещения концертов (Прокофьев. 1977; Асафьев. 2020).
1910-е годы
По окончании консерватории в 1911 г. Мясковский принял предложение В. В. Держановского, редактора-издателя журнала «Музыка» (существовал в 1911–1916), стать автором, и под псевдонимом Мизантроп публиковал критические рецензии и развёрнутые аналитические статьи в 1911–1914 гг. Начиная с 1920-х гг. публиковался в журналах «Современная музыка» и «К новым берегам», где подписывал статьи псевдонимом А. П. Версилов (по имени героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток»). Его деятельность на этом поприще вошла в историю отечественной музыкальной критики ярко выраженным стремлением изменять общественное мнение, выстраивая высокие художественные критерии и формируя интеллектуальные ориентиры. Мясковский первым публично признал и всецело поддержал дарование И. Ф. Стравинского, высоко оценил искусство Н. К. Метнера. В период общественной недооценки П. И. Чайковского («не могу молчать, наблюдая зрелище беспримерного неуважения и непристойно-снисходительного отношения») написал программную статью «Чайковский и Бетховен» (1912), поставив автора «Щелкунчика» в высший ряд абсолютных гениев мирового искусства, выделив присущую обоим «необычайную одухотворённость, огненность их творчества» (Н. Я. Мясковский. 1964. С. 71, 66). Особый вклад Мясковский-критик внёс в формирование общественной репутации Прокофьева как первой величины современной ему музыкальной действительности. Каждое новое сочинение Прокофьева становилось для Мясковского поводом обратить на него публичное внимание.
Во время консерваторского обучения сложились два основных направления в творчестве Мясковского. Первое, «современническое», основано на культивируемой идее новизны, ведёт происхождение от эстетики Серебряного века. Оно нашло отражение в романсах на стихи З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванова, симфонической притче «Молчание» (по Э. По, 1910), в поэме «Аластор» (по П. Б. Шелли, посвящена С. С. Прокофьеву, 1913). Второе, в котором Мясковский предстаёт лириком, продолжателем романтической песенной, тематически ярко оформленной традиции, выражено в сюите для голоса с фортепиано «Мадригал» на стихи К. Бальмонта (1909), Первой сонате для виолончели и фортепиано ре мажор (1911). Оба направления сохраняли свою актуальность для композитора и в дальнейшем. В то же время Мясковский определил для себя главную сферу творческого высказывания. Ею стала симфония, высший для него музыкальный жанр, форма музыкального абсолюта и сфера постоянных художественных экспериментов в попытках его постижения. В Третьей симфонии ля минор (посвящена Б. В. Асафьеву, 1914) он испробовал двухчастный цикл, завершающийся проникновенным траурным маршем, словно предвосхищавшим трагические события грядущей войны.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. призван по мобилизации в действующую армию. Проходил службу в 26-м сапёрном батальоне. Воевал в Галиции, Царстве Польском, участник Бескидского сражения, тяжело контужен в боях у крепости Перемышль в 1915 г. Позднее Мясковский писал об этом в «Автобиографических заметках»: «Почти всё время – на передовых линиях...» («Автобиографические заметки о творческом пути» // Н. Я. Мясковский. 1964. С. 15). После того, как Мясковский оправился от контузии, в январе 1916 г. он был переведён в Морское ведомство с зачислением в инженерные войска Морской крепости Императора Петра Великого в Ревеле (ныне Таллин), произведён в штабс-капитаны (апрель 1916). Командующий 2-й ротой крепостного сапёрного батальона (с сентября 1916), исправляющий должность командира роты (октябрь 1916 – май 1917), исправляющий должность начальника хозяйственной части сапёрного батальона (май – сентябрь 1917). Награждён орденами Анны 4-й, 3-й (июнь 1915), 2-й (февраль 1917) степени, орденами Станислава 3-й степени с мечом и бантом, 2-й степени с мечами (май 1916). Во время боевых действий не сочинял, однако в этот период его произведения имели всё возраставший успех. За Вторую сонату для фортепиано фа-диез минор (1912) награждён Глинкинской премией (1916).
