Одоевский Владимир Фёдорович
Одо́евский Влади́мир Фёдорович [30.7(11.8).1804, Москва – 27.2(11.3).1869, там же; похоронен в Донском монастыре], российский государственный и общественный деятель, писатель, литературный критик, музыковед; князь; тайный советник (1858), гофмейстер (1858).
Биографические сведения. Государственная и общественная деятельность
Последний официально признанный в княжеском достоинстве мужской представитель рода Одоевских, двоюродный брат А. И. Одоевского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете (1816–1822). Занимался музыкой у Д. И. Шпревица и Дж. Филда, затем (в 1826–1827) у И. Г. Миллера (теория композиции). В 1826 г. переехал в Санкт-Петербург. С 1826 г. служил в Министерстве внутренних дел, секретарь Общего собрания Цензурного комитета (1827–1828), принимал участие в разработке Цензурного устава 1828 г.; правитель дел Комитета Главного попечительства детских приютов (1838–1842). Член Общего присутствия Департамента государственного хозяйства и публичных зданий (1833), Хозяйственного департамента (1833–1840), член Учёного комитета (с 1838) Министерства государственных имуществ. В 1840–1846 гг. старший чиновник 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии: занимался унификацией грузинского законодательства, доказал неорганичность для него крепостного права. В 1846–1861 гг. помощник директора Императорской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека) (в 1856 передал библиотеке свою коллекцию книг и документов о России) и заведующий Румянцевским музеем. Занимался благотворительностью: учредитель Елисаветинской больницы для малолетних детей (1844), председатель Общества посещения бедных просителей (1846–1855) в Санкт-Петербурге и др. В 1859–1861 гг. гласный Санкт-Петербургской городской думы. Сенатор (с 1861), первоприсутствующий 8-го департамента Сената (с 1864/1865). С конца 1820-х гг. хозяин одного из известнейших литературных салонов, отличавшегося широтой круга посетителей; стремился сблизить аристократию и демократическую интеллигенцию (своё значение салон во многом сохранил и после переезда Одоевского в Москву в 1862).
Литературное творчество
В. Ф. Одоевский дебютировал в печати в 1820 г. Первый литературный успех ему принёс цикл сатирических нравоописательных очерков «Письма к Лужницкому старцу» (1822). Один из основателей и председатель литературно-философского «Общества любомудрия» (1823–1825); увлекался философией Ф. В. Шеллинга. Выпускал альманах «Мнемозина» (совместно с В. К. Кюхельбекером). До конца 1820-х гг. выступал в основном с философскими и моралистическими аллегориями в прозе и статьями об искусстве, которое в духе романтического универсализма рассматривал в связи с естественными науками. Свои эстетические взгляды попытался систематизировать в трактате «Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке» (1823–1825, опубликован в 1974).
С начала 1830-х гг. входил в пушкинский круг писателей. Один из организаторов журнала «Московский наблюдатель». В 1836 г. ближайший помощник А. С. Пушкина в журнале «Современник» (Одоевскому принадлежит известный некролог «Солнце нашей Поэзии закатилось!..», 1837). Как критик выступал в защиту «литературной аристократии» и против коммерциализации литературы; в успехах «торговой словесности» усматривал симптомы нравственного вырождения искусства: статьи «О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе» (1836), «О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина» (1836, опубликована в 1864) и др. В 1837 г. фактический редактор журнала «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"». В 1839–1842 гг. соредактор А. А. Краевского в журнале «Отечественные записки»; поддерживал В. Г. Белинского (выражая при этом несогласие с его взглядами), принимал близкое участие в судьбе М. Ю. Лермонтова.
В 1830-х – начале 1840-х гг. Одоевский – один из ведущих русских прозаиков, автор романтических повестей, отличающихся преобладанием философской проблематики и тяготеющих к объединению в циклы. Повести «Последний квартет Бетховена» (1831), «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi» (1832), «Импровизатор» (1833) и «Себастиян Бах» (1835) – о психологии творчества, природе гениальности, сходной с безумием, и её неоднозначном отражении в жизни самих творцов – Одоевский предполагал включить в неосуществлённый сборник «Дом сумасшедших», куда должны были войти также повести об ужасе пошлого существования «Бригадир», «Бал» (обе – 1833) и др. В сборник «Пёстрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных учёных обществ» (1833), где Одоевский, следуя примеру Пушкина в «Повестях Белкина», скрылся под маской чудаковатого неудачника, непритязательного рассказчика услышанных от кого-то историй, вошли фантастические сказки преимущественно сатирической направленности; отмеченные влиянием Э. Т. А. Гофмана и близкие по гротесковой манере к «петербургским повестям» Н. В. Гоголя, они обнаруживают невероятное, чудовищное и странное в повседневной реальности.
Для прозы Одоевского характерно соединение романтических элементов с рассудочностью и дидактизмом. Обычаи и нравы светского общества Одоевский изображал резко критически: повести «Катя, или История воспитанницы» (1834), «Свидетель» (1839) и др. В повестях «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839) тема преступной любви трактована с моралистических позиций, не утрачивая при этом своего романтического обаяния. Нравственные коллизии привлекали Одоевского и в жизни других слоёв общества: повести «Сирота» (1838), «Живописец» (1839), «Живой мертвец» (1844), «Мартингал» (1846). В цикле «мистических» повестей «Сильфида» (1837), «Сегелиель, или Дон-Кихот XIX столетия» (1838), «Косморама» (1840), «Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия», «Саламандра» (обе – 1841, в 1844 объединены в повесть в 2 частях «Саламандра») и других, описывающих взаимопроникновение бытовой и вневременной духовной реальности, отразилось увлечение автора алхимией и оккультизмом. Одоевскому принадлежат также сказки для детей «Городок в табакерке» (1834), «Мороз Иванович» (1841) и сборник «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1841).
