Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения

«Геликон-опера»

«Гелико́н-о́пера», музыкальный театр (Москва). Основан в 1990 г., с 1993 г. государственный. Основатель, художественный руководитель, с 2016 г. также генеральный директор .

Официальный день рождения театра – 10 апреля 1990 г., когда на сцене Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) состоялась премьера оперы . За ней последовали спектакли: «Туда и обратно» (1990), «Блудный сын» , «Маддалена» , (все – 1991), «Аполлон и Гиацинт» (1992), «Кейстут и Бирута» (мировая премьера), (обе – 1993), «Ундина» (1994). Спектакли шли на сценах , , а также Центрального дома медика на Большой Никитской улице. В 1993 г. это здание (бывшая усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых, имеющая богатейшую театральную историю) стало для труппы местом постоянной прописки.

Всего за несколько лет из полупрофессиональной студии «Геликон» превратился в настоящий театр со своим лицом. Главному дирижёру К. К. Тихонову (1990–1998) в короткий срок удалось сформировать полноценный оркестр. Появился хор, ставший в дальнейшем предметом особой гордости: при неизменно высоком вокально-музыкальном качестве коллектив способен параллельно выполнять сценические задачи любой степени трудности и даже брать на себя функции отсутствующего в театре кордебалета (главные хормейстеры: Т. В. Громова, 1991–2002; Д. О. Кирпанёв, 2002–2012; с 2012 – ). К середине 1990-х гг. была полностью укомплектована труппа, в год открытия состоявшая лишь из нескольких человек.

Рубежной для театра стала постановка П. И. Чайковского (1995), после которой к «Геликон-опере» стали относиться всерьёз. Следом появились: и (обе – 1995), [1996; Национальная премия в номинациях «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман) и «Лучшая женская роль» (), 1998], (1996), П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова (обе – 1997), Чайковского (1998), [1998; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман), 1999], Чайковского, Римского-Корсакова, библейский триптих «Голоса неведомого», «Ева» И. Барданашвили, «Моисей» (все – 1999), «Благовещение» А. С. Щетинского (1999; премия «Золотая маска» в разделе «Новация», 2000).

Начиная с «Аиды» большинство спектаклей оформляют И. А. Нежный и Т. Г. Тулубьева (главные художники с 1996), с чьим приходом сценическая культура постановок театра поднялась на принципиально иной уровень.

Десятилетие со дня основания театр встретил премьерой оперы (2000). Спектакль получил Национальную премию «Золотая маска» (2001) в четырёх номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман), «Лучшая работа дирижёра» (), «Лучшая женская роль» (А. Ю. Казакова). В Москве эта постановка стала первым с 1936 г. обращением к изначальной версии оперы.

Вступив в период творческой зрелости, театр всё чаще обращался к раритетным произведениям, никогда не шедшим на российской сцене или много лет на ней не появлявшимся. За «Леди Макбет Мценского уезда» в том же году последовала опера Дж. Верди (как и «Иоланту», появившуюся двумя годами ранее, её поставил итальянский режиссёр Д. Криеф). Затем были поставлены оперы (2001), «Пётр Великий» (2003), «Средство Макропулоса» (2003, музыкальный руководитель постановки ), (2004; главный приз премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона», 2004). В 2005 г. театр выпустил спектакль «Упавший с неба» (по «Повести о настоящем человеке», кантате и другим сочинениям С. С. Прокофьева; премия «Гвоздь сезона», 2005).

В 2006 г. начался новый этап жизни театра, продлившийся почти 10 лет. Правительством Москвы, после длительных обсуждений и согласований, был принят проект реконструкции здания на улице Большая Никитская со строительством большой сцены на месте усадебного дворика. Проект претерпевал множество корректировок, вследствие чего процесс сильно замедлился. «Геликон-опера» тем временем работала в бывшем помещении театра на Новом Арбате. Уже в 2006 г. здесь были сыграны три премьеры: , «Сибирь» и (в редакции Д. Д. Шостаковича). В последующие годы появились , В. А. Моцарта (обе – 2007), «Распутин» Дж. Риза (2008, российская премьера), С. С. Прокофьева (2009), «Запрет на любовь» (2011, спектакль по мотивам опер ), Дж. Верди (2013), И. Ф. Стравинского и Ж. Оффенбаха (обе – 2014).

