Кондрашин Кирилл Петрович
Кондра́шин Кири́лл Петро́вич [21.2(6.3).1914, Москва – 7.3.1981, Амстердам; похоронен близ Амстердама), российский дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1951), народный артист РСФСР (1965), народный артист СССР (1972). Один из крупнейших дирижёров 20 в.
Выбор специальности. Начало карьеры
Потомственный музыкант, из семьи Кондрашиных. С 8 лет учился в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского у М. А. Шиховой (фортепиано) и К. М. Щедрина (теоретические предметы), с 11 до 14 лет – в Школе эстетического воспитания (школа № 4 Хамовнического района, ныне средняя школа № 57), в том числе в течение года – у Н. И. Сац, с 14 лет – в Музыкальном техникуме имени В. В. Стасова (фортепиано). С детских лет нередко присутствовал на репетициях оркестра Большого театра (в котором играли родители), следя за исполнением по партитуре, наблюдал за работой В. И. Сука, Н. С. Голованова и других выдающихся дирижёров того времени. С целью получения диплома, необходимого для поступления в консерваторию, с 1928 г. посещал (одновременно с техникумом) педагогические курсы, которые, однако, через 2 года вынужденно оставил из-за интриг (его обвиняли в интеллигентском происхождении, реакционной психологии). Благодаря содействию друзей матери по местному комитету профсоюзной организации Большого театра получил возможность сразу поступать в Московскую консерваторию. Большую роль в профессиональном становлении музыканта играли занятия с Н. С. Жиляевым (теория музыки, полифония, форма), продолжавшиеся с конца 1920-х гг. до его трагической гибели в 1938 г., а также активное посещение драматических театров и знакомство с работой крупнейших советских режиссёров – К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.
В 1931 г. Кондрашин поступил в Московскую консерваторию на дирижёрский факультет, учился у Б. Э. Хайкина. Играл в студенческом оркестре под управлением Н. С. Голованова на ударных инструментах и участвовал в работе оперной студии, где получил в том числе опыт суфлирования, считая это хорошей школой для себя. Одновременно в 1931–1934 гг. дирижёр в Театре юного зрителя (ТЮЗ). В 1934 г. по рекомендации Хайкина взят дирижёром-ассистентом в Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко (за неимением дирижёрской вакансии зачислен в штат как оркестровый музыкант-ударник), дебютировал опереттой «Корневильские колокола» Р. Планкетта, участвовал в гастролях по стране. Окончил консерваторию экстерном в декабре 1936 г. (с осени 1936 Хайкин работал в Ленинграде).
Работа в оперных театрах. 1937–1956 гг.
В 1937 г. по приглашению Хайкина переехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и стал дирижёром Малого Ленинградского театра оперы и балета (МАЛЕГОТ); дебютировал оперой «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, дирижировал постановками опер «Девушка с Запада» Пуччини (1938), «Помпадуры» А. Ф. Пащенко (1939, впервые на сцене, режиссёр И. Ю. Шлепянов), «Калинка» М. М. Черёмухина (1942).
В 1938 г. на 1-м Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве Кондрашин (самый молодой участник) получил диплом 2-й степени. С того же года работал по совместительству главным дирижёром детского отдела Радиокомитета в Ленинграде, где перед ним стояла задача создать небольшой постоянно действующий оркестр. Специально для этого оркестра Д. Б. Кабалевский переделал музыку к спектаклю «Комедианты» в оркестровую сюиту, писали музыку Л. А. Шварц, Б. И. Савельев (Вейц), М. А. Юдин.
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. МАЛЕГОТ прекратил работу, Кондрашин вместе с музыкантами оркестра занимался организацией окопных работ на строительстве оборонных сооружений вокруг Ленинграда. Во время эвакуации МАЛЕГОТа в Чкалов (ныне Оренбург) был назначен комендантом поезда. В период эвакуации выступал в концертах, в Куйбышеве (ныне Самара) дирижировал 1-й симфонией Д. Д. Шостаковича.
