Васнецов Виктор Михайлович
Васнецо́в Ви́ктор Миха́йлович [3(15).5.1848, село Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, ныне Уржумского района Кировской области – 23.7.1926, Москва], российский живописец, монументалист, график, иллюстратор, сценограф. Автор скульптурных произведений, проектов в сферах декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессор (за известность на художественном поприще; 1892) и действительный член (1893–1905) Императорской Академии художеств (ИАХ). Потомственный дворянин (за труды по возведению нового православного собора в Варшаве; 1912). Действительный статский советник (1914).
В. М. Васнецов – одна из ключевых фигур в русском искусстве 2-й половины 19 – начала 20 вв. Широкую известность ему принесли картины на былинно-сказочные сюжеты – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) и «Витязь на распутье» (1882, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ), «Ковёр-самолёт» (1880, Нижегородский государственный художественный музей), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером волке» (1889) и, конечно, «Богатыри» (1881–1898, все три – ГТГ).
При этом уже к концу 19 в. определилась роль Васнецова как основоположника национально-романтического направления в отечественном искусстве, в недрах которого зародился неорусский стиль, важная составляющая отечественного модерна. Он был одним из первых российских живописцев, которые работали в сферах театрально-декорационного искусства, архитектуры и декоративно-прикладного творчества, что воспринималось в 1880-х гг. как «разменивание таланта». Васнецов позже говорил: «Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и проч. сказывается весь цельный облик народа внутренний и внешний, – с прошлым и настоящим, а может быть и будущим» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 150). Мастер, пытаясь воссоздать этот «весь целый облик народа», опирался на способы его выражения, почерпнутые из фольклора, древнерусского и народного искусства, в первую очередь – на их образную систему, а затем и на стилистику. Художественное наследие он интерпретировал через призму собственного опыта, обусловленного его биографией.
Детские и юношеские годы
Отец живописца – потомственный сельский священник Михаил Васильевич Васнецов (1823–1870), мать – Аполлинария Ивановна, урождённая Кибардина (ум. 1866). Из пятерых братьев В. М. Васнецова художником стал и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933). Ещё один младший брат живописца, Александр Михайлович Васнецов (1861–1927), – фольклорист.
В 1850 г. семья переехала в село Рябово Вятского уезда Вятской губернии. Характерная природа, народные традиции и обычаи, фольклор, различные промыслы повлияли на будущего живописца, который рассказывал: «...я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, – слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 154). В этой среде следует искать корни историзма живописи Васнецова, называвшего себя «историком (несколько на фантастический лад)» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 150): он соединял отечественную историю с фольклорными образами, её интерпретацией в народном сознании.
Васнецов с 10 лет учился в г. Вятка (ныне Киров): вначале в Вятском духовном уездном училище (1858–1862), а затем в Вятской духовной семинарии (1862–1867, не окончил). В этих учебных заведениях он изучал православную символику, и эти знания позднее были использованы им в росписях храмов. В Вятке Васнецов обратился к художественному творчеству (первым серьёзным опытом можно считать карандашные рисунки – иллюстрации к сборнику «Народный нравоучитель или Собрание русских пословиц» И. П. Трапицына, 1866–1868, изданные лишь в 1912 в виде отдельной книги) и решил поступать в Императорскую Академию художеств. Отец поддержал его, и Васнецов оставил семинарию на предпоследнем курсе. В Вятке организовали лотерею, на которой разыгрывались его картины «Жница» (1867, Тверская областная картинная галерея) и «Баба-торговка» («Молочница»; её выиграл в лотерею вятский губернатор Н. В. Компанейщиков; 1867, местонахождение неизвестно). На вырученные таким образом средства в начале августа 1867 г. будущий художник отправился в Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург и Париж. Годы становления
По приезде Васнецов успешно сдал экзамен в ИАХ по рисунку, однако не понял, что не должен проходить остальные вступительные испытания благодаря аттестату Вятской семинарии и не начал учёбу в академии вовремя (Моргунов. 1962. С. 19, 382): в итоге к занятиям в ИАХ он приступил лишь осенью 1868 г. Зиму 1867–1868 гг. он провёл в Санкт-Петербурге, занимаясь в Школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского, ставшего его другом и советчиком. Работал в Картографическом заведении А. А. Ильина, где изучил технику литографии.
В 1868 г., начав учёбу в академии, Васнецов познакомился с И. Е. Репиным, с которым они позже стали близкими друзьями; сблизился с А. И. Куинджи, В. М. Максимовым, В. Д. Поленовым, В. И. Суриковым, М. М. Антокольским, братьями Праховыми – филологом и лингвистом Мстиславом Викторовичем, исследователем «Слова о полку Игореве», и историком искусства, художественным критиком, реставратором и археологом Адрианом Викторовичем. Общение в этом кругу значительно повлияло на молодого художника.
