Караев Фарадж Кара оглы
Кара́ев Фара́дж Кара́ оглы́ (Fərəc Qara oğlu Qarayev) (род. 19.12.1943, Баку), российский и азербайджанский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1982), народный артист Азербайджана (2018).
Биографические сведения
Сын К. А. Караева и пианистки Татьяны Николаевны Нечаевой (1918–1992), родственницы И. А. Бунина по материнской линии. В 1961 г. окончил бакинскую Среднюю специальную музыкальную школу имени Бюль-Бюля (педагоги по фортепиано – Л. Н. Егорова, Е. Л. Филатова, М. Р. Бреннер, по теоретическим предметам – Э. М. Никомарова, З. Я. Стельник, Н. А. Аливердибеков). В 1961–1966 гг. обучался в Азербайджанской консерватории имени Узеира Гаджибекова (педагоги: Х. Х. Мирзазаде – инструментовка, Г. З. Бурштейн – гармония, С. Ф. Шейн – анализ музыкальных форм, Б. И. Ермолаев – полифония строгого стиля, А. Д. Аббасов – основы азербайджанской народной музыки); в 1969–1971 гг. – в ассистентуре-стажировке консерватории, которую окончил по классу К. А. Караева.
В 1966–2003 гг. преподаватель (с 1982 доцент, с 1994 профессор) Азербайджанской консерватории (с 1991 – Бакинской музыкальной академии). Среди учеников: по композиции – Али Ализаде, А. Мамедова, Э. Мирзоев, З. Фахрадов, Р. Фрайзитцер (Австрия); по инструментовке – Ф. Ализаде, И. Гаджибеков, Р. Гасанова, а также большинство ассистентов-стажёров класса К. А. Караева, с которыми Ф. К. Караев занимался, когда профессор находился в Москве. С 1999 г. профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. Одновременно в 2003–2005 гг. профессор кафедры композиции Казанской консерватории.
Один из основателей Камерного оркестра при оперной студии Азербайджанской консерватории (1979), специализирующегося на исполнении музыки 20 в. Организатор и один из руководителей международного фестиваля «Музыка ХХ века» (1986–1990, Баку). В 1980–1994 гг. художественный руководитель BaKaRА-ENSEMBLE (Баку). В 1991–1992 гг. стипендиат Фонда А. Круппа (Университет искусств Фолькванг, Эссен, Германия). В 1990 г. вошёл в состав московской Ассоциации современной музыки (АСМ-2), в 1994–1996 гг. её вице-президент. С 1995 г. президент основанного им в Баку Общества современной музыки Yeni Musiqi.
Художественный руководитель фестивалей современной музыки – «25 лет без Кара Караева» (2008, Баку) и Международного фестиваля современной музыки имени Кара Караева (Баку, 2011, 2013, 2015), а также циклов концертов «Лицом к лицу со временем» (организатор – Министерство культуры и туризма Азербайджана, 2007–2008, 2010–2011, 2013–2014, 2015–2016) и «Азербайджанские исполнители в камерных залах Московской консерватории» (2018–2019).
Участник многих международных фестивалей, среди них: Holland Festival (1989, Амстердам), Schönheit. Eine Utopie? (1991, Франкфурт-на-Майне, Германия), Wien-Modern (1991, Вена), Tokkelfestival (1998, Амстердам), Europäischer Musik Sommer Berlin (2001, Берлин), Berliner Festspiele (2002, Берлин), Masterpieces of Russian Underground (2003, Нью-Йорк), «Пифийские игры» (2003, Санкт-Петербург), Dresdner Musiktage (2004, Дрезден, Германия), «Варшавская осень» (2004), «Московская осень» (2004, 2008, 2009), EstOvest (2011, Турин, Италия), «Московский форум» (2003, 2010, 2011, 2016), Иерусалимский международный фестиваль камерной музыки (2012), Biennale Musica Venezia (2015, Венеция, Италия), «Другое пространство» (2016, 2018).