1920-е годы
После Октябрьской революции дилеммы уехать из России или остаться для Мясковского не существовало. В декабре 1917 г. он переведён на службу в Морской генеральный штаб формировавшегося Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1918 г. с переводом штаба переехал в Москву. В 1921 г. откомандирован в распоряжение Наркомпроса: на должность заместителя заведующего музыкальным отделом. В октябре того же года стал профессором Московской консерватории (отказался от должности директора в 1921), где проработал до конца жизни и вёл класс композиции. Мясковский стал создателем своей композиторской школы, среди его учеников: В. А. Белый, А. А. Давиденко, Г. Г. Галынин, Е. К. Голубев, Д. Б. Кабалевский, М. В. Квадри, М. В. Коваль, В. Н. Крюков, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян и К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Я. Шебалин, А. Я. Эшпай.
Мясковский поддерживал молодого Д. Д. Шостаковича, который приезжал из Ленинграда за консультациями, хлопотал о восстановлении Мосолова, исключённого из числа студентов консерватории во время «генеральной чистки» (1924). Сохранил в своём архиве сочинения Квадри, репрессированного и расстрелянного в 1929 г.
После революции Мясковский стал подлинным строителем советской музыкальной жизни. В 1918 г. вместе с Н. А. Рославцем, Б. Б. Красиным, В. В. Пасхаловым, Ан. Н. Александровым, Ю. Д. Энгелем Мясковский основал в Москве Профессиональный союз композиторов, который назвал «первичной ячейкой» Союза советских композиторов (Н. Я. Мясковский. Собрание материалов. Т. 2. Москва, 1964. С. 16). В 1923 г. Мясковский с В. М. Беляевым, В. В. Держановским, Л. Л. Сабанеевым учредили Ассоциацию современной музыки, организовывая концерты-выставки, на которых звучали премьеры новых сочинений советских и зарубежных композиторов. Ассоциация выпускала на собственные личные пожертвования журналы «К новым берегам», «Музыкальная культура» и «Современная музыка».
Мясковский участвовал в возрождении музыкально-издательского дела, став членом коллегии Государственного музыкального издательства с 1922 г. Его ученик К. С. Хачатурян вспоминал, что до 1948 г. Мясковский был «негласным главой государственного музыкального издательства, хотя не занимал никаких официальных должностей» (Хачатурян К. С. Вспоминая учителя // Неизвестный Николай Мясковский. 2006. С. 33). В 1923 г. благодаря хлопотам Мясковского освобождён из заключения П. А. Ламм. Долговременная стратегия музыкального планирования в области печатного дела во многом определялась выдающимся экспертом, высочайшим профессионалом и эрудитом, каковым считали Мясковского его современники.
Член Государственного учёного совета (ГУС) с 1924 г., член Государственной академии художественных наук (ГАХН, 1922–1931). В 1926 г. ездил в Варшаву вместе с Б. Л. Яворским на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой к изданию партитур своих Седьмой и Восьмой симфоний.
Музыкальным творчеством Мясковский смог полноценно и без ограничений заняться лишь в 40-летнем возрасте: «в условиях и среде, далеко, в сущности, чуждых искусству, сперва инстинктивно, а затем сознательно высвобождалось моё музыкальное призвание» (Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский. 1960. С. 5). Почти половина его сознательной жизни была отдана воинскому служению. Это вносило сильнейшую дисгармонию в его внутренний мир, формировало характер, способствовало сильнейшей самодисциплине и сосредоточенности на главном. Произведения Мясковского нередко создавались не благодаря внешним обстоятельствам, а вопреки им. Четвёртая (op. 17 ми минор) и Пятая (op. 18 ре мажор) симфонии написаны в период с декабря 1917 по апрель 1918 гг. в условиях Гражданской войны и распада общественных институтов.