Во время учёбы в академии [1868–1874, 7(19) февраля 1875 выбыл из числа учеников, получив документ об образовании] у П. В. Басина, В. П. Верещагина, С. М. Воробьёва и П. П. Чистякова Васнецов получил в 1869 г. две малые серебряные медали за рисунок с натуры («Два обнажённых натурщика», Дом-музей В. М. Васнецова в составе ГТГ, Москва, далее – ДМВ) и за этюд с натуры, в 1870 г. – большую серебряную медаль за графический эскиз «Христос и Пилат перед народом» («Пилат умывает руки»; 1870, ГРМ). Одновременно в связи с постоянной необходимостью зарабатывать на жизнь он исполнял многочисленные иллюстрации на заказ: к «Народной азбуке» (в общей сложности 75 рисунков; издавалась с 1867) и «Солдатской азбуке» (30 рисунков; с 1870) Н. П. Столпянского, «Русской азбуке для детей» В. И. Водовозова (50 рисунков; 1873), для журналов «Будильник» (юмористические сценки; конец 1860-х гг.), «Всемирная иллюстрация» и др. При этом Васнецов работал и над интересовавшими его сюжетами. В многочисленных рисунках выразительными, уверенными штрихами он изображал горожан и крестьян, бытовые сценки. Эти рисунки представляли своего рода свод типов, остро схваченных на основе внимательных наблюдений. В этом проявлении своего дара художник был близок В. Е. Маковскому. Недаром он приобрёл тогда славу «типиста» (автолитография «Тряпичник», 1869).
В 1874 г. Васнецов впервые публично показал свою работу на 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ): это была картина «Чаепитие в трактире» (1874, Харьковский художественный музей). По её поводу Крамской писал В. В. Стасову: «Остаётся наше ясное солнышко – Викт. Мих. Васнецов <...> В нём бьётся особая струнка; жаль, что нежен очень характером, ухода и поливки требует» (цит. по: Моргунов. 1962. С. 74).
«Особой струнке» дарования Васнецова соответствовали ставшие популярными полотна «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка» (обе – 1876), «Преферанс» (1879, все – ГТГ), показанные на выставках ТПХВ. Вместе с тем, как вспоминал художник, в это время его «…не покидали неясные исторические и сказочные грёзы» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 150). Сохранились иллюстрации мастера к русской народной сказке «Жар-птица» (опубликована в журнале «Всемирная иллюстрация», 1869) и сказке «Конёк-горбунок» П. П. Ершова (для книги, вышедшей в издательстве Ильина, 1870), карандашные наброски к будущим картинам «Богатыри» и «Витязь на распутье» (начиная с 1871).
Пока Васнецов набирал силы для работы с фольклорной тематикой, в российском обществе всё больше внимания уделялось отечественной истории и художественному наследию. Процесс, начавшийся в 1-й половине 19 в., в середине столетия проявился в коллекционировании предметов народного творчества и ремесленничества, исследовании и издании памятников письменности и фольклора. Были опубликованы фундаментальные фольклорные сборники В. И. Даля («Пословицы русского народа», 1862), А. Н. Афанасьева («Народные русские сказки», 1855–1863; «Народные русские легенды», 1859; «Русские детские сказки», 1870), А. Ф. Гильфердинга («Онежские былины», 1873). В 1864 г. основано Московское археологическое общество.
Особое значение для Васнецова имели труды по истории русского быта 16–17 вв. И. Е. Забелина, близкого художнику тем, что он видел в народном творчестве проявление «живой души» его создателей (цит. по: Моргунов. 1962. С. 91). Важен был и призыв к мастерам изобразительного искусства Ф. И. Буслаева – «…взяться за определение типа национальной красоты по народным воззрениям» (цит. по: Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Ленинград, 1987. С. 49). В 1860-х – 1870-х гг. растущий интерес к национальному наследию выразился в картинах историко-бытового жанра В. Г. Шварца («Иоанн Грозный у тела убитого им сына», 1864, ГТГ, и др.), в полотнах В. М. Максимова, посвящённых быту русской деревни («Бабушкины сказки», 1867; «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; обе – ГТГ), в эскизах В. Г. Перова к картинам на сказочные сюжеты («Иван-царевич на Сером волке», 1879, ГТГ).
