Спинет
Спине́т (итал. spinetta, франц. épinette, англ. spinet, нем. Spinett), струнно-клавишный музыкальный инструмент; малая разновидность клавесина. Известен с конца 15 в.
Общие сведения
Спинет, как правило, имеет один мануал. Каждая клавиша управляет одной струной. Механизм звукоизвлечения, системы настройки, нотация, техника игры, репертуар аналогичны клавесинным.
Название «спинет» предположительно объясняется сходством плектров инструмента с шипами (от итал. spina – шип, колючка).
Термином «спинет» обозначают инструменты двух видов, отличающихся не только формой корпуса, но и многими деталями конструкции, типом механики и звуковыми характеристиками.
Спинет с корпусом прямо- и многоугольной формы
Струны в данной разновидности спинета расположены параллельно клавиатуре или под минимальным углом к ней и, соответственно, находятся на разном от неё расстоянии (басовые – ближе). Линия толкачиков проходит диагонально. Как следствие, все клавиши оказываются разными – длина возрастает по мере повышения тесситуры, чтобы «дотянуться» до самых дальних струн. Это создаёт определённую разницу в тембре в разных участках диапазона (часто весьма интересную, способствующую ясности при игре полифонической музыки) и требует дифференцированного туше.
Этот вид спинета был распространён в странах Западной Европы в конце 15 – начале 19 вв. Особой популярностью он пользовался в 16 – 1-й половине 17 вв., его применяли как в сольной, так и в ансамблевой игре. В это время в странах Центральной и Северной Европы спинеты такого вида были значительно более известны, чем собственно клавесины.
В Англии и Германии прямоугольные спинеты обычно называли вирджиналами. При этом музыка английских вирджиналистов (У. Бёрд, Дж. Булл, О. Гиббонс, Т. Томкинс и др.), хотя и игралась чаще всего именно на вирджинале, не предназначалась исключительно для него и может быть исполнена на любом струнно-клавишном инструменте. В Германии к спинету часто применялось название «инструмент» (Instrument). В Южных Нидерландах (территория современной Бельгии) бытовал термин «музелар» (muselaar; ныне так называют фламандские вирджиналы, клавиатура которых смещена вправо, из-за чего струна защипывается ближе к середине, и это даёт более округлый, «флейтовый» тембр). В 16 – начале 17 вв. названия épinette во Франции и virginal в Англии выступают в качестве родового наименования клавишно-щипковых инструментов.
Большинство сохранившихся прямоугольных спинетов происходят из Италии, Англии и Южных Нидерландов. Самый ранний из них датируется 1493 г. (находится в Перудже, Италия), последние (также итальянские) образцы относятся к 1830-м гг. (в частности, экземпляры из коллекции Л. Ф. Тальявини, Болонья).
В Италии в 16 – начале 17 вв. преобладают многоугольные модели (например, работы Марко Ядры), позже – также и прямоугольные (работы Онофрио Гуаррачино, Неаполь), изредка даже овальные (мастер Б. Кристофори). Фламандские, в том числе происходящие из мастерской семьи Рюккерс в Антверпене, и английские инструменты почти всегда прямоугольные, часто довольно крупных размеров.
Многие образцы спинетов имели богатое внешнее оформление и ценились как предметы роскоши.
Спинет с корпусом треугольной или крыловидной формы
Зачастую в музыковедческой литературе спинетом называют именно инструменты треугольной и крыловидной формы.
В спинетах этого вида струны по отношению к клавиатуре натянуты по диагонали, а линия толкачиков проходит, как и у клавесина, близ передней стенки инструмента, параллельно клавиатуре. В результате все клавиши – равной длины, и туше исполнителя приближается к клавесинному.
Треугольная модель появилась в конце 16 в. в Италии и представляла собой «октавный» спинет (маленький инструмент, звучащий октавой выше написанного).
Крыловидный спинет, вероятно, был впервые построен итальянским мастером Джироламо Центи в 1630-х гг. Эта модель начала широко распространяться в Европе с 1660-х гг. и к концу 17 в. вытесняет вирджинал (кроме Италии). Остаётся в употреблении до 2-й половины 18 в.
Самые известные мастера, строившие спинеты треугольной и крыловидной формы: Г. Зильберман (Германия), Томас Хичкок (Англия), Жан-Клод Гужон (Франция).