Зацепин Александр Сергеевич
Заце́пин Алекса́ндр Серге́евич (род. 10.3.1926, Новосибирск), российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ (1997), народный артист РФ (2003).
Отец – хирург, мать – учительница русского языка. В юности самостоятельно научился играть на фортепиано и аккордеоне на профессиональном уровне, освоил также кларнет, саксофон, балалайку, играл в любительском джаз-оркестре. В 1947–1952 гг. работал концертмейстером в Новосибирской филармонии. В 1956 г. окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции Е. Г. Брусиловского. В том же году получил заказ на музыкальное оформление полнометражного фильма «Наш милый доктор» (1957, режиссёр Ш. К. Айманов). В. Н. Кнушевицкий, который записывал (с Эстрадным оркестром Всесоюзного радио) музыку к картине, помог ему в оркестровке, добавив элементы джаза. Песня из этого фильма – «Надо мной небо синее», исполненная Е. Б. Серкебаевым, принесла композитору первую известность, определила основное направление его творчества – киномузыка.
С 1958 г. жил в Москве, поначалу выполнял мелкие заказы киностудий. Расцвет его карьеры кинокомпозитора связан с работой над культовыми комедиями Л. И. Гайдая 1960–1970-х гг.: «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Зацепин продолжал писать музыку для Гайдая вплоть до его последнего фильма «На Дерибасовской хорошая погода» (1992). Среди других фильмов с музыкой Зацепина (всего около 70): «Красная палатка» (русская версия, 1969, режиссёр М. К. Калатозов), «Земля Санникова» (1973, режиссёры А. С. Мкртчян, Л. С. Попов), «Капитан Немо» (1975, режиссёр В. Н. Левин), «31 июня» (1978, режиссёр Л. А. Квинихидзе), «Женщина, которая поёт» (1978, режиссёр А. С. Орлов), «Самоубийца» (другое название – «До скорого, я должен застрелиться», 1983; режиссёр В. Ясны), «Казус белли» (2002, режиссёр И. С. Угольников).
Написал более 300 песен совместно с Л. П. Дербенёвым («главный поэт» и многолетний друг Зацепина), Ю. С. Энтиным, И. Р. Резником, Ю. П. Рогозиным и др. Необычность их совместной работы заключалась в том, что сначала композитор писал музыку и лишь затем поэт подкладывал под неё стихи требуемой тематики (обычно наоборот – композитор пишет музыку на готовые стихи). В песенном наследии Зацепина преобладает любовная лирика, злободневная политическая тематика отсутствует. Некоторые песни выполнены как юмористические стилизации танго, твиста, ресторанного шансона, русской плясовой и других жанров.
Музыку Зацепина исполняли ведущие российские артисты эстрады: певцы Н. В. Басков, Н. А. Бродская, А. С. Ведищева, К. А. Георгиади, Л. А. Долина, И. Д. Кобзон, М. В. Кристалинская, В. В. Ободзинский, Н. В. Расторгуев, Ж. Г. Рождественская, В. М. Сюткин; пели известные киноактёры: В. С. Золотухин, А. А. Миронов, Ю. В. Никулин, Д. В. Харатьян и др.; инструменталисты и дирижёры: Г. А. Гаранян, В. Е. Клейнот, Э. Л. Хачатурян. Его песни составили основу концертных программ и аудиозаписей А. Б. Пугачёвой в начале её карьеры (до 1978). Благодаря Зацепину всесоюзную известность приобрела Т. В. Анциферова. Впервые исполненные ею лирические песни для фильма «31 июня» (особенно «Мир без любимого» и «Звёздный мост») не утратили музыкальной привлекательности и поныне, при том что оригинальный видеоряд устарел. Аналогична судьба и некоторых других песен Зацепина, как, например, «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова», которую впервые исполнил (за кадром) актёр О. А. Анофриев. Благодаря сочетанию качественной музыки и лирико-философской поэзии Дербенёва она стала восприниматься как самодостаточный артефакт, вполне актуальный и в 21 в. Вместе с тем многие песни в той или иной степени несут специфический отпечаток массовой культуры советской эпохи: «Остров невезения», «Песенка про зайцев», «Песенка о медведях», «Полосатая жизнь» (другое название – «Зебра»), «Разговор со счастьем», «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга»), «Куда уходит детство», «Ищу тебя» и др.
