Островский Александр Николаевич
Остро́вский Алекса́ндр Никола́евич [31.3(12.4).1823, Москва – 2(14).6.1886, село Щелыково, Кинешемский уезд, Костромская губерния, ныне Островский район, Костромская область], русский драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук (1863).
Сын судебного чиновника, в 1853 г. возведённого в потомственное дворянство. Брат Михаила Николаевича Островского. Учился на юридическом факультете Московского университета (1840–1843). Служил в канцеляриях московского Совестного (1843–1845) и Коммерческого (1845–1851) суда. С 1886 г. заведующий репертуарной частью московских императорских театров (Малого и Большого).
Ранние литературные опыты – рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843, опубликован в 1924) и «Записки замоскворецкого жителя» (1847) – в духе натуральной школы. В 1847 г. дебютировал как драматург, опубликовав «Сцены из комедии "Несостоятельный должник"» (другое название – «Ожидание жениха»; совместно с Д. А. Горевым) и одноактную комедию «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Первым крупным произведением стала комедия «Свои люди – сочтёмся!» (другое название – «Банкрот», 1850), в которой Островский, выступив продолжателем традиций драматургии Д. И. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Мольера, впервые в отечественной литературе показал мир московского купечества. По распоряжению императора Николая I пьеса, в которой торжествовал порок – обман, невежество и грубость, была запрещена к постановке (впервые поставлена в 1857 в Иркутске, в 1861 в подцензурной редакции – в Александринском и Малом театрах, в авторской редакции – в 1881 в московском Драматическом театре А. А. Бренко), а за автором установлен полицейский надзор (снят в сентябре 1856). Первой поставленной на сцене пьесой стала комедия из жизни мелкочиновнической среды «Бедная невеста» (1852, поставлена в 1853), где у Островского впервые появляется положительная героиня, по своим нравственным качествам противостоящая алчному, пошлому окружению; к поднятой в пьесе проблеме положения женщины в семье и обществе Островский обращался и позднее.
В 1850 г. стал сотрудником журнала «Москвитянин», его т. н. молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей, в частности, их интерес к фольклору и русской старине. В этот «москвитянинский период» Островский пишет пьесы, в которых поэтизирует жизнь купечества, усматривая в ней выражение национальных особенностей русской жизни в целом и связывая свой поиск положительных начал с прочным и упорядоченным купеческим семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль и уважение вековых традиций. Таковы т. н. народные комедии, обращённые к широкой демократической аудитории, которые обозначили поворот в театральной эстетике и положили начало созданию национального репертуара: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драма «Не так живи, как хочется» (поставлена в 1854, опубликована в 1855), построенные, как правило, на бытовом материале, отличающиеся ясно выраженной моралью, сформулированной уже в самих названиях, и схематичностью конфликта (столкновение любовного чувства с холодным расчётом).
В 1856 г. по приглашению Н. А. Некрасова перешёл в журнал «Современник». Для пьес этого периода характерны социальная острота, драматизм ситуаций, напряжённость конфликта. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1856) в образе Тита Титыча Брускова впервые вывел социально-психологический тип дикого и необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В запрещённой к постановке комедии «Доходное место» (1857, поставлена в 1863) подверг критике государственный бюрократический аппарат, основанный на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Запрещена к постановке была и драма «Воспитанница» (1859, поставлена в 1863) о деспотичной помещице, по своему усмотрению решающей судьбу молодых людей. Наиболее значительная пьеса этого периода – «Гроза» (поставлена в 1859, опубликована в 1860), соединившая в себе черты социально-бытовой и нравственно-психологической драмы, в которой семейная ситуация, конфликт страсти и долга подняты на уровень общественно значимой проблемы и впервые приведены к трагической развязке, а особенности русского национального характера и народной жизни даны в их крайних проявлениях. В трилогии о Бальзаминове [комедии «Праздничный сон – до обеда», 1857, «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», 1861, «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», 1861, запрещена к постановке; поставлена в 1863] Островский, использовав приёмы водевиля и народного балаганного представления, вывел пародийный образ «маленького человека» – бедного, не приспособленного к жизни чиновника, уповающего на счастливое стечение обстоятельств.
