Россия. Искусство и культура. Музыкальное искусство. Колокольные звоны
Колоко́льные зво́ны, ветвь традиционного музыкального искусства России.
Основные сведения. Виды звонов в русской православной традиции
В России звуки церковных колоколов на протяжении веков составляли органичную часть жизни городов, сёл, монастырей. Время повсеместного распространения и наивысшего расцвета колокольных звонов – 2-я половина 17 – начало 20 вв.
Акустические особенности русских колоколов (сложный спектр с гармоническими и негармоническими обертонами, неравномерное затухание обертонов, и др.) и основной способ звонить (раскачивая язык) позволяют звонарям достигать необычайного разнообразия в выполнении колокольных звонов. Колокола ежедневно призывают к началу богослужения и отмечают его важные моменты. В праздники, воскресенья, будни, постные дни звучат свои, регламентированные Уставом (Типиконом) и местными традициями виды звона. Праздничные звоны нередко представляют собой высокохудожественные музыкальные композиции.
Искусство звона традиционно передавалось устным путём, при некоторых соборах и монастырях существовали звонарские артели. Уникальный документ, в котором объясняются приёмы и техники исполнения колокольного звона, – Звонарский устав Оптиной пустыни (опубликован в 1997 исследователем колокольного искусства А. Б. Никаноровым). Наиболее достоверные сведения о видах звона относятся к 19 – началу 20 вв., когда были опубликованы его описания и нотация фрагментов.
Традиционно колокольня или звонница оснащена тремя группами колоколов разной величины, разного назначения и с разными названиями: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые). В конце 19 – начале 20 вв. число больших колоколов составляло 1–3, средних – 2–6 (реже 8–9), численность малых обычно была кратна 2 или 3. Общее число колоколов на колокольнях приходских храмов – от 5–7 до 9–10 (иногда более), а на крупных соборных и монастырских колокольнях – от 9 до нескольких десятков.
Различаются несколько видов канонических звонов, которые могут применяться отдельно или в комбинациях. Древнейший из них – благовест (мерные удары в большой колокол – благовестник), исполняется перед службой, а в некоторых случаях и во время неё, оповещая о начале или совершении важных богослужебных действий; в зависимости от дня церковного года могут использоваться разные колокола – праздничный, воскресный, полиелейный, вседневный. Согласно Уставу (Типикон. Глава 2), благовест ко всенощному бдению исполняется «поя Непорочны [Пс. 118] или глаголя псалом 50, тихо 12‑ю» (т. е. 12 раз; продолжительность его составляет около получаса). Перебор (медленные удары в каждый колокол начиная с самого малого и удар «во вся») совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. Перезвон (поочерёдно во все колокола начиная с самого большого) совершается на вечерне Великой пятницы (на Страстной седмице), во время выноса плащаницы на утрене Великой субботы, во время крестного хода в день Воздвижения Креста Господня, во время выноса креста в третье воскресенье Великого поста (на Крестопоклонной неделе); частый перезвон (по несколько ударов в каждый колокол) совершается перед малым освящением воды, архиерейским рукоположением и в других торжественных случаях. Трезвон – звон во все колокола (по форме не регламентирован), совершается в праздничные дни, в торжественных местах богослужения, во время крестных ходов; в праздник Рождества Христова исполняется в течение всего дня (от литургии до вечерни), на Пасху – во время крестного хода. Им завершается и литургия в Великие праздники и при архиерейском богослужении. Упоминающийся в источниках 16–19 вв. красный звон (в значении «искусный, красивый») предположительно относился к типу трезвона. В Типиконе он определяется как звон на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех Святых во все колокола без большого. В широком смысле «красным звоном» называют праздничные звоны во все колокола, исполняемые при кафедральных соборах, лаврах в Великие праздники и по случаю торжественных событий.
На основе канонических звонов формировались традиции каждого храма или монастыря. В прошлом существовали региональные и локальные традиции колокольного звона: новгородские, московские и др. Своими звонами славились звонницы Ростовского кремля, Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, Звенигородского Саввино-Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Со временем традиции утрачивались, и ныне исследователи отмечают существование всего двух: ростовской (на звоннице Ростовского кремля хорошо сохранились исторические колокола) и псковско-новгородской (традиция звона в Псково-Печерском монастыре не прерывалась с 15 в.).
Кроме богослужебного употребления, звон церковных и монастырских колоколов служил как набатный при пожаре (частые удары в большой или средний колокол), как путевой в метель и бурю (ряд ударов с промежутками). По случаю коронований, царских свадеб, военных побед, прибытия знатных гостей производился торжественный звон (трезвон).
Распространение колоколов в России. Исторический очерк
Распространение колоколов на Руси связано с принятием христианства. Возможно, они были завезены вместе с церковными билами из Византии, однако более вероятно, что колокола пришли на Русь из Западной Европы. Первое упоминание о колоколах датируется 1066 г. (Новгородская Третья летопись), первое летописное свидетельство об отливке колокола на Руси – к 1259 г. В домонгольский период колокола на Руси были редки (с тех времён сохранилось всего два целых колокола) и, как и западные колокола, невелики по размерам. Со 2‑й половины 14 в. колокола начали постепенно распространяться по всей Руси, первыми литейщиками были мастера из Западной Европы. Колокола стали размещать в звонницах (Псков, Новгород и др.) и колокольнях. Первоначально звон осуществлялся раскачиванием самого колокола (очепный звон). В середине 16 в. на Руси начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе. С увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык. Древний очепный способ звона ныне используется на Большой звоннице Псково-Печерского Успенского монастыря (применяется у больших колоколов).