В 1943 г. переведён в Москву, зачислен в штат Большого театра на должность дирижёра; работал до 1956 г. Здесь совершенствовал мастерство оперного дирижёра в сотрудничестве с С. А. Самосудом (с ним у Кондрашина сложились дружеские отношения), А. М. Пазовским, А. Ш. Мелик-Пашаевым, важную роль сыграла совместная работа с Б. А. Покровским. Дирижировал операми (дирижёр-постановщик): Н. А. Римского-Корсакова – «Снегурочка» (1943, режиссёр Н. С. Домбровский; 1954, режиссёр Покровский), «Царская невеста» (1946, режиссёр Покровский); П. И. Чайковского – «Черевички» (1947, режиссёр Р. Н. Симонов), «Иоланта» (1951, режиссёр Т. Е. Шарашидзе), «Евгений Онегин» (1956, режиссёр Покровский); Дж. Пуччини – «Тоска» (1943, режиссёр С. П. Юдин), «Чио-Чио-сан» (1956, режиссёр Домбровский); Дж. Верди – «Риголетто» (1945, режиссёр Шарашидзе), «Травиата» (1946, режиссёр Е. Н. Соковнин); советскими операми – «Бэла» А. Н. Александрова (1946, впервые на сцене, режиссёр Покровский), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (1951, впервые в Большом театре, режиссёр Покровский); операми «Вражья сила» А. Н. Серова (1947, впервые в Большом театре, режиссёр Покровский; Сталинская премия 1-й степени, 1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948, режиссёр Покровский; Сталинская премия 2-й степени, 1949), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1949, режиссёр Соковнин), «Галька» С. Монюшко (1949, режиссёр Покровский), «Лакме» Л. Делиба (режиссёр Домбровский, 1951), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1954, режиссёры И. В. Македонская, Г. П. Ансимов). В 1950-е гг. «Проданная невеста» и «Галька» были записаны на грампластинки.
Симфонический дирижёр. Пик карьеры. Эмиграция
К. П. Кондрашин широко гастролировал в СССР и (с 1948) за рубежом, выступал в странах Европы, Северной и Южной Америки, в Корее и Японии. После ухода из Большого театра (1956) занимался исключительно симфоническим дирижированием.
В 1958 г. триумфально выступил на 3-м туре Международного конкурса имени П. И. Чайковского, аккомпанируя американскому пианисту В. Клиберну, завоевавшему 1-ю премию. Стал первым советским дирижёром, гастролировавшим в США (вместе с В. Клиберном, 1958). Запись Концерта для фортепиано с оркестром № 3 С. В. Рахманинова с Клиберном отмечена премией «Грэмми» (1960). Регулярно участвовал в правительственных концертах. Основал Симфонический оркестр КНДР в Пхеньяне (1957).
В 1960–1975 гг. главный дирижёр и художественный руководитель Симфонического оркестра Московской филармонии, который благодаря трудам Кондрашина вышел на один качественный уровень с ведущими современными оркестрами. По его приглашению концертами этого оркестра дирижировали музыканты с мировым именем: Ш. Брюк, З. Мета, Л. Маазель, И. Маркевич, Й. Белоглавек.
К 1970-м гг. международный авторитет дирижёра достиг высшей точки, с ним сотрудничали лучшие оркестры Европы и Америки. Кроме активной концертной жизни, он выступал в прессе, вёл семинары для студентов. В 1966 и 1971 гг. возглавлял жюри 2-го и 3-го Всесоюзного конкурса дирижёров.
В 1950–1953 и 1972–1978 гг. преподавал в Московской консерватории (профессор с 1976). Среди учеников: Г. П. Проваторов, В. В. Катаев, В. Нельсон, О. И. Каэтани, Л. И. Маркиз, А. В. Оселков.
В 1973 г. награждён Большой золотой медалью Международного Малеровского общества.
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки за концертные программы 1966–1968 гг. (1969). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1967), орденом Октябрьской Революции (1974), орденом Дружбы народов (1976).
Последний концерт в Москве дал 6 марта 1978 г. (6-я симфония Н. Я. Мясковского, оркестр Московской филармонии), а 23 и 24 октября – в Ленинграде (Большой зал филармонии).
В декабре 1978 г., во время гастролей в Нидерландах, К. П. Кондрашин решил не возвращаться в СССР. В том же году стал 2-м главным дирижёром амстердамского «Консертгебау» (должность открыта специально для Кондрашина). Были изданы записи с концертов: «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова, «Вальс» и «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, симфонии – Первая и Вторая И. Брамса, Третья Л. ван Бетховена, Третья С. С. Прокофьева, Шестая Д. Д. Шостаковича. За рубежом продолжал вести активную преподавательскую и просветительскую деятельность.
Скончался от инфаркта после внепланового концерта в «Консертгебау», в котором дирижировал Симфоническим оркестром Северогерманского радио (1-я симфония Г. Малера).
Особенности исполнительского стиля. Работа с оркестром. Репертуар
К. П. Кондрашин был одним из самых прогрессивных дирижёров своего поколения. Он приблизил стандарты отечественного оркестрового исполнительства к западным меркам, в частности это касалось выстраивания оркестрового баланса, преодоления форсированного звука в динамике форте и фортиссимо, неумеренного вибрато. Его интерпретациям свойственна также исключительная дифференцированность нюансировки.
Высококомпетентный музыкант, он не только в мельчайших деталях знал исполняемую партитуру (нередко дирижировал наизусть), но и в совершенстве представлял себе особенности музыкального языка данного композитора. Интерпретации мастеров – Н. С. Голованова, В. И. Сука, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда – он изучал, разбирая партитуры с их пометками, присутствуя на их репетициях; вникая в их исполнительскую манеру, творчески переосмысливал многие их методы и приёмы. При этом он придавал огромное значение искусству создания собственной исполнительской концепции. «Дирижёр обретает право подняться на подиум только после того, как им будет создана своя интерпретаторская концепция того или иного опуса», – говорил он (Долинская. 1994. С. 13).