С марта 1876 г. до мая 1877 г. Васнецов пробыл в Париже, куда приехал по приглашению И. Е. Репина. Он знакомился с художественной жизнью французской столицы, занимался поисками нового содержания в искусстве, новых сюжетов и живописных форм, вёл беседы о будущем отечественного искусства. Васнецов стал свидетелем работы Репина над картиной «Садко» (1876, ГРМ). Эти впечатления утвердили Васнецова в его стремлении к былинно-сказочным темам. Потому и был настолько продуман уже первый живописный эскиз его полотна «Богатыри» (1876, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово), написанный в парижской мастерской Поленова, где жил художник. Эскиз был сразу же высоко оценён окружением Васнецова.
В Медоне, юго-западном парижском пригороде, Васнецов задумал картину «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877, ГРМ; первый вариант – «Балаганы в окрестностях Парижа», 1876, ГТГ). Изображая жителей столичного предместья, идущих на вечернее цирковое представление, Васнецов проявил себя не только как «типист», но сумел передать то ощущение приподнятого настроения, которое охватывает зрителей перед спектаклем. В этой работе заметны изменения и в живописной манере мастера, что отметили критики: «…в Васнецове, сверх тонкого наблюдателя нравов, типов и экспрессий, сказывается и решительный, самобытный талант колориста» (Пчела. 1877. № 35. С. 552; цит. по: Моргунов. 1962. С. 111). Васнецов вернулся в Россию сформировавшимся живописцем с широким кругозором и твёрдой техникой, а также ясным пониманием своего дальнейшего пути в искусстве.
В марте 1878 г. он экспонировал картину «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» на 6-й выставке ТПХВ вместе с другими произведениями [«Витязь» (1878, Серпуховский историко-художественный музей), «Военная телеграмма» (1878, ГТГ), «Победа. Известие о взятии Карса» (1878, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева)] и в том же году стал членом ТПХВ, из которого вышел в 1890 г., продолжая участвовать в передвижных выставках как экспонент до 1897 г. включительно.
Москва. Поворот к былинно-сказочным сюжетам
В 1878 г., когда Васнецов переехал в Москву, он окончательно перешёл к новым темам, оставив бытовой жанр. Художник вспоминал об этом времени: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве Златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 150–151).
В Москве особое значение для него приобрела галерея П. М. Третьякова. Познакомившись с великим собирателем лично, он стал частым гостем музыкальных вечеров в его доме. Васнецов позднее рассказывал: «Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни "Поля битвы", ни других своих картин, особенно "Алёнушки" и "Богатырей". Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки» (цит. по: Лобанов. 1961. С. 59).
Этапным событием для Васнецова стало знакомство с крупным предпринимателем и знаменитым покровителем искусств С. И. Мамонтовым, сумевшим объединить вокруг себя виднейших художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским художественным кружком. В московском доме Мамонтова и его подмосковной усадьбе Абрамцево бывали и подолгу гостили И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, К. А. Коровин, Е. Д. Поленова, М. А. Врубель, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров и другие мастера. Концерты, беседы на темы искусства, о текущих событиях сочетались в доме Мамонтовых с обсуждением трудов И. Е. Забелина и Ф. И. Буслаева, лекций историка В. О. Ключевского. В Абрамцеве художники много и плодотворно работали на пленэре. Собственные мысли Васнецова об использовании национальных мотивов в изобразительном искусстве получили здесь эстетическое обоснование. Отдельные сюжеты были почерпнуты из древнерусской литературы, в частности из «Слова о полку Игореве». Этот памятник изучали в кружке под руководством М. В. Прахова, подолгу жившего в доме Мамонтовых. «Слово…» было знакомо Васнецову ещё в юности в Вятке. Благодаря Прахову, помогавшему своему другу, поэту А. Н. Майкову, готовившему стихотворный вариант памятника к публикации, в толковании и переводе «Слова...», художник продолжил знакомство с его текстом в годы учёбы в ИАХ. Затем он имел возможность глубже разбираться в нём, войдя в Абрамцевский кружок. На основе этого опыта определился сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) с подзаголовком «Из "Слова о полку Игореве"», поскольку он был представлен Васнецовым с опорой на литературный источник. Мастер изобразил поле после сражения отрядов новгород-северского князя Игоря Святославича с половцами. Образ поля боя с печально склонившимися к телам павших воинов полевыми цветами следует поэтическому тексту, когда «В поле травы с жалости поникли, дерева с печали преклонились…» и «…широко печаль течёт по Руси» (Слово о полку Игореве / пер. А. Н. Майков // Заря. 1870. Январь. С. 114–115). Соответствуют древнерусскому литературному памятнику и персонажи полотна, мужественные и величавые. Васнецов изучал коллекции московского Исторического музея – древние доспехи, оружие, одежду, и результаты этой работы также легли в основу его произведения.