Член жюри конкурсов композиторов, в том числе: 49-го Международного музыкального фестиваля (49ème Festival international de musique, 1996, Безансон, Франция), Международного конкурса имени А. Г. Шнитке (2002, Москва), 1-го и 2-го Международных конкурсов молодых композиторов имени Эдисона Денисова (2007, 2010, Москва – Томск), 2-го Международного конкурса имени Софии Губайдулиной, Международного конкурса композиторов имени Назиба Жиганова (оба – 2011, Казань), 1-го и 4-го Международных конкурсов молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (2009, 2011, Москва, председатель), 1-го Всероссийского конкурса молодых композиторов (2018, Москва), Открытого международного конкурса композиторов «Время Прокофьева» (2018, Москва, председатель), Открытого международного интернет-конкурса имени Кара Караева (председатель, 2021).
Член Союза композиторов СССР (1968–1991). После распада СССР состоял в Союзе композиторов России и Союзе композиторов Азербайджана (из последнего вышел в 2007 в знак несогласия с новым составом руководства). В 1969–1991 гг. член Союза кинематографистов СССР, в 1991–2009 гг. – Союза кинематографистов России.
Творчество
Стиль Ф. К. Караева опирается на свободное сочетание разных композиционных техник и историко-стилевых моделей. Он активно экспериментирует с жанрами и музыкальной формой, используя обширный спектр современных техник письма: свободную двенадцатитоновость, додекафонию, пуантилизм, алеаторику, сонорику и сонористику, микрохроматику, микрополифонию, технику коллажа, элементы конкретной и электронной музыки. В основе его творческого метода – интеллектуальное конструирование, детально продуманное на прекомпозиционном этапе и определяющее дальнейшую логику микро- и макрокомпозиционных процессов. Караеву присуще исключительное внимание к отдельным параметрам музыкальной ткани: плотности звука, его глубине, что предполагает использование детализированной динамической шкалы с акцентом на области тихих звучностей. Находки в сфере тембра связаны с его персонификацией и пространственной локализацией в сонорных блоках.
Представитель среднего поколения отечественного авангарда 2-й половины 20 в., Караев с самого начала творческой деятельности заявил себя последовательным антитрадиционалистом, приверженцем новейших тенденций в искусстве. Не примыкая к какому-либо определённому стилевому направлению, в первых опусах он последовательно ставил перед собой задачи освоения той или иной техники композиции. Значимые произведения, относящиеся ко времени обучения в консерватории и первым годам после её окончания, – дипломное сочинение «Музыка для камерного оркестра, ударных и органа» (1966), две фортепианные сонаты (1965, 1967) и Concerto grosso памяти Антона Веберна (1967) – представляют собой строгие образцы додекафонии. Балет «Калейдоскоп» на темы сонат Д. Скарлатти решён в неоклассицистском духе (1971, Азербайджанский театр оперы и балета).
В 1969 г. Караев написал балет «Тени Кобыстана» (либретто В. И. Есьмана и М. Д. Мамедова), на создание которого его вдохновила древняя наскальная графика из Кобустанского национального историко-художественного заповедника. Постановку спектакля, отличающегося авангардным музыкальным языком, осуществила творческая группа в составе балетмейстеров-постановщиков Р. Г. Ахундовой и М. Д. Мамедова, художника Т. Ф. Нариманбекова и дирижёра Р. Дж. Абдуллаева (1969, Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова).
В том же году балет был показан в Театре Елисейских Полей, а затем в Опере Монте-Карло, после чего в течение нескольких лет с успехом ставился на родине композитора. В 2013 г. в рамках 2-го Всемирного форума по межкультурному диалогу состоялась премьера новой постановки балета под открытым небом в Кобустанском национальном историко-художественном заповеднике. В её создании приняли участие хореографы М. Брэм (Великобритания) и Ф. Манджаказале (Италия), а также дизайнер по свету и создатель визуальных инсталляций Т. Хейс (США). В 2014 г. балет был представлен во Дворце Европы (Страсбур) и Штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж).
В первое 10-летие после окончания консерватории были созданы Концерт для фортепиано и камерного оркестра (1973, 2-я редакция 1974), охарактеризованный А. В. Ивашкиным как «одно из самых ярких сочинений концертного жанра последней трети ХХ века» (из аннотации к исполнению сочинения в Баку, 2007), и монодрама «Journey to love» («Путешествие к любви») для сопрано и камерного оркестра на стихи поэтов 20 в. (1978, либретто автора).