Пятая симфония – одно из самых лиричных, светлых и гармоничных по настроению сочинений. Премьера Шестой симфонии op. 23 ми-бемоль минор имела ошеломляющий успех (4 мая 1924, Москва, оркестр Большого театра, дирижёр Н. С. Голованов, вступительное слово произнёс А. В. Луначарский). К этому времени Мясковский стал властителем дум своего поколения, выразив в сочинении трагизм времени, скорбь и горечь невосполнимых утрат.
Во 2-й половине 1920-х гг., словно навёрстывая упущенное, Мясковский написал Седьмую, Восьмую, Девятую, Десятую симфонии, оркестровые сочинения для малого состава (Серенада, Симфониетта, «Лирическое концертино» op. 32), романсы (на стихи А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, А. А. Дельвига), циклы фортепианных пьес («Причуды», «Воспоминания», «Пожелтевшие страницы»), четыре струнных квартета op. 33. Если симфония была для него сферой неустанных поисков, то квартет стал жанром, который отличает бо́льшая объективность, «классичность» высказывания. Композитор наслаждался мастерством профессиональной игры, чувством художественной свободы и особым ощущением полётности, которая достигается совершенством виртуозного ансамблевого музицирования. Квартет для Мясковского – сфера «идеальной музыки» в его понимании.
1930-е годы
В 1930-х гг. продолжился период художественного «горения». Созданы десять симфоний: с Одиннадцатой си-бемоль минор op. 34 по Двадцать первую фа-диез минор op. 51. Последняя, симфония-фантазия, заказана Мясковскому Ф. Стоком, дирижёром Чикагского оркестра, к 50-летию коллектива. С 1926 г. Сток исполнил почти все симфонии Мясковского, а Шестую играл ежегодно; ему посвящены Тринадцатая симфония си-бемоль минор op. 36 и Двадцать первая симфония. К сочинениям композитора при его жизни также обращались дирижёры: Н. П. Аносов, А. П. Асланов, А. Вольф, А. В. Гаук, Л. М. Гинзбург, Р. Дезормьер, А. Коутс, В. Л. Кубацкий, Э. А. Купер, С. А. Кусевицкий, Н. А. Малько, Е. А. Мравинский, А. И. Орлов, А. Родзинский, К. С. Сараджев, Г. Себастьян, А. Л. Стасевич, Л. Стоковский, Г. Шейдлер, Г. Шерхен. Симфонические премьеры Мясковского также проводил Персимфанс.
В середине 1930-х гг., после трагической, очень личной по стилю высказывания симфонии-реквиема, какой стала для композитора Тринадцатая симфония си-бемоль минор op. 33 (1933, публично при жизни Мясковского на родине не исполнена), его оркестровый стиль стал более «выровненным», изломанный тематизм, нервная экспрессия ритмических формул, взрывчатая энергетика кульминационных нарастаний уступили место более традиционным типам изложения музыкального материала. Ни Двенадцатая (op. 35), ни Шестнадцатая симфонии (op. 39) не имели авторских подзаголовков «Колхозная» и «Авиационная» и соответствующих программ. Данные сведения, распространившиеся в музыковедческой литературе, недостоверны и создают искажённый, далёкий от подлинности творческий образ и композитора, и его сочинений.