Картиной «После побоища…» автором утверждались новые принципы исторического жанра, позволявшие художнику поэтически интерпретировать документальную основу. Картина, вошедшая в экспозицию 8-й выставки ТПХВ, вызвала разногласия среди членов товарищества. Так впервые проявились противоречия во взглядах передвижников на дальнейшее развитие отечественного изобразительного искусства. Репин высоко оценил произведение Васнецова: это «…необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь; таких ещё не бывало в русской школе...» (Репин И. Е. Избранные письма. Т. 1. Москва, 1969. С. 234). Но другие живописцы, ставившие во главу угла исключительно реалистичное изображение как настоящего, так и прошлого, не приняли картину. Г. Г. Мясоедов даже выразил протест против показа этой работы Васнецова на выставке ТПХВ. Конфликт удалось разрешить, однако и у критики, включая Стасова, суждения о картине «После побоища…» были очень разноречивыми. Оставшись без заказов, Васнецов оказался в очень трудном положении, в том числе и материальном.
Абрамцевский кружок
Моральную поддержку Васнецов нашёл у друзей в Абрамцевском кружке. Необходимой материальной помощью стал большой заказ Мамонтова. В 1876 г. предприниматель получил концессию на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги (между Донецким бассейном и портом г. Мариуполь) и от лица её дирекции поручил Васнецову написать для кабинета правления дороги три картины, поэтически связанные с этим предприятием: на темы прошлого Донецкого края – «Бой скифов со славянами» (1881, ГРМ), волшебного средства передвижения – «Ковёр-самолёт» (1880, Нижегородский государственный художественный музей) и богатых недр этой земли – «Три царевны подземного царства» (с властительницами золота, драгоценных камней и каменного угля; 1879–1881, ГТГ). Дирекция отказалась от картин, т. к. посчитала художественные произведения не подходящими для оформления делового помещения. Тогда Мамонтов сам приобрёл «Ковёр-самолёт» и «Битву скифов со славянами», а его брат Анатолий Иванович Мамонтов (см. в статье Мамонтовы) – полотно «Три царевны подземного царства».
Для воссоздания персонажей картин на былинно-сказочные темы Васнецов искал национально-типические черты, выражающие особенности национального характера, внешнего облика и свойств личности, среди окружающих его людей. Он находил их, работая над портретами: Даши, горничной в доме Мамонтовых («В костюме скомороха», 1882), Н. А. Мамонтовой (1883), Т. А. Мамонтовой (1884), Б. В. Васнецова, сына художника (1889), Е. А. Праховой (1894; все – ГТГ), В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Т. В. Васнецовой, дочери художника (1897, ГРМ), и др. Васнецов никогда не исполнял заказные портреты, но писал лишь людей близких себе или привлёкших его внимание своей характерной неповторимостью.
Если работа в портретном жанре помогала живописцу в поисках национального типа, то Абрамцево и природа окрестностей со свойственными средней полосе России лиственными и хвойными лесами и рощами, извилистой рекой Воря служили основой для формирования типичного национального пейзажа. Именно в Абрамцеве были задуманы и воплощены (полностью или частично) «Богатыри» (1881–1898), «Затишье» (1881), «Букет. Абрамцево» (начало 1880-х гг.; все – ГТГ), написана одна из самых известных работ живописца – «Алёнушка» (1881, ГТГ), в которой нашёл воплощение образ глубокой печали. В этой картине художником выражена тесная связь человека и окружающей его среды, живой отклик природы на эмоции и чувства людей, играющие большую роль в русском народном творчестве.
Обращение Васнецова к сюжетам, взятым из былин и сказок, потребовало поиска для их воплощения новых выразительных средств. Мастер опирался на поиски синтеза форм и стилизацию, стремился к декоративности. Однако его не покидал и интерес к жанровым мотивам, поэтому наиболее естественно новые художественные средства он воплотил не в изобразительном искусстве, а в сценографии, архитектурных и декоративно-прикладных проектах. Этими видами искусства он занялся в Абрамцевском кружке.
Характерная для народного творчества цельность любого произведения, его синкретизм были актуальны для членов кружка в их поисках синтеза искусств в национальном стиле. Выражением такого подхода стал проект церкви Спаса Нерукотворного, созданный в Абрамцеве Поленовым и Васнецовым (реализован в 1881–1882). Васнецову принадлежат также иконы Богоматери и святого Сергия Радонежского для иконостаса храма, эскиз напольной мозаики, декора входного портала и др. Проект церкви основан на мотивах средневекового новгородского и псковского зодчества. Лирическая интерпретация древнерусского наследия, удавшаяся его авторам, сделала храм в Абрамцеве первым примером неорусского стиля. Примыкающая к церкви часовня (1891–1892) по проекту Васнецова, воздвигнутая над могилой Андрея, сына С. И. Мамонтова, воплотила в себе черты нового стиля ещё более органично. Она вдохновлена деревянными церквами с крышами-бочками, нарядными изразцами ярославской архитектуры, московскими памятниками, чьи формы и мотивы нашли у художника поэтическое переосмысление.