В 2015 г. состоялся долгожданный переезд в отреставрированное и реконструированное здание на Большой Никитской. С этого момента театр работает на двух сценах. Основная часть спектаклей идёт в большом зале «Стравинский» (488 мест). В Белоколонном зале (156 мест) проводятся камерные постановки и концерты. Среди премьер, состоявшихся в обновлённом здании: Н. А. Римского-Корсакова (2015) и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (2015, фантазия Д. А. Бертмана по мотивам знаменитой постановки в 1922), «Пигмалион» , «Доктор Гааз» А. Ю. Сергунина, «Паяцы» Р. Леонкавалло (все – 2016), Дж. Верди и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (обе – 2017), (2017; главный приз премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона», 2018), «Чаадский» [2017, мировая премьера; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра» (), 2018], , Ф. Пуленка, «Семь смертных грехов» , «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (все – 2018), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (2018, совместная постановка с Немецкой оперой на Рейне; премьера в Дюссельдорфе – 2016), «Орландо, Орландо» – Г. Прокофьева (2019, постановка ), «Иоланта» Чайковского, «Мистер Георг Отс» и «Травиата» Верди (все – 2019), и «Арлекин» (обе – 2020), Пуччини (2021).

В 2002–2017 гг. главным дирижёром был В. А. Понькин. В 2017 г. (после постановки «Турандот») музыкальным руководителем театра и главным приглашённым дирижёром стал , а должность главного дирижёра занял В. А. Кирьянов. Штатными дирижёрами были В. И. Крицков, А. В. Волощук, Д. О. Кирпанёв и К. Ю. Чудовский, ныне ими являются Е. В. Бражник, М. Г. Егиазарьян, Ф. И. Селиванов. За дирижёрским пультом появлялись также М. А. Аркадьев, , Дж. Галлант (Англия), О. Диас (Испания), , , (Англия), Э. Маццола (Италия), , С. Фирмани (Италия), К. А. Хватынец и др.

За 30 лет своего существования «Геликон-опера» прошла путь от главного «возмутителя спокойствия» оперной жизни столицы до одного из признанных её лидеров. Ныне это театр с очень широкой творческой палитрой; на его сцене по-прежнему есть место как для спектаклей радикального толка, которыми он издавна славился, так и для вполне традиционных постановок. Однако это по-прежнему режиссёрский театр, в котором главное – поющий актёр. Наряду с Д. А. Бертманом спектакли в «Геликоне» ставили (помимо вышеназванных) Д. Н. Азаров, Д. С. Белянушкин, И. А. Ильин, С. Г. Новиков, Р. А. Протасов и др.Светлана Создателева исполняет партию Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. ШостаковичаСветлана Создателева исполняет партию Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, постановка Д. А. Бертмана. Театр «Геликон-опера». Фото: Ирина Шымчак.

Оперная труппа ныне располагает ресурсами, позволяющими браться за любой репертуар. Среди тех, кто определял её лицо в первое десятилетие: Т. А. Моногарова (1990–1991), Н. И. Загоринская, М. В. Андреева, , Е. Ю. Качура, , С. К. Яковлев, М. Л. Карпеченко, Т. В. Куинджи, Л. В. Костюк, Е. И. Облезова, Н. Е. Дорожкин, А. Е. Косарев, А. В. Пономарёв, , И. Д. Тарасов, С. М. Топтыгин, А. Л. Вылегжанин, Д. В. Овчинников и др. Позднее к ним присоединились Е. Ю. Семёнова, С. В. Создателева, , К. Б. Вязникова, М. М. Масхулия-Рёсслер, , А. А. Киселёв, С. Ю. Швец, Е. А. Михайленко, Л. В. Светозарова, О. П. Толкмит, Ю. В. Щербакова, М. Н. Барковская, О. В. Щеглова, Ю. П. Никанорова, И. В. Рейнард, А. Б. Ковалевич, , И. М. Морозов, В. В. Серебряков, , Ш. Г. Чибиров, , М. Ю. Никаноров, М. Н. Перебейнос, А. А. Тихомиров, Д. Б. Скориков и др.

  • Музыкальные театры России