Нередко колоколам давали собственные имена: например, в числе колоколов звонницы Ростовского кремля – «Сысой», «Голодарь», колокол-благовестник Троице-Сергиевой лавры – «Лебедь». В 16–17 вв. сформировались многосоставные колокольные наборы (подборы, или звоны). Прежде чем быть помещённым на колокольню или звонницу, каждый колокол освящается по особому чинопоследованию [Требник гражданским шрифтом (1906 г.). Глава 48 // Азбука веры].
Русское колокололитейное дело достигло расцвета ко 2‑й половине 17 в. Наибольший из целиком сохранившихся колоколов – Большой Успенский (64 т; отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница Московского Кремля). Самым благозвучным из русских колоколов считался Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес 34 т; отлит в 1667 или 1668, мастер А. Григорьев; не сохранился; см.: Кондрашина В. А. Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря как научно-технический памятник Древней Руси / В. А. Кондрашина, Т. Б. Шашкина // Памятники науки и техники. 1981. Москва, 1981. С. 90–91); слушать колокола сюда приезжал С. В. Рахманинов.
В русской традиции существует выражение «малиновый звон», которое применяется к мягкому звучанию некоторых русских колоколов, мелодичному бою часов (курантов), звону бубенцов и др. По народным представлениям, звук колокола обладает силой «отводить» зло (непогоду, эпидемию).
Исследования. Публикации
Исследования колокольных звонов стали появляться в конце 19 в. В 1880‑е гг. протоиерей А. А. Израилев проводил эксперименты с колоколами Ростовского кремля, стремясь к созданию колоколов «гармонически настроенных» (т. е. подобранных по камертону, с ясной высотой звука); его инициатива в то время не получила развития. Некоторые фундаментальные публикации относятся к началу 20 в., в них зафиксированы особенности звучания отдельных колоколов (Н. С. Померанцев, Е. Н. Лебедева) и целых наборов (П. Ф. Гедике, А. В. Кусакин, К. К. Сараджев). Предположительно в 1913–1914 гг. в Москве сделана первая грамзапись звучания колоколов (по инициативе звукорежиссёра Ф. Гайсберга, британская фирма Grammophone). В 1932 г. Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд осуществили фонограмму звонов Новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря (колокола не сохранились). Значительный общественный резонанс в СССР и за рубежом вызвало издание в 1960‑е гг. грампластинки «Ростовские звоны» (записаны фирмой «Мелодия», пластинка экспонировалась на Всемирной выставке в Монреале в 1967 г. («Экспо‑67»).
Современное состояние русского колокольного искусства
В конце 19 в. в России колокололитейным делом было занято около 25 заводов, лучшие из них находились в Москве, Ярославле, Валдае, Слободском. Неофициальный запрет на колокольные звоны в СССР, сопровождавшийся массовым разрушением тысяч колоколов, последовал в конце 1920‑х гг. С 1930 г. церковные колокола не отливались. Традиция звона сохранялась лишь в некоторых храмах и монастырях, послужив впоследствии основой для реконструкции звонов. Официально церковный звон был разрешён в 1945 г.: согласно докладной записке Г. Г. Карпова В. М. Молотову с просьбой разрешить колокольный звон в Москве от 26 декабря 1945 г., Совнарком Союза ССР постановлением № 2137-546с от 22 августа 1945 г. решил «предложить Совнаркомам республик, обл(край)исполкомам не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и сёлах...» (цит. по: Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову с просьбой разрешить колокольный звон в г. Москве. 26 декабря 1945 г. // Электронная библиотека исторических документов), однако постановление не сразу вступило в силу. Кроме того, большинство храмов уже не смогло восстановить свои традиции.
С 1980‑х гг. в России наблюдается широкое увлечение колокольными звонами. В 1989 г. под эгидой Фонда культуры образовалась Ассоциация колокольного искусства России. Ныне функционируют школы и центры обучения колокольному звону в Москве, Архангельске (одна из первых школ, 1975), Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Ярославле и др., в 1995 г. основан Московский колокольный центр для подготовки церковных звонарей. Проводятся фестивали и концерты колокольной музыки, один из центров возрождения колокольного звона – Музей деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом «Малые Корелы» в Архангельской области.
В конце 1980‑х гг. возобновлено литьё колоколов (в Воронеже, Москве, Каменске-Уральском, Тутаеве), однако современные мастера-литейщики не всегда достигают необходимого результата: многие новые колокола не имеют традиционного сложного звукового спектра и обладают неприятным дребезжащим звуком. В 2002 г. Русской православной церковью принят Устав церковного звона.
Колокольные звоны западной традиции
В католической традиции колокольные звоны сопровождают евхаристические процессии, молитву «Ангел Господень», обряд погребения, подчёркивают наиболее значимые моменты Евхаристии и др. После мессы Великого четверга колокольные звоны прекращаются до навечерия Пасхи. Характерны настройка колоколов на определённую высоту и способ звона, при котором раскачивается колокол (а не язык). Наборы колоколов с «западной» настройкой используются в карильоне, курантах.
Искусство игры на карильоне пришло в Россию из Западной Европы. Колокола карильона, в отличие от русских колоколов с их трудноуловимой на слух звуковысотностью, дают диатонический или хроматический звукоряд и способны производить мелодии и даже отдельные музыкальные пьесы. В комплект колоколов концертного карильона, в 2001 г. установленного на колокольне собора Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости, входят несколько колоколов, привезённых Петром I из Голландии.