В тот же период написана фортепианная Соната для двух исполнителей (1976), определяемая самим композитором как фактический «опус 1» и знаменующая начало нового этапа творчества. Опора на исторические модели уступает место более индивидуализированной стилистике. О радикализме музыкального языка Сонаты свидетельствует тот факт, что спустя несколько дней после бакинской премьеры в Москву на имя М. А. Суслова поступил анонимный донос о совершённой Караевым «идеологической диверсии».
Значимым событием стала совместная с отцом работа над музыкой к фильму немецкого режиссёра К. Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971) и возникшей на её основе программной симфонией «La Quinta del Sordo» (с исп. «Дом глухого», другое название – «Гойя», 1980).
Венчающая этот период симфония «Tristessa II» для двух оркестров (1980) в то же время открывает новую страницу творческой биографии Караева, которую характеризует движение к устойчивости идиом его композиторского стиля и тотальный синтез техник.
Новый плодотворный период продлился до 1993 г. К нему относятся первые зарубежные заказы. Караев сотрудничал с видными музыкантами (А. В. Корнеевым, А. Н. Лазаревым, М. Д. Шостаковичем, И. Мецмахером, Э. Шёнбергером, Р. Дж. Абдуллаевым, А. В. Ивашкиным, Дж. Бонсом, В. В. Кастельским, Р. де Леу, Э. Спаньярдом) и известными коллективами (Ансамблем солистов Большого театра, Московским ансамблем современной музыки, Nieuw Ensemble, Schönberg Ensemble, Ensemble Moderne, Mondriaan Kwartet, Quatuor Danel, Ensemble TaG, Atlas Ensemble). Это время появления симфонии «Tristessa I» («Прощальная») для камерного оркестра с посвящением «Отцу. Учителю. Другу» (1982), серенады «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» для большого симфонического оркестра (1982, 2-я редакция 1991) и серенады «1971» для малого симфонического оркестра (1983), сюиты для струнного квартета «In memoriam…» памяти Альбана Берга (1984), Камерного концерта для 5 инструменталистов (1988).
Тогда же выявилось особое пристрастие Караева к нестандартным жанровым решениям в камерной инструментальной музыке, сочетающееся с его интересом к инструментальному театру. Многомерность и синтетичность жанра, его скрытая полисюжетность, открытость протесту и провокации – всё это оказалось близко композитору. Для ансамбля солистов с ярко индивидуальной, «персонажной» трактовкой инструментов написаны: «…a crumb of music for George Crumb» (1985), «Klänge einer traurigen Nacht» (1989), «В ожидании…» (1983, 2-я редакция 1986) по пьесе С. Беккета «В ожидании Годо», Камерный концерт для 8 инструменталистов «…alla "Nostalgia"» памяти Андрея Тарковского (1989), а также композиции для инструментального ансамбля и магнитной ленты «Der Stand des Dinge» («Положение вещей», 1991) и «Ist es genug?..» (1993; представляет собой автоколлаж из 10 ранее написанных сочинений).
Последовавшие далее несколько лет творческого молчания (1993–1997) стали попыткой самоидентификации в рушащемся мире в связи с политическим кризисом и распадом СССР. Единственной композиторской работой Караева в этот период стало переложение фортепианной Постлюдии (1990) для разных инструментальных составов.
Перерыв сменился новым творческим подъёмом. В последующие годы Караев создал сочинения в разных жанрах для разных исполнительских составов, среди которых: фортепианная пьеса «…"Monsieur Bee Line" – eccentric» (для пианиста М. Вормса и его гастрольного проекта «Вокруг блюза», 1997), «5 Stücke mit Kanons von A. Schönberg» и «(K)ein kleines Schauspiel…» (обе 1998, написаны для Ensemble TaG), симфоническое произведение «Ton und Verklärung» памяти Э. Денисова (2000, по заказу Фонда Беляева), «Canción de cuna» (2001, по заказу фестиваля Europäischer Musik Sommer Berlin), «маленький спектакль» «Посторонний» для солиста, хора и инструментального ансамбля (2002, по заказу Института «ПРО АРТЕ»), ансамблевые произведения «Stafette» (2003, для Freiburg Schlagzeug Еnsemble), «Три багатели» (2003, 2-я редакция 2005) и «Terminus II» (2011, для Ensemble Reconsil Wien).