В 1883 г. в абрамцевском парке по проекту Васнецова возвели деревянную рубленую беседку для детских игр – «Избушку на курьих ножках» с сенями на столбах, и балкончиком с противоположной стороны, охлупнем – бревном, держащим двускатную крышу, заканчивающимся резным коньком над северным фронтоном, с резными же совой и летучей мышью на северном и южном торцах избушки, ставшими впоследствии популярными декоративными мотивами в русском модерне.
Живописец оформлял постановки пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского в Абрамцевском кружке (январь 1882) и одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова в Русской частной опере С. И. Мамонтова в Москве (осень 1885): эти работы Васнецова как образец интерпретации народного творчества, новых стилизационных приёмов и форм повлияли на отечественную сценографию конца 19 – начала 20 вв. Сценографией «Снегурочки» был указан новый путь в оформлении и в постановочном решении спектаклей национального оперного репертуара в целом.
Декорации («Палаты царя Берендея», «Берендеева слобода», эскизы – 1885, ГТГ) основанные на глубоком знании Васнецовым древнерусской архитектуры, резных и расписных деревянных изделий, народных вышивок и игрушки, претворённые могучей фантазией художника, приобрели яркую театральную зрелищность. В разработке костюмов мастер продолжил линию, идущую от работы над полотном «После побоища…», сочетая её с необходимой для театральной постановки выразительностью цветовых решений. Оперная постановка стала примером синтеза искусств, цельности драматической, музыкальной и изобразительной составляющих.
Артист театра, а впоследствии режиссёр В. П. Шкафер, вспоминая о своём первом впечатлении от спектакля, писал: «Это было никогда и нигде не виданное ещё мною зрелище на оперной сцене – целое для меня откровение <…> Я видел на сцене художественную правду, особенный лес, роскошные палаты Берендея с затейливо расписанными узорчатыми украшениями стен и потолка, богатство красок. Какая-то несказанная радость световых пятен, куда ни взглянешь, подымает и захватывает – чудно, хорошо, необыкновенно! <…> Поэтическое произведение А. Н. Островского, так искренно и глубоко прочувствованное Н. А. Римским-Корсаковым, мастерски вылившееся в звуках его палитры, в холстах, красках и кистях В. М. Васнецова, получило совершенную гармонию, где слова, звуки, краски, всё слилось воедино» (Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Ленинград, 1936. С. 131–132). Успех сопутствовал и участию Васнецова в оформлении постановки оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, которой 9(21) января 1885 г. была открыта Русская частная опера С. И. Мамонтова.
Участникам Абрамцевского кружка было присуще стремление осваивать всё новые и новые виды изобразительного искусства. В один из дней 1880 г. С. И. Мамонтов, И. Е. Репин и В. М. Васнецов, по воспоминаниям В. С. Мамонтова, сына мецената, «…занялись совместной работой. Васнецов вылепил бюст Репина, Репин – отца, а отец – Васнецова. Все эти три бюста, отличающиеся редким сходством с натурой, всегда стояли в столовой абрамцевского дома» (Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. Москва, 2006. С. 27). Портрет Репина был первым скульптурным произведением В. М. Васнецова («И. Е. Репин», 1880, Музей-заповедник «Абрамцево»).
Панно для Исторического музея
Первым опытом в сфере монументального искусства для художника стала начавшаяся осенью 1882 г. работа над композицией «Бытовые сцены жизни человека в период каменного века» («Каменный век», 1882–1884) для московского Исторического музея. Заказчиком выступил один из основателей этого учреждения, председатель Учёной и Строительной комиссий музея, археолог граф А. С. Уваров. Васнецов приступил к непосредственной работе над панно в Абрамцеве летом 1883 г. в устроенной для него Мамонтовым недалеко от усадьбы мастерской. Живописцу удалось создать убедительные образы древних людей, соединить заданные заказчиком эпизоды (охота, изготовление керамики, разведение огня и т. д.) в цельную композицию благодаря своему опыту в областях театрально-декорационного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Ритмизация композиционного построения, определённая плоскостность фигур, достигнутая чёткой проработкой силуэтов широкими контурными линиями, приближенная к языку фрески живописная техника позволили художнику преодолеть неизбежную в таких случаях условность. 6(18) июля 1884 г. исполненное панно приняли у Васнецова; ему была выплачена согласно договору сумма в 300 руб. (Копия официального письма Комиссии по строительству Исторического музея министру народного просвещения // Архив Дома-музея Виктора Васнецова. ДМВ МФ-АРХ-2375/15. Оп. 4. Д. 3. Л. 2).