На репетициях Кондрашин проявлял требовательность и пунктуальность, его репетиционной манере были свойственны особая тщательность и внимание к деталям. Для музыкантов оркестра он был не просто дирижёром-интерпретатором, но и педагогом, способным воспитывать высокую исполнительскую и стилистическую культуру. «Кондрашина интересовало всё, что составляет профессию дирижёра, но особенно то, что можно было бы определить как "грамматику дирижирования"», – отмечал главный дирижёр «Консертгебау» Б. Хайтинк (Долинская. 1994. С. 13).
Он умел точно и ясно формулировать цели и задачи, которые ставил перед музыкантами. Поиск индивидуального исполнительского стиля и возможность «привить» свой стиль оркестру он считал наивысшей целью в собственной исполнительской деятельности и на пути каждого пытливого дирижёра (Кондрашин. Размышления о профессии. 1974. С. 50–51).
Симфонический репертуар дирижёра был обширен и отличался универсальностью. Он провёл ряд грандиозных монографических циклов, которые явились значительными событиями в культурной жизни СССР. Так, в сезон 1970/1971 с оркестром Московской филармонии он исполнил цикл из всех симфоний Л. ван Бетховена. Значительную часть творчества дирижёра составляло исполнение симфоний Г. Малера: в 1960 г. сыграна его 3-я симфония, а в течение двух сезонов (1968/1969 и 1969/1970) представлен цикл из всех симфоний (кроме 8-й) и вокально-симфонических циклов этого композитора. Тогда же был выпущен ряд грампластинок с записями симфоний Малера под управлением Кондрашина.
Он исполнял и записывал музыку русских и зарубежных композиторов – своих современников И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита и других (иногда и в тех случаях, когда исполнение их сочинений в СССР «не приветствовалось»). Были сделаны записи «Симфонических метаморфоз тем Вебера» Хиндемита (1961), Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Стравинского (1963), Концерта для скрипки с оркестром А. Г. Шнитке (1969). Он продирижировал рядом премьер сочинений М. С. Вайнберга, в том числе Шестой симфонии (1963). Провёл премьеру «Кантаты к двадцатилетию Октября» С. С. Прокофьева (1966) и сделал её запись (1967).
Огромную роль в его исполнительской деятельности сыграла музыка Д. Д. Шостаковича. Кондрашин был первым исполнителем его Четвёртой (1961) и Тринадцатой (1962) симфоний, вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1964). Записал все 15 симфоний Шостаковича.
Дирижёр придавал большое значение искусству аккомпанемента, в разные годы с ним выступали крупнейшие музыканты современности – скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Я. Хейфец, И. Стерн, виолончелист М. Л. Ростропович, сопрано Р. Тебальди, пианисты Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, Л. Н. Оборин, М. В. Юдина, Г. Р. Гинзбург, А. Бенедетти Микеланджели, В. Д. Ашкенази и др. В 1956 г. Д. Д. Шостакович сыграл с ним свой 1-й фортепианный концерт в Большом зале Ленинградской филармонии.
Огромной методической ценностью обладают книги Кондрашина, а также мысли, оставленные им в различных статьях, беседах и интервью. Книга «О дирижёрском искусстве» вышла в переводе на голландский (1983) и немецкий (1989) языки.
Семья
Первая жена (в 1937–1943) – Елена Антоновна Красовская, певица (сопрано), артистка МАЛЕГОТа.
Вторая жена (в 1944–1955) – Елизавета Михайловна Садовская (1920–2002), из актёрской династии Садовских. Их старший сын, Пётр Кириллович Кондрашин (1945–2010), стал одним из ведущих российских звукорежиссёров. Внук – Пётр Петрович Кондрашин (род. 1979), виолончелист. (Подробнее см. в статье Кондрашины).
Третья жена (с 1955) – Нина Леонидовна Варламова (1931–2017), дочь режиссёра Леонида Васильевича Варламова (1907–1962). Их дети: Сергей Кириллович Кондрашин (род. 1957), Андрей Кириллович Кондрашин (1959–2003).
Женой К. П. Кондрашина в эмиграции (в официальном браке не состояли) была голландский музыковед Нолда Брукстра (Nolda Broekstra; род. 1944), его помощница и переводчица (выучила русский язык после знакомства с Кондрашиным).
Память
По инициативе Фонда Кирилла Кондрашина в Амстердаме в 1984 г. основан Международный конкурс молодых дирижёров имени Кирилла Кондрашина.
Снят документальный фильм «Kirill Kondrashin – Кирилл Кондрашин. Силуэт во времени».