Особое место принадлежит композициям, связанным с претворением Караевым национальной темы, – «Xütbə, muğam və surə» («Проповедь, мугам и молитва») для инструментального ансамбля, магнитной ленты и тара (1997) и «Babylonturm» («Вавилонская башня») для инструментального ансамбля (2002). Сочинения написаны по заказу голландских коллективов Nieuw Ensemble и Atlas Ensemble, их премьеры состоялись в рамках европейских фестивалей Tokkelfestival в Амстердаме и Berliner Festspiele. Для Караева, с юности ориентированного на освоение многовекового опыта западноевропейской культуры, никогда не стоял вопрос выбора между Востоком и Западом. Во многом примером для него стала позиция отца, в равной степени открытого обеим культурным системам. Их диалог решён через использование определённых культурных символов: в «Xütbə» – мугамной импровизации тара и чтения записанной на плёнку суры Корана, в «Babylonturm» – свободных импровизаций в ладах, характерных для традиционной музыки Китая, Ирана, Ближнего Востока, Турции, Азербайджана.
Один из наиболее крупных симфонических опусов композитора – Концерт для оркестра и скрипки соло памяти матери (2004), созданный по заказу Берлинского филармонического оркестра и посвящённый первой исполнительнице концерта – П. В. Копачинской. Сотканный из обрывков воспоминаний, цитат, аллюзий и едва уловимых реминисценций стилей прошлого, Концерт автобиографичен и представляет собой образец интертекста.
Применительно к творчеству Караева интертекстуальность (от названий-парафраз до детально выстроенной системы межтекстовых связей) составляет часть его творческой методологии, определяя структуру его сочинений. Композитор применяет различные формы её реализации: цитирование (в том числе автоцитирование), аллюзию, стилизацию, анаграммирование, а также «стратегию опусных вариаций» – создание новых редакций собственных сочинений.
Разновидность интертекстуальных взаимодействий – жанр транскрипции, в котором Караев считается признанным мастером. Партитуры его переложений для инструментального ансамбля монодрамы А. Шёнберга «Ожидание» (1999, 2-я редакция 2004) и Концерта для скрипки с оркестром А. Берга (2008), а также переложение для большого симфонического оркестра «Лунного Пьеро» Шёнберга (2018) после премьерных исполнений были включены в каталог Universal Edition. Ф. К. Караев осуществил переложение фортепианных сочинений: Десятой сонаты А. Н. Скрябина (1991) и «Синтезов» А. С. Лурье (2010) для ансамбля солистов, трёх фортепианных прелюдий К. Дебюсси («Café 'General Lavine'», 2019) для симфонического оркестра. Новые версии обрели сочинения К. А. Караева: «Quasi una sonatina» для камерного оркестра (на материале Сонатины для фортепиано, 1978), «Quasi un concerto grosso» (на материале Струнного квартета № 2, 1998), «Quasi un concerto» для скрипки и симфонического оркестра (на материале Сонаты для скрипки и фортепиано, 2007), «Quasi una fantasia» для симфонического оркестра (на материале фортепианной картины «Царскосельская статуя», 2007), переложение для камерного оркестра или инструментального ансамбля Концерта для скрипки и симфонического оркестра (2008).
Особый вид транскрипции – пьеса «Hommage à Alexei Lubimov» для сопрано, фортепиано и ансамбля солистов (2004) с интригующим подзаголовком «музыка Клода Дебюсси, стихи Стефана Малларме», представляющая собой переложение «Облаков» из цикла К. Дебюсси «Ноктюрны» с сочинённой партией голоса.
Частью наследия Караева является его литературное творчество: статьи, стихи, парафразы, стилизации. Излюбленные формы и жанры – эссе и автодиалоги (вымышленное интервью, воображаемое письмо). Внемузыкальное творчество Караева служит вербальным комментарием к музыкальному, в чём композитор созвучен духу своего времени.
Караев – автор музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам («В этом южном городе», режиссёр Э. Т. Кулиев, 1969; «Время-не-ждёт», режиссёр В. П. Четвериков, 1975).