«Геликон-опера»
«Гелико́н-о́пера», музыкальный театр (Москва). Основан в 1990 г., с 1993 г. государственный. Основатель, художественный руководитель, с 2016 г. также генеральный директор Д. А. Бертман.
Официальный день рождения театра – 10 апреля 1990 г., когда на сцене Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) состоялась премьера оперы «Мавра» И. Ф. Стравинского. За ней последовали спектакли: «Туда и обратно» П. Хиндемита (1990), «Блудный сын» К. Дебюсси, «Маддалена» С. С. Прокофьева, «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова (все – 1991), «Аполлон и Гиацинт» В. А. Моцарта (1992), «Кейстут и Бирута» А. Н. Скрябина (мировая премьера), «Паяцы» Р. Леонкавалло (обе – 1993), «Ундина» П. И. Чайковского (1994). Спектакли шли на сценах Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Камерного музыкального театра, а также Центрального дома медика на Большой Никитской улице. В 1993 г. это здание (бывшая усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых, имеющая богатейшую театральную историю) стало для труппы местом постоянной прописки.
Всего за несколько лет из полупрофессиональной студии «Геликон» превратился в настоящий театр со своим лицом. Главному дирижёру К. К. Тихонову (1990–1998) в короткий срок удалось сформировать полноценный оркестр. Появился хор, ставший в дальнейшем предметом особой гордости: при неизменно высоком вокально-музыкальном качестве коллектив способен параллельно выполнять сценические задачи любой степени трудности и даже брать на себя функции отсутствующего в театре кордебалета (главные хормейстеры: Т. В. Громова, 1991–2002; Д. О. Кирпанёв, 2002–2012; с 2012 – Е. М. Ильин). К середине 1990-х гг. была полностью укомплектована труппа, в год открытия состоявшая лишь из нескольких человек.
Рубежной для театра стала постановка «Пиковой дамы» П. И. Чайковского (1995), после которой к «Геликон-опере» стали относиться всерьёз. Следом появились: «Травиата» и «Аида» Дж. Верди (обе – 1995), «Кармен» Ж. Бизе [1996; Национальная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман) и «Лучшая женская роль» (Н. И. Загоринская), 1998], «Летучая мышь» И. Штрауса (1996), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (обе – 1997), «Иоланта» Чайковского (1998), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха [1998; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман), 1999], «Мазепа» Чайковского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, библейский триптих «Голоса неведомого», «Ева» И. Барданашвили, «Моисей» В. А. Кобекина (все – 1999), «Благовещение» А. С. Щетинского (1999; премия «Золотая маска» в разделе «Новация», 2000).
Начиная с «Аиды» большинство спектаклей оформляют И. А. Нежный и Т. Г. Тулубьева (главные художники с 1996), с чьим приходом сценическая культура постановок театра поднялась на принципиально иной уровень.
Десятилетие со дня основания театр встретил премьерой оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2000). Спектакль получил Национальную премию «Золотая маска» (2001) в четырёх номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучшая работа режиссёра» (Д. А. Бертман), «Лучшая работа дирижёра» (В. А. Понькин), «Лучшая женская роль» (А. Ю. Казакова). В Москве эта постановка стала первым с 1936 г. обращением к изначальной версии оперы.
Вступив в период творческой зрелости, театр всё чаще обращался к раритетным произведениям, никогда не шедшим на российской сцене или много лет на ней не появлявшимся. За «Леди Макбет Мценского уезда» в том же году последовала опера «Макбет» Дж. Верди (как и «Иоланту», появившуюся двумя годами ранее, её поставил итальянский режиссёр Д. Криеф). Затем были поставлены оперы «Лулу» А. Берга (2001), «Пётр Великий» А. Гретри (2003), «Средство Макропулоса» Л. Яначека (2003, музыкальный руководитель постановки Г. Н. Рождественский), «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка (2004; главный приз премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона», 2004). В 2005 г. театр выпустил спектакль «Упавший с неба» (по «Повести о настоящем человеке», кантате «Александр Невский» и другим сочинениям С. С. Прокофьева; премия «Гвоздь сезона», 2005).
В 2006 г. начался новый этап жизни театра, продлившийся почти 10 лет. Правительством Москвы, после длительных обсуждений и согласований, был принят проект реконструкции здания на улице Большая Никитская со строительством большой сцены на месте усадебного дворика. Проект претерпевал множество корректировок, вследствие чего процесс сильно замедлился. «Геликон-опера» тем временем работала в бывшем помещении театра «Et Cetera» на Новом Арбате. Уже в 2006 г. здесь были сыграны три премьеры: «Русалка» А. Дворжака, «Сибирь» У. Джордано и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в редакции Д. Д. Шостаковича). В последующие годы появились «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (обе – 2007), «Распутин» Дж. Риза (2008, российская премьера), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (2009), «Запрет на любовь» (2011, спектакль по мотивам опер Р. Вагнера), «Бал-маскарад» Дж. Верди (2013), «Соловей» И. Ф. Стравинского и «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха (обе – 2014).