1940-е годы
В 1930–1940-х гг. Мясковский вёл активную музыкально-общественную деятельность: член художественных советов Всесоюзного радиокомитета, Московской филармонии, Комитета по делам искусств. С организацией Союза советских композиторов СССР (1932) принимал деятельное участие в его работе: член Оргкомитета (1939–1948), президент музыкальной секции (1939–1948) Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, подчинявшейся Всесоюзному комитету по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. Курс, ориентированный на установление контактов с известными исполнителями и коллективами, а также знакомство зарубежных слушателей с лучшими сочинениями советских композиторов, оставался до 1948 г. неизменным. С учреждением Комитета по Сталинским премиям Мясковский назначен членом его музыкальной секции (1940–1948). Активно продвигал в комитете сочинения С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского, В. Я. Шебалина, Н. И. Пейко, Н. П. Ракова, Г. Н. Попова, Р. М. Глиэра, М. О. Штейнберга, Д. Д. Шостаковича и др. В 1940 г. за заслуги перед отечественным музыковедением получил степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). Член жюри различных конкурсов, редколлегии журнала «Советская музыка» (до 1948).
В 1948 г. в постановлении ЦК ВКПб «Об опере Великая дружба В. Мурадели» и в развернувшейся затем публичной травле Мясковский в числе шести ведущих советских композиторов (также Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Г. Н. Попов) подвергся огульной, политически ангажированной критике. Он был назван «формалистом», «антинародным композитором», «вождём музыкального интеллектуализма», «декаденствующим эстетом». Сочинения Мясковского были запрещены к исполнению, он сам – лишён всех официальных обязанностей, однако из Московской консерватории не уволен (в 1948 были уволены её директор Шебалин и Шостакович). Мясковский не признал критику, «он был глубоко оскорблён» (Хачатурян К. С. Вспоминая учителя // Неизвестный Николай Мясковский. 2006. С. 33), назвав постановление «истерическим» (Цит. по: Абдоков Ю. Б. Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…». Жизнь как высвобождающееся призвание. С. 84, С. 108), отказался публично каяться и признаваться «в творческих ошибках». Эти события ускорили его смерть (от рака желудка).
Позднее творчество Мясковского далеко от советских ассоциаций. В 1947 г. Мясковский написал камерную кантату-ноктюрн «Кремль ночью» (op. 75), тонкую, изысканную, «тихую» музыку, которая не соотносится с посвящением опуса 30-летию Октября. Этот амбивалентный приём неоднократно использовался в советском искусстве, позволяя авторам уходить от рамок идеологического заказа в свободное содержательное «плавание». О внутренней свободе свидетельствуют и две последние, автобиографические симфонии композитора: Двадцать шестая, основанная на демественных распевах (op. 79, 1948), и Двадцать седьмая (1949) с заключительным маршем, близким к кантовым истокам. Возникающие ассоциации с хоровым апофеозом «Жизни за царя» М. И. Глинки (жизнь, отданная за родину) не кажутся такими уж далёкими.
Мясковский – один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. Помимо 27 симфоний создал два концерта (для скрипки, 1938, и виолончели, 1944), 9 фортепианных сонат, около 100 романсов, квартеты. Награждён Сталинскими премиями: 1-й степени – за Двадцать первую симфонию (1940, премия за достижения последних 6–7 лет, присуждена в 1941), Концерт для виолончели (1944, премия за 1945, присуждена в 1946) и Девятый квартет (1944, премия присуждена в 1946) и Двадцать седьмую симфонию (посмертно, премия присуждена в 1951 за 1950); 2-й степени – за Вторую сонату для виолончели и фортепиано (op. 81, 1948, премия за 1949, присуждена в 1950). Соната и последний, Тринадцатый квартет (op. 86, 1949, Сталинская премия 1-й степени присуждена в 1951 за 1950) закончены незадолго до смерти. В них в полную силу продемонстрированы присущие манере композитора мощь творческой фантазии и блеск ансамблевого мастерства.
Награждён орденом Ленина (1943).
Похоронен на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Память
В 1960–1993 гг. в Москве существовала улица Мясковского (ныне Большой Афанасьевский переулок, неподалёку от переулка Сивцев Вражек, где жил Мясковский в доме № 4). Имя Мясковского с 2006 г. носит Белый зал Московской консерватории. С 2009 г. в консерватории проходит Международный конкурс молодых композиторов имени Н. Я. Мясковского (1 раз в 2 года).