Росписи Владимирского собора в Киеве
В конце 1884 – начале 1885 гг. А. В. Прахов, руководивший внутренней отделкой нового Владимирского собора в Киеве, пригласил Васнецова принять участие в этой работе. Речь шла о храме-памятнике, посвящённом 900-летию Крещения Руси. Перед началом работы, весной 1885 г., художник посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь, где осмотрел памятники искусства разных эпох, сосредоточившись на образцах византийской архитектуры (церкви Сант-Аполлинаре-Нуово и Сан-Витале в Равенне), восхищаясь их мозаичным убором. Живописец занимался росписями в Киеве с 1885 по 1896 гг.: он сделал порядка 400 эскизов, картонов и подготовительных рисунков (ныне преимущественно в ГТГ), создал многофигурные композиции и отдельные образы святых на стенах и в иконостасе, ставшие своеобразным «путеводителем по духовной истории России» (Стернин Г. Ю. В. М. Васнецов и русский реализм второй половины XIX века // Виктор Михайлович Васнецов. 1990. С. 44). Так, на стенах главного нефа собора он выполнил несколько сюжетов на библейские темы и историко-религиозные композиции «Крещение киевлян» (над входом на хоры) и «Крещение князя Владимира» (над входом в крещальню). Образ Богоматери с Младенцем в конхе центральной апсиды стал главной творческой удачей Васнецова в этой работе, принёсшей ему всенародное признание.
Считавший, что «…нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма – это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства» (Виктор Михайлович Васнецов. 1987. С. 72), Васнецов поставил себе в Киеве задачу – создать монументальное произведение «большого стиля», близкое всем слоям общества. Он соединил традиции древнерусского искусства с приёмами живописи, привычными для людей 19 в. Судя по отзывам современников, именно обращение Васнецова к национальной традиции и облачение её в актуальную живописную форму обеспечило колоссальный успех его росписям Владимирского собора. Им были посвящены небывалые по количеству исследования и статьи, в них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а Васнецова называли «провозвестник нового направления в русской религиозной живописи» (Георгиевский. 1896).
Киевские росписи приобрели большую известность, в том числе благодаря репродукциям, и породили множество повторений в российских храмах на рубеже 19–20 вв.
В начале 20 в. стали чаще появляться резкие отзывы в адрес этой работы. В значительной степени причина возникшего неприятия была связана с открытием подлинной древнерусской иконописи, которое происходило в это время. Сам живописец также признавал, что в Киеве не всё ему удалось сделать, как он изначально задумывал, однако и сторонники, и критики Васнецова соглашались с тем, что во Владимирском соборе был создан единый комплекс оформления храма в новом стиле, что с ним «…надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания», что «это – выдержанное, цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутьё» (Заметки // Мир искусства. 1900. № 11/12. С. 245).
Творчество Васнецова на рубеже 19–20 вв.
После завершения монументальных работ во Владимирском соборе Васнецову начали заказывать эскизы и картоны для мозаик и росписей православных храмов в разных городах Российской империи и зарубежья, иконы для их иконостасов. Мастер занимался эскизами для интерьерных и фасадных мозаик храма Воскресения (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге (1883–1901, ГРМ), выполнил картоны для украшения церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте (1899–1901, ГРМ), два образа для иконостаса главного алтаря храма-памятника Александра Невского в Софии (1904–1913), эскизы для мозаик собора Святого благоверного Александра Невского в Варшаве (1906–1911, ГРМ, ГТГ, Российский государственный архив литературы и искусства; мозаики сохранились частично).
Наибольший интерес представляет его оформление по заказу Ю. С. Нечаева-Мальцева церкви Святого Георгия при Гусевском хрустальном заводе в местечке Гусь-Хрустальный (ныне город). Художник спроектировал главный иконостас, выполнил эскизы и сами росписи (на холстах, а не на самих стенах) и картоны для мозаик (работы завершены в 1904). Храм ныне вмещает Музей хрусталя имени Мальцовых (в составе Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника), здесь сохранились мозаика «О тебе радуется…» с образом Богоматери и композиция на холсте «Страшный суд» (площадь 49 м2), в которой отразились дальнейшие поиски Васнецовым синтеза древнерусской традиции и современных тенденций в живописи.