В 2015 г. состоялся долгожданный переезд в отреставрированное и реконструированное здание на Большой Никитской. С этого момента театр работает на двух сценах. Основная часть спектаклей идёт в большом зале «Стравинский» (488 мест). В Белоколонном зале (156 мест) проводятся камерные постановки и концерты. Среди премьер, состоявшихся в обновлённом здании: «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2015) и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (2015, фантазия Д. А. Бертмана по мотивам знаменитой постановки К. С. Станиславского в 1922), «Пигмалион» Л. Керубини, «Доктор Гааз» А. Ю. Сергунина, «Паяцы» Р. Леонкавалло (все – 2016), «Трубадур» Дж. Верди и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (обе – 2017), «Турандот» Дж. Пуччини (2017; главный приз премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона», 2018), «Чаадский» А. П. Маноцкова [2017, мировая премьера; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра» (К. С. Серебренников), 2018], «Алеко» С. В. Рахманинова, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Семь смертных грехов» К. Вайля, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (все – 2018), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (2018, совместная постановка с Немецкой оперой на Рейне; премьера в Дюссельдорфе – 2016), «Орландо, Орландо» Г. Ф. Генделя – Г. Прокофьева (2019, постановка Г. Г. Исаакяна), «Иоланта» Чайковского, «Мистер Георг Отс» и «Травиата» Верди (все – 2019), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Арлекин» Ф. Бузони (обе – 2020), «Тоска» Пуччини (2021).
В 2002–2017 гг. главным дирижёром был В. А. Понькин. В 2017 г. (после постановки «Турандот») музыкальным руководителем театра и главным приглашённым дирижёром стал В. И. Федосеев, а должность главного дирижёра занял В. А. Кирьянов. Штатными дирижёрами были В. И. Крицков, А. В. Волощук, Д. О. Кирпанёв и К. Ю. Чудовский, ныне ими являются Е. В. Бражник, М. Г. Егиазарьян, Ф. И. Селиванов. За дирижёрским пультом появлялись также М. А. Аркадьев, А. А. Ведерников, Дж. Галлант (Англия), О. Диас (Испания), Ф. П. Коробов, Т. Курентзис, Э. Лоуренс-Кинг (Англия), Э. Маццола (Италия), А. В. Сладковский, С. Фирмани (Италия), К. А. Хватынец и др.
За 30 лет своего существования «Геликон-опера» прошла путь от главного «возмутителя спокойствия» оперной жизни столицы до одного из признанных её лидеров. Ныне это театр с очень широкой творческой палитрой; на его сцене по-прежнему есть место как для спектаклей радикального толка, которыми он издавна славился, так и для вполне традиционных постановок. Однако это по-прежнему режиссёрский театр, в котором главное – поющий актёр. Наряду с Д. А. Бертманом спектакли в «Геликоне» ставили (помимо вышеназванных) Д. Н. Азаров, Д. С. Белянушкин, И. А. Ильин, С. Г. Новиков, Р. А. Протасов и др.
Оперная труппа ныне располагает ресурсами, позволяющими браться за любой репертуар. Среди тех, кто определял её лицо в первое десятилетие: Т. А. Моногарова (1990–1991), Н. И. Загоринская, М. В. Андреева, А. Ш. Гицба, Е. Ю. Качура, В. Е. Заплечный, С. К. Яковлев, М. Л. Карпеченко, Т. В. Куинджи, Л. В. Костюк, Е. И. Облезова, Н. Е. Дорожкин, А. Е. Косарев, А. В. Пономарёв, А. Д. Батуркин, И. Д. Тарасов, С. М. Топтыгин, А. Л. Вылегжанин, Д. В. Овчинников и др. Позднее к ним присоединились Е. Ю. Семёнова, С. В. Создателева, А. Н. Гречишкина, К. Б. Вязникова, М. М. Масхулия-Рёсслер, М. В. Гужов, А. А. Киселёв, С. Ю. Швец, Е. А. Михайленко, Л. В. Светозарова, О. П. Толкмит, Ю. В. Щербакова, М. Н. Барковская, О. В. Щеглова, Ю. П. Никанорова, И. В. Рейнард, А. Б. Ковалевич, В. С. Ефимов, И. М. Морозов, В. В. Серебряков, И. С. Гынгазов, Ш. Г. Чибиров, А. В. Исаев, М. Ю. Никаноров, М. Н. Перебейнос, А. А. Тихомиров, Д. Б. Скориков и др.