Русская гитара
Ру́сская гита́ра, семиструнная разновидность гитары.
Появилась в России на рубеже 18–19 вв. Нормативный строй: d1 – h – g – d – H – G – D. Характерно болтовое крепление шейки, позволяющее регулировать её наклон относительно корпуса. Часть шейки с радиусным грифом (во 2-й половине 19 в. появляется тенденция к уплощению грифа) нависает над верхней декой, доходя до резонаторного отверстия, иногда частично заслоняя его. Струнодержатель снабжён порожком. Струны жильные и шёлковые, в металлической канители, позднее металлические и полимерные. Лады фиксированные металлические, делят гриф по полутонам. Количество ладов варьировалось, достигая 24. Колковый механизм фрикционный либо червячный. Был распространён и т. н. московский механизм, сходный с фрикционным, но с дополнительной фиксацией: «При гитаре имеется ключ, служащий для укрепления ослабнувших (снабжённых гайками) колков, или для подымания спустившегося грифа» (Соловьев. 1896. С. 16).
Наиболее значительную роль в формировании русской гитары сыграли И. фон Гельд и А. О. Сихра. Сам термин «русская семиструнная гитара» был введён в 1817 г. С. Н. Аксёновым (в рецензии на «экзерциции» Сихры). До того в России такие гитары и их строй (по звукам соль-мажорного квартсекстаккорда) часто назывались «польскими», в том числе самим фон Гельдом. Как «польские» они фигурировали и в периодических изданиях того времени, предлагающих ноты для семиструнной гитары и школы игры.
Название «польская гитара» возникло по аналогии с шестиструнным инструментом соль-мажорного строя, в конце 18 – начале 19 вв. распространившимся в странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Чехии и Польше. Это была английская гитара (инструмент семейства цистр) строя d1 – h – g – d – H – G (он встречается, например, в пьесах Дж. Освальда). Исследователи отмечают характерность этого строя для английских гитар с длинной мензурой (в отличие от более распространённого строя g1 – e1 – c1 – g – e – c). Популярность английской гитары соль-мажорного строя в Чехии и Польше (в частности, Г. Гесс-де-Кальве называет английскую гитару в Польше наиболее употребительной), очевидно, обусловила знакомство с ней фон Гельда и Сихры, которые и добавили к ней басовую струну D. (Подобный принцип расширения диапазона использовался и ранее, примером могут служить некоторые испанские гитары середины 18 в. с семью парными струнами мастера Ф. Сангино). Школы игры на семиструнной гитаре, сочинения и переложения для неё фон Гельда, Сихры и других российских авторов рассчитаны именно на этот новый строй (по звукам соль-мажорного квартсекстаккорда). В некоторых случаях на русской гитаре применяли перестройку басовой струны на С.
Наиболее ранние семиструнные русские гитары переделывались из европейских гитар. Подобная практика была распространена в Европе при адаптации «устаревших» барочных гитар к новым веяниям (увеличение количества парных струн, переход на одинарные струны, замена головки и/или шейки, переделка струнодержателя и т. п.). С этим связано сходство семиструнных гитар, изготовленных русскими мастерами в 1-й четверти 19 в. (например, И. А. Батовым), с гитарами континентальной Европы: они близки по очертаниям корпуса, виду струнодержателя, материалу струн. От английской гитары, помимо строя, заимствован радиусный гриф, расположенный выше плоскости деки. Радиус грифа способствовал удобству зажатия басовой струны большим пальцем левой руки. Широко задействован такой приём в ранних школах и сочинениях для семиструнной гитары, особенно часто встречается у Сихры. Постепенно использование его сокращалось, хотя соответствующее обозначение, введённое ещё фон Гельдом, фигурировало в отечественной гитарной литературе примерно до середины 20 в.