Итоговое литературное произведение Одоевского – «Русские ночи» (1844), уникальный в жанровом отношении философский роман в повестях, куда вошли и некоторые из ранее опубликованных сочинений. Построенный как философская беседа между романтиком-шеллингианцем, двумя прагматически мыслящими людьми и «русским Фаустом», воплощающим наиболее близкий автору тип универсального учёного, роман ставит глобальные вопросы о характере и перспективах современной цивилизации, о трагическом разрыве бытия и сознания, заполняемом новейшими учениями с их иллюзорным систематизмом. В опровержение теорий Т. Р. Мальтуса и И. Бентама написаны центральные в романе повести-антиутопии «Последнее самоубийство» и «Город без имени» (впервые опубликована в 1839). Надежду на спасение и грядущее обновление человечества Одоевский связывал с Россией; своё ви́дение её будущего как всемирной державы писатель выразил также в незавершённом романе-утопии «4338-й год» (два фрагмента опубликованы в 1835 и 1840; полностью опубликован в 1926).
После издания собрания своих сочинений (части 1–3, 1844) Одоевский практически не возвращался к литературному творчеству, занимаясь разносторонней культурно-просветительской деятельностью и популяризацией научных знаний. В 1843–1848 гг. вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпускал имевший огромный успех среди крестьян сборник «Сельское чтение» (книги 1–4), где в увлекательной форме излагались основы химии, физики, математики, истории и др. В 1844–1845 гг. в журнале «Записки для хозяев» (приложение к «Литературной газете») вёл кулинарную рубрику «Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук, о кухонном искусстве». В 1860-х гг. очерки и воспоминания Одоевского регулярно появлялись на страницах журнала «Русский архив» и др.
Музыка
В. Ф. Одоевский – один из основоположников российского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. В 1825 г. дебютировал как музыкальный критик. Чрезвычайно высоко ценил творчество И. С. Баха, пропагандировал музыку В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, признавал новаторство Ф. Листа и Р. Вагнера. Из отечественных композиторов выделял М. И. Глинку. Поддержкой Одоевского пользовались А. А. Алябьев, М. А. Балакирев, А. Н. Верстовский, Н. Г. Рубинштейн, А. Н. Серов и др. Одним из первых Одоевский распознал талант Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского. С 1830-х гг. писал статьи о музыкальных терминах («вариация», «вибрация», «вводный тон» и др.) для «Энциклопедического лексикона» А. А. Плюшара, в 1860-х гг. полностью переработал «Карманный музыкальный словарь» А. Гарраса (2-е издание, 1866, неоднократно переиздавался в редакции Одоевского до 1913). Ввёл термин «музыкальная археология» в программу 1-го археологического съезда в Москве (1869; применительно к изучению русских фольклорных традиций, искусства скоморохов и церковного пения до 18 в.).
Автор одного из первых русских пособий по элементарной теории музыки «Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов» (1868). Ряд базовых, заимствованных из западных источников музыкальных терминов стремился приспособить к русской морфологии, например, ключи C, F, G, называл соответственно «утным», «файным» и «сольным» ключами, мажорные и минорные тональности – «ду́рными ладами» и «мольными ладами», вместо «трезвучие» предлагал «триестествогласие». Общепризнанные термины «полутон» и «целый тон» считал неправильными и предлагал использовать соответственно «полуинтервал» и «целый интервал».
В конце 1840-х гг. по заказу Одоевского петербургский органостроитель Г. Мельцель изготовил кабинетный орган «Себастианон» (назван в честь И. С. Баха; не сохранился), на котором играл и импровизировал сам Одоевский, а также его гости, в том числе М. И. Глинка. Громкость звука «Себастианона» (в отличие от обычного органа) зависела от силы нажатия на клавишу, что достигалось включением и отключением дополнительных регистров. Неудовлетворённый равномерной темперацией инструментов с фиксированным строем, Одоевский в 1864 г. заказал фабрике А. Кампе особой конструкции «энгармоническое фортепиано» (также «энгармонический клавицин») – молоточковое фортепиано, в котором каждая октава при помощи дополнительных клавиш поделена на 19 ступеней (инструмент хранится в Российском национальном музее музыки). В расчётах музыкальных интервалов Одоевский использовал «акустические логарифмы» Г. де Прони (единица шкалы акустических логарифмов соответствует 100 центам). Настроенный в пифагоровом строе, клавицин предположительно использовался для экспериментов и с другими настройками.
Оценив специфику и достоинства знаменного распева, Одоевский возражал против распространённой в то время его оценки как «дикого» и «варварского», считал, что древнерусские гласы расширяют пределы «скудной» мажорно-минорной тональности. Ввёл в обиход термины «погласица», «осьмогласие», «нетактовый ритм», «глас» и др.
Один из основателей Общества древнерусского искусства (1864), задачи которого видел в восстановлении синтеза иконописи, архитектуры и церковного пения на древней национальной основе. По инициативе Одоевского в Московской консерватории была создана единственная в России кафедра истории и теории церковного пения (1866), которой руководил (по рекомендации Одоевского) знаток русского богослужебного пения протоиерей Д. В. Разумовский.
Интересовался русской народной музыкой, сотрудничал с И. Е. Молчановым: обучал певца нотной грамоте, записал с его голоса 20 напевов (преимущественно лирических песен).
Автор музыкальных сочинений для органа, камерного ансамбля, фортепиано, романсов и др. (бо́льшая часть не опубликована).