Чайковский Борис Александрович
Чайко́вский Бори́с Алекса́ндрович (10.9.1925, Москва – 7.2.1996, там же), российский композитор, пианист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист СССР (1985).
Биографические сведения
Родился в семье специалиста по статистике и экономической географии Александра Мартыновича Чайковского (1874–1939), который самоучкой освоил скрипку, и врача Татьяны Васильевны Чайковской (1891–1950). Первым учителем музыки стал Н. Л. Славин. С 1934 г. Чайковский учился в музыкальной школе имени Гнесиных игре на фортепиано (педагоги А. Н. Головина, Е. Ф. Гнесина) и композиции (Е. И. Месснер); затем – в училище имени Гнесиных по классу композиции у Е. И. Месснера и В. Я. Шебалина. В возрасте 11 лет написал фортепианные прелюдии, которые позднее включил в список сочинений (Пять прелюдий для фортепиано, 1936); в 1930-е гг. исполнил их на одном из правительственных концертов в присутствии И. В. Сталина. В 14 лет создал Увертюру для симфонического оркестра, с которой в 1943 г. поступил в Московскую консерваторию. Учился по двум специальностям: по фортепиано у Л. Н. Оборина, по композиции сначала у В. Я. Шебалина, затем Д. Д. Шостаковича, а с сентября 1948 г. (когда Шостакович был уволен из консерватории) – у Н. Я. Мясковского, в классе которого в 1949 г. завершил обучение. Мясковский отзывался о нём как о «значительной творческой индивидуальности», имеющей «своеобразно русский склад» своего художественного высказывания (цит. по: Борис Александрович Чайковский ... 1997. C. 51, 59). Его дипломная работа – единственная опера «Звезда» (1949, либретто Д. С. Самойлова, по одноимённой повести Э. Г. Казакевича; осталась незавершённой) – подверглась жёсткой критике (позднее дописана Ю. Б. Абдоковым, учеником Чайковского). В аспирантуру как ученик композиторов-«формалистов» не был рекомендован.
В 1949–1952 гг. работал музыкальным редактором в детской редакции Всесоюзного Радиокомитета. С 1952 г. занимался исключительно композицией. В последние годы жизни (1989–1996) преподавал композицию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, среди учеников: С. М. Прокудин, Р. Радович, А. С. Христианов.
Племянник – композитор Александр Владимирович Чайковский.
Сочинения. Особенности стиля
Б. А. Чайковский стал последовательным продолжателем традиций западной и русской симфонических школ, в частности С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. Он работал в традиционной жанровой системе, создавая симфоническую, камерно-инструментальную и вокальную музыку. Творчество Чайковского отличают ориентир на классические образцы и редкое для художника 2-й половины 20 в. стилистическое постоянство, в чём читается скрытый вызов авангардной стилистике. Увлечение западными техниками композиции, охватившее отечественных композиторов в 1960-е гг., как и поиски «новой простоты» в 1970-х гг., прошли мимо внимания Чайковского. Композитор полемизировал с современными тенденциями, например в Партите для виолончели и камерного ансамбля (1966), где 1-я часть «12 нот» представляет собой пародию на додекафонную тему и её развитие.
Мир сочинений Чайковского подчёркнуто гармоничен, композитор применял совершенный кадансовый оборот, опирался на тонально-гармоническую систему и диатонику: части его сочинений имеют названия «Унисон» («Камерная симфония», 1967), «Терции и кварты» («Музыка для оркестра», 1987). «В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаённой нежности, большого душевного целомудрия», – говорил о нём Г. В. Свиридов (Борис Александрович Чайковский ... 1997. C. 60).
Одна из заметных драматургических особенностей сочинений Чайковского – наличие тихих кульминаций (в виде лирических эпизодов): например, в конце I части Симфонии № 2 это коллаж цитат из произведений В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. С. Баха и Р. Шумана. С первых сочинений современники отмечали присущее ему «удивительное "чувство оркестра"» (Левитин. 1955. C. 32). Нередко в его композициях используются необычные тембровые сочетания: виолончель и тромбон в Концерте для виолончели с оркестром (1964), клавесин и электрогитара в Партите для виолончели и камерного ансамбля (1966), виоль д’амур и фортепиано в симфонической поэме «Подросток» (1984).
Чайковский создал 4 симфонии (1947; 1967, Государственная премия СССР, 1969; «Севастопольская», 1980; «Симфония с арфой», 1993), 4 концерта (для кларнета и камерного оркестра, 1957; для виолончели с оркестром, 1964; для скрипки с оркестром, 1969; для фортепиано с оркестром, 1971); ряд симфонических произведений, среди которых – Славянская рапсодия (1951), Тема и 8 вариаций (1973), симфонические поэмы «Подросток» и «Ветер Сибири» (обе 1984). Выражением русского моцартианства стала Симфониетта для струнного оркестра соль минор (1953).
Среди камерных сочинений: 6 струнных квартетов (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976), Фортепианное трио (1953), Фортепианный квинтет (1962); сонаты, среди них две – для фортепиано (1944, 1952).
Чайковский – автор камерных вокальных сочинений на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова («Два стихотворения…», 1940), И. А. Бродского («Четыре стихотворения…», 1965); в вокальном цикле «Знаки зодиака» (1974) использовал стихи Ф. И. Тютчева, М. И. Цветаевой, А. А. Блока и Н. А. Заболоцкого. Автор музыки к фильмам («Женитьба Бальзаминова», 1964; «Айболит-66», 1966; «Гори, гори, моя звезда», 1969, и др.; всего свыше 30), спектаклям и радиопостановкам («Кот в сапогах» на стихи Д. С. Самойлова). Среди первых исполнителей его сочинений – М. Л. Ростропович (Сюита для виолончели соло, 1960; Концерт, 1964), Г. П. Вишневская (цикл романсов «Лирика Пушкина», 1972). Симфониями Чайковского дирижировали К. П. Кондрашин, Р. Б. Баршай, В. И. Федосеев.
Память
В 2003 г. создана Межрегиональная общественная организация содействия изучению и сохранению творческого наследия композитора Бориса Чайковского (Общество Бориса Чайковского). В 2005 г. обществом учреждена премия имени Бориса Чайковского, которой награждаются композиторы, исполнители, хореографы и музыковеды.