В 1862 г. совершил поездку в Европу, побывал в Баварии, Пруссии, Италии, Франции; в Лондоне встречался с А. И. Герценом. По возвращении из-за границы создал драмы «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Пучина» (1866), комедии «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865). В 1860-е гг. Островский, видевший в изучении национальной истории залог воспитания «сознательной любви к отечеству», обратился к жанру исторической пьесы: хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (в стихах, 1862, запрещена к постановке; 2-я редакция – 1866, при жизни автора не была опубликована; поставлена в 1866), комедии «Воевода (Сон на Волге)» (в стихах, 1865; 2-я редакция – 1885, при жизни не была опубликована; опера «Сон на Волге» А. С. Аренского, 1888), «Комик XVII столетия» (в стихах; поставлена в 1872; опубликована в 1873) и др. Островский включал в текст пьес грамоты, указы и другие исторические документы; вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев; использовал архаизмы.
В 1868–1884 гг. – в период сотрудничества в журнале «Отечественные записки» – появляются сатирические комедии из дворянского быта, отмеченные сложной игрой с традиционными приёмами драматургической техники (сценическое амплуа), с использованием литературных цитат и реминисценций: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), в которых отсутствует положительный герой, а также «Лес» (1871) – одна из лучших пьес позднего Островского, где злу противостоят являющиеся по сюжету жертвами герои (бедный артист и девушка-бесприданница). Сочетание особенностей сатирической (гротескно-условный стиль) и народной (фольклорные мотивы) комедий присуще пьесе «Горячее сердце» (1869). К жанру народной комедии возвращается в пьесах «Не всё коту масленица» (1871), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (поставлена в 1876, опубликована в 1877) и др. Особняком среди них стоит пьеса «Снегурочка» (в стихах, 1873; опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, написана в 1879), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирической драмы. Пьеса с музыкой П. И. Чайковского, написанной по просьбе Островского, впервые поставлена в 1873 г. на сцене московского Большого театра (спектакль Малого театра, дирижёр Н. Г. Рубинштейн).
Поздние пьесы отличаются сочетанием лиризма и драматизма, в них вновь появляется положительный герой со сложным внутренним миром и ранимой душой: «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880), «Не от мира сего» (1885) и др. В центре драмы «Бесприданница» (поставлена в 1878, опубликована в 1879) – образ любящей женщины, чья искренность и доверчивость противопоставлена бездушному расчёту и циничному эгоизму окружающих. Закулисные нравы артистической среды рисуют комедии «Таланты и поклонники» (поставлена в 1881, опубликована в 1882), комедия «Без вины виноватые» (1884). Ряд пьес написан в соавторстве с Н. Я. Соловьёвым [«Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (поставлена в 1877, опубликована в 1878), «Дикарка» (поставлена в 1879, опубликована в 1880), «Светит, да не греет» (поставлена в 1880, опубликована в 1881)] и с П. М. Невежиным [«Блажь» (поставлена в 1880, опубликована в 1881), «Старое по-новому» (отдельное издание под именем одного Невежина, 1882)]. Среди других произведений – оперные либретто, переводы.
Островский – основоположник национального репертуара русского театра. Его драматургии, укоренённой как в литературной (отечественной и зарубежной), так и в фольклорной традиции и обращённой к самым разнообразным слоям общества, присущи широкий охват действительности в её будничных – бытовых, социальных и этнографических подробностях; сочетание «крупного комизма» с изображением глубоких страстей и искренних чувств; мастерское использование всего богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей, которое компенсирует часто слабо разработанную интригу. Пьесы Островского, в особенности 1870–1880-х гг., ориентированные не на отдельных актёров, а на весь актёрский ансамбль, произвели реформу в русском театре. В них блистали актёры С. В. Васильев, М. Н. Ермолова, А. Е. Мартынов, Л. П. Косицкая, П. М. Садовский, М. П. Садовский, О. О. Садовская, Г. Н. Федотова и др. По инициативе Островского были основаны Московский артистический кружок (1865), Собрание русских драматических писателей (1870; с 1874 Общество русских драматических писателей для защиты материальных интересов драматургов, а с 1875 – и оперных композиторов), занимавшееся защитой авторских прав драматургов и композиторов.
Имя Островского носит Драматический театр в Костроме.