Со 2-й трети 19 в. русская гитара испытала заметное влияние венской гитары. Характерно постепенное увеличение размеров корпуса и изменение его очертаний: более выраженная «талия», слегка выпуклая нижняя дека. У венской и у русской гитар наблюдается регулируемое болтовое крепление шейки, которое значительно реже встречается у итальянских и французских мастеров (в числе последних его использовал Р. Ф. Лакот). Особенно явным стало сходство русской семиструнной и венской шестиструнной гитар со 2-й половины 19 в., в частности, в работах мастеров И. Я. Краснощёкова, И. Ф. Архузена, Ф. И. Архузена и Р. И. Архузена, в гитарах фабрик Ю. Г. Циммермана (этому способствовала широкая известность в России венских гитар И. Г. Штауфера и И. Г. Шерцера). Похожими были и их разновидности: варианты с двойной шейкой (вторая служила для дополнительных басовых струн, использовавшихся открытыми, количество которых бывало разным); терц- и кварт-гитары – инструменты меньшего размера, с более короткими мензурами, настраивающиеся выше на терцию или кварту соответственно (они тоже иногда имели двойную шейку и добавочные басовые струны). Такие разновидности применялись в основном для игры дуэтом или трио с «большими» гитарами (так стали называть гитары обычных размеров и привычного строя). При этом жёстких стандартов относительно габаритов инструментов и их мензур не существовало, каждая разновидность обладала некоторым разбросом параметров. Для «большой» гитары в основном характерен диапазон мензур 58–64 мм.
Стандартизация мензуры русской гитары и приведение её к мензуре гитар испанского типа (650 мм) произошли уже в 20 в. в условиях фабричного производства. На русских гитарах, выпускающихся в 21 в. (например, фирмой Doff), за редким исключением, мензура также совпадает с принятой для испанской шестиструнной гитары.
Струны русской гитары до конца 19 в. были либо жильными (причём 4–7-я струны в металлической канители), либо жильными (1–3-я) и шёлковыми (4–7-я; также в канители). А. М. Афромеев упоминает 4 металлические басовые в канители из посеребрённой проволоки (при первых трёх жильных струнах): «В последнее время для гитары стали употреблять металлические струны; они лучше и прочнее жильных, дают сильный и замечательно чистый и мелодичный звук» (Афромеев. 1913. С. 3). Однако единодушия в предпочтении материала струн не было. Так, В. А. Русанов пишет: «Что же касается употребления металлических струн, то последнее основано на дурном музыкальном вкусе и безусловно не должно быть допускаемо» (Русанов. 1913. С. 21).
К середине 20 в. на смену жильным пришли нейлоновые струны. Одновременно с ними широкой популярностью пользовались металлические. В 21 в. редкий пример зарубежного производителя струн для русской гитары (карбоновых, в качестве альтернативы нейлону) – фирма Savarez.
Нумерация струн русской семиструнной гитары отличалась от принятой в Европе – по порядку сверху вниз [как, например, в школах игры на испанской шестиструнной гитаре Д. Агуадо (1825) и Ф. Сора (1830), в школе игры на английской гитаре Р. Бремнера (Bremner R. Instructions for the guitar. Edinburgh, 1758)]. У Афромеева встречается двойной способ нумерации: басовые струны обозначены как «баски́» (1–4-я начиная с самой низкой), а при счёте всех струн в целом первой назначается самая высокая. Среди школ игры на семиструнной гитаре в 19 в. это редкий случай частичного совпадения с европейской практикой нумерации. В школах фон Гельда и Сихры нумерация струн ведётся начиная с басовой; этот подход сохранялся и в других школах игры на семиструнной гитаре (в отличие от шестиструнной) в 19 – начале 20 вв. (в том числе у М. Т. Высотского, В. А. Русанова) и продолжал применяться после 1917 г. Переход на «европейскую» нумерацию фиксируется в конце 1940-х гг. (Иванов М. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. Москва, 1949. С. 4).
Один из самых значительных исполнителей на русской гитаре и создатель репертуара для неё – Высотский. Инструмент широко использовался на концертной эстраде и в бытовом музицировании до 2-й половины 20 в., пока не был вытеснен шестиструнной гитарой. Один из виднейших исполнителей 2-й половины 20 в. – С. Д. Орехов. Репертуар русской гитары включает переложения и вариации на темы русских народных песен, обработки произведений зарубежных композиторов, в том числе написанных для шестиструнной гитары, сочинения российских и советских авторов и др. Значительную часть музыки для семиструнной русской гитары составляет цыганский романс.
В 21 в. наблюдается возрождение интереса к этому инструменту, ему посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов. Значительная роль в изучении истории и репертуара русской гитары принадлежит О. В. Тимофееву. Проводятся международные фестивали, посвящённые возрождению русской гитары, в том числе c 2006 г. в США (Международный ежегодный русский семинар и фестиваль гитары). Среди новейших сочинений – «Новгородский концерт» А. Джилардино (2006).