Рубеж веков стал для Васнецова периодом интенсивных занятий архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Особенно плодотворными были 1892–1901 гг., когда по его проекту сооружались упоминавшаяся выше часовня над могилой сына С. И. Мамонтова Андрея при церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1891–1892, Музей-заповедник «Абрамцево»), собственный дом в 3-м Троицком переулке в Москве (ныне переулок назван в его честь), выделяющийся бревенчатой башней со сложной бочкообразной кровлей, где размещалась мастерская художника (1894). Интерьеры дома, мебель, предметы быта тоже выполнены по эскизам Васнецова в неорусском стиле. Простые дубовые столы, скамьи, шкафы, стулья сделаны в мастерской Аркадия Михайловича Васнецова (1858–1924), младшего брата художника, славившегося искусством столяра и резчика по дереву, а также в Абрамцевской столярной мастерской. Экстерьер и интерьеры дома производили на современников художника, производят и сейчас завораживающее впечатление.
Художник выполнил проекты российского павильона для Всемирной выставки в Париже 1900 г. (1898, ДМВ; не осуществлён), московского дома И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной (выстроен в 1899–1901; Васнецов также создал эскизы майоликовых изразцов для фасадов; см. Цветковская галерея), наружной раскраски зданий, включая Грановитую палату, в Московском Кремле (1901–1903, ДМВ), фасада с майоликовым фризом для Третьяковской галереи (1900–1901, ДМВ; реализован в 1902–1904), памятника в виде креста на месте гибели великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле (открыт в 1908, не сохранился; воссоздан в 2017).
Васнецовым были сделаны иллюстрации для издания баллады «Песнь о вещем Олеге» (1899), приуроченного Императорской Академией наук к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Вышедшее в 1899 г., оно выполнено в духе древнерусских рукописных книг, с орнаментами и миниатюрами. Сам текст прописан художником В. Д. Замирайло. Стремясь воспроизвести заставки, инициалы-буквицы, концовки и собственно иллюстрации в едином стиле, художник перенимал у средневековых мастеров не только стилистику изображений, но суть их подхода к книге как к целостному произведению. «Песнь о вещем Олеге» в оформлении Васнецова заложила основу для нового подхода к искусству книги, развитому затем И. Я. Билибиным и другими участниками объединения «Мир искусства».
«Васнецовский стиль»
Васнецову было свойственно одновременно заниматься чрезвычайно разными задачами. Во время работы в Киеве он обращался к полотнам «Богатыри» и «Иван Царевич на Сером волке», работал для театра и над иллюстрациями к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1891), над многими портретами и пейзажами. Завершив росписи Владимирского собора, Васнецов создал картины «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ) и «Гамаюн – птица вещая» (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала), орнаментально-стилистическое решение которых отвечало исканиям модерна и символизма. В 1897 г. большое впечатление на посетителей 25-й выставки ТПХВ произвело его полотно «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ). Сочетание психологизма с декоративностью и вниманием к архитектурным мотивам, уже выразившееся в росписях Владимирского собора, в этой работе приобрело законченность, позволяющую говорить об окончательном сложении индивидуального стиля Васнецова-живописца.
«Богатыри»
В 1898 г. завершено магистральное произведение Васнецова – «Богатыри» (1881–1898, ГТГ), которое П. М. Третьяков купил из мастерской художника. С 1871 г., когда был сделан первый карандашный эскиз, Васнецов постоянно размышлял о картине, создание которой считал своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом» (Лобанов. 1961. С. 200). Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович, герои полотна, трактованы им согласно их описанию в былинах. Конкретность образов, исторически точная реконструкция вооружения и одежды придают облику богатырей индивидуальность, как будто чрезмерную для фольклорного сюжета, но богатыри Васнецова, хотя и историчны, «живут», благодаря условности композиции, в эпическом времени. Этому впечатлению способствует и монументально широкий пейзаж. Объединяет фигуры богатырей с пейзажем строгая монолитная композиция, придающая цельность полотну. Размещение на большом холсте (295,3 × 446 см) трёх крупных фигур во фронтальном ракурсе создаёт впечатление силы и величественности. Богатыри рассматриваются снизу как бы стоящими на пьедестале.
Поросшие тёмным лесом холмы заднего плана придвинуты к персонажам: композиция уплощена, демонстрируя, как и в произведениях «После побоища…» или «Три царевны подземного царства», стремление Васнецова создать панно, промежуточную форму между картиной и стенной росписью. Условный характер композиции ясно выражает задачу, которую поставил перед собой автор, – представить былинных защитников Отечества.
Картина «Богатыри», в которой Васнецовым, по словам В. В. Стасова, выражена «вся сила и могучая мощь русского народа… сила торжествующая, спокойная и важная» (Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. Москва ; Ленинград, 1937. С. 599), была впервые представлена публике на первой персональной выставке художника в залах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1899). Здесь экспонировались 38 живописных работ, а также графика. Выставка пользовалась большим успехом, который объяснялся тем, что, по словам Н. К. Рериха, «Картины В[иктора] М[ихайловича] писаны чувством, поэтому так безотчётно и влияют они на зрителя, подымают в нём то же чувство…» (цит. по: Короткина Л. В. Рерих в Петербурге – Петрограде. Ленинград, 1985. С. 73).
