«Дом песни»
«Дом пе́сни», музыкально-просветительская организация.
Основана в 1908 г. в Москве. Организаторы: М. А. Оленина-д’Альгейм, её муж, литератор, переводчик и лектор барон Пьер д’Альгейм (1862–1922) и певица А. В. Стенбок-Фермор. В 1912 г. преобразована в Общество «Дома песни»; в 1916 г. открыт филиал в Петрограде.
Организация занималась проведением абонементных концертов, уроков сольного пения, конкурсов для композиторов и переводчиков текстов вокальных произведений, а также публикацией нотных и литературных изданий (выходили бюллетень и ежемесячник «Дома песни»). В Уставе сформулирована основная цель: «Общество, объединяя исполнителей и слушателей вокальной музыки, преимущественно песни ("Lied"), для совместной творческой деятельности на основе общего понимания искусства, имеет целью изучение композиторов всех времен и всех стран, а также всестороннюю подготовку исполнителей...» (цит. по: Алексеева. 1960. C. 111).
Помимо М. А. Олениной-д’Альгейм и А. В. Стенбок-Фермор, в «Доме песни» выступали: певица М. Фройнд, в качестве аккомпаниаторов – А. Б. Гольденвейзер, Л. Э. Конюс, Н. К. Метнер, П. А. Ламм, А. А. Оленин (брат Олениной-д’Альгейм), Е. В. Богословский и др. В лекциях и беседах, сопровождавших концерты, принимали участие В. Я. Брюсов, Андрей Белый; среди слушателей были Вяч. И. Иванов, А. А. Блок, поэт С. М. Соловьёв.
На концертах общества звучали вокальные произведения разных стран и эпох, народные песни. Из русских композиторов: сочинения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов Новой русской школы (особое место занимал М. П. Мусоргский, популяризацией творчества которого М. А. Оленина-д’Альгейм занималась на протяжении всей жизни), П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова; из её современников – А. К. Глазунова, Н. К. Метнера, И. Ф. Стравинского, А. А. Оленина. Из зарубежных авторов: произведения Г. Шютца, И. С. Баха, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Х. Вольфа, Ф. Листа; из современников – К. Дебюсси, Д. Мийо, Ф. Пуленка.
Концерты «Дома песни» проходили также в других городах Российской империи и в Париже; в 1912 г. – в Лондоне. Организаторы использовали новый подход к составлению концертных программ, целью которого было воспитание аудитории средствами искусства.
В 1918 г. деятельность Общества «Дома песни» в России прекратилась. В начале 1920-х гг. отдельные концерты проходили в Париже (некоторые из них анонсировались под эгидой «Концертного объединения М. А. Олениной-д’Альгейм»).