Для музыкального стиля Зацепина типичны простые выразительные мелодии, оформленные по всем правилам мажорно-минорной тональности. Лишь изредка отмечаются изыски в области гармонии («Мир без любимого» – аккорды нетерцовой структуры, сопоставления далёких тональностей; сонорные кластеры в пьесе «Призрачные горы» из фильма «Земля Санникова») и ритма («Песенка про меня», переменный метр в припеве; полиметрия в пьесе «Планета Шелезяка» из мультфильма «Тайна третьей планеты»). В инструментальной прикладной музыке пользовался академическими приёмами развития материала – мотивной разработкой и коллажем. Сцена погони за «демонами» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», например, выполнена как рондо, где рефрен представляет собой особую (с дорийским модализмом) короткую тему, а в эпизодах изобретательно разрабатываются мотивы двух авторских песен (полностью звучат в фильме позднее) и цитируются – в виде колокольных звонов – фрагменты чужих шлягеров («Чижик-пыжик» и «Подмосковные вечера»).
Зацепин выступал не только как аранжировщик, но и как звукорежиссёр, записывал (в том числе играл на всех клавишных инструментах) и монтировал многоканальные фонограммы своей музыки в домашней студии. В аранжировках применял экзотические звучания натуральных (идиофоны, шумовые инструменты, свистки) и электромузыкальных инструментов (синтезатор Р. Муга, электропиано), в том числе с устройствами для воспроизведения звуковых эффектов (хорус, вау-вау, вокодер и другие тембровые фильтры), а также первый советский синтезатор массового производства «Юность», который иронично называл «скрипучим оргáном Ильи Муромца» (инструмент изготавливали в г. Муром, см.: Зацепин. 2003. С. 146). В использовании необычных звуков и тембров Зацепин сохранял чувство меры, стремился вписать их в контекст прикладной задачи. Именно так в фильме «Операция "Ы"…» он применил манок на утку (2-я новелла, Шурик и Лида идут после поездки на трамвае) и технический трюк – ускоренную запись аккордовой репетиции аккордеона и фортепиано (начало фильма, Шурик на остановке), в фильме «Бриллиантовая рука» – сложную комбинацию акустических и электронных звучаний (кошмарный сон Козодоева). Электромузыкальные инструменты и электронные эффекты особенно широко использовал в полнометражном мультфильме «Тайна третьей планеты» (по мотивам фантастической повести Кира Булычёва; 1981, режиссёр Р. А. Качанов). Новая редакция саундтрека мультфильма, смонтированного в виде 43-минутной сюиты для вокально-инструментального ансамбля и группы струнных, выпущена в 2022 г.
Среди других сочинений: балет «Старик Хоттабыч» (1962, Алма-Ата), оперетта «Золотые ключи» (1974, Москва), мюзикл «Две женщины и зависть» (1975, Братислава), детские мюзиклы «Тайна третьей планеты» (2018, Санкт-Петербург) и «Иван-царевич и Серый волк» (2021, Москва), музыка к драматическим и кукольным спектаклям, «Сюита на темы народов Азии и Африки» для симфонического оркестра (1964) и другие инструментальные произведения.
Автор книги мемуаров (2003; содержит авторизованный список сочинений). В 2020 г. на лейбле Shining Sioux Records опубликованы (на 4 компакт-дисках) записи саундтреков к 16 кинофильмам (кроме песен), в 2021–2022 гг. на том же лейбле – вся оригинальная музыка (в отреставрированном виде) к кинофильмам «31 июня», «Кавказская пленница», «Красная палатка», «Фантазии Веснухина» и другие архивные записи.
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2011).