Осенью 1905 г. состоялась выставка религиозной живописи Васнецова в Императорской Академии художеств, завершившаяся раньше срока из-за устроенного в её залах митинга студентов в связи с событиями Революции 1905–1907 гг. Васнецов был возмущён поведением учащихся и в знак протеста вышел из состава ИАХ (отказался от действительного членства). Он придерживался консервативных взглядов; так, в 1907 г. он писал: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в русском государстве, и к сему подлинному моему "credo" не нахожу нужным прибавлять никаких "constitutio quo"» (Виктор Васнецов. 2004. С. 210).
«Поэма семи сказок»
В начале 1900-х гг. Васнецов приобрёл усадьбу в селе Ваньково Дмитровского уезда Московской губернии (ныне Дмитровский район Московской области), названную им «Новое Рябово», где жил с семьёй в летние месяцы. Здесь он написал множество живописных этюдов, портретов близких ему людей. Здесь же он обдумывал свои планы, и среди них – картины цикла, названного им «Поэма семи сказок». Этот цикл впервые сложился в творчестве Васнецова из ранее задуманных произведений: «Спящая царевна» (1913–1917), «Царевна Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Ковёр-самолёт» (1920–1923, 1925) и «Сивка-Бурка» (начало 1920-х гг.), хранящиеся ныне в его мастерской (ДМВ). В упомянутых картинах во многом отразились переживания художника, вызванные революционными и военными потрясениями начала 20 в. В них проявилось его стремление обогатить сказочные сюжеты философским смыслом, в том числе и путём соединения в полотнах религиозных и фольклорных сюжетов и образов, что, впрочем, всегда служило основой творческого метода мастера. Эта работа заняла почти все мысли и творческие силы художника в последние два десятилетия его жизни.
В 1910 г. вместе с братом Аполлинарием Михайловичем В. М. Васнецов выступил инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея (ныне Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых в г. Киров).
* * *
В. М. Васнецов принадлежит к наиболее значимым участникам процесса художественной и эстетической эволюции от реалистической живописи 2-й половины 19 в. к искусству Новейшего времени. Он сочетал новаторство с ретроспективными и почвенническими интересами, обращёнными к допетровской культуре, в русле национального романтизма, что было характерно для этой эпохи не только в России, но и в других странах Европы. Васнецов воплощал в своём творчестве всю многогранность названной эволюции, что стало причиной сложности восприятия его искусства современниками. Однако это не противоречило и не противоречит пониманию его творчества и самой личности художника как одного из крупнейших мастеров 2-й половины 19 – начала 20 вв.
Член ТПХВ (с 1878, вышел в 1890; продолжал участвовать в выставках до 1897 включительно), московского художественного объединения «Изограф» (1917), Союза русских художников (1918). Член-учредитель Общества возрождения художественной Руси (1915).
Почётный член Академии художеств в Реймсе (1895), Строгановского училища (1902), Киевского общества древностей и искусства (1903), Московского общества любителей художеств (1903), Общества имени А. И. Куинджи (1920). Действительный член Комитета по устройству Музея изящных искусств императора Александра III [c 30 марта (11 апреля) 1899; диплом выдан 26 февраля (10 марта) 1900], Общества поощрения художеств (1903–1904; избран по пункту 7 Устава Общества. См.: Императорское общество поощрения художеств. Гг. члены и должностные лица по 1.3.1905. Санкт-Петербург, 1905. С. 8) и Исторического музея (1908).
Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени (1896; за работы во Владимирском соборе в Киеве).
Был женат с 1877 г. на Александре Владимировне Рязанцевой (1850–1933), в браке родились пятеро детей. Дочь Татьяна Викторовна Васнецова (1879–1961) – художница. Сын Владимир Викторович Васнецов (1889–1953) – ихтиолог, доктор биологических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, лауреат Сталинской премии 3-й степени за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (присуждена в 1950 за 1949). Внук (сын Владимира Викторовича) Андрей Владимирович Васнецов – живописец, монументалист, скульптор, один из ключевых представителей сурового стиля. Пятиюродный племянник Юрий Алексеевич Васнецов – живописец, график, иллюстратор детской книги.
В селе Рябово открыт Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (1981; филиал Вятского художественного музея). В Москве в переулке Васнецова (название с 1954) с 1953 г. принимает посетителей Дом-музей В. М. Васнецова (в составе ГТГ с 1986).