Бузони Ферруччо
Бузо́ни Ферру́ччо, Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони (Dante Michelangelo Benvenuto Ferruccio Busoni) (1.4.1866, Эмполи, близ Флоренции – 27.7.1924, Берлин), итальянский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель.
Биография
Начальное музыкальное образование получил у отца, кларнетиста Фердинандо Бузони (1834–1909; родом с Корсики), и матери, австрийской пианистки Анны Вайс (Weiss; 1833–1909). В 1873 г. написал первое сочинение – Канцону до мажор для фортепиано; в том же году состоялось его первое публичное выступление. В 1874 г. дебютировал в качестве солиста в Триесте. В 1875–1876 гг. совершил несколько поездок в Вену, где помимо концертной деятельности посещал занятия в Венской консерватории. В Вене познакомился с семьёй философа Т. Гомперца, которая оказала ему финансовую поддержку. В 1877 г. познакомился с Ф. Листом, чей исполнительский стиль и мастерство фортепианной транскрипции оказали на него значительное влияние. В том же году был издан первый сборник сочинений Бузони (Пять пьес для фортепиано op. 3, BV 71).
Летом 1876 и 1877 гг. занимался в Гмундене (Австрия) теорией музыки и контрапунктом у И. Э. Хаберта и композицией у К. Гольдмарка. В 1879–1881 гг. жил в Граце (Австрия), где изучал композицию, контрапункт, гармонию и генерал-бас под руководством В. Майера. В 1879 г. впервые выступил в качестве дирижёра, исполнив свой «Stabat mater» (op. 55, BV 119) для вокального ансамбля и струнного квинтета.
В 1881 г. был принят в члены Болонской филармонической академии (ни один композитор не удостаивался такой чести в столь юном возрасте с 1770, когда членом академии стал четырнадцатилетний В. А. Моцарт).
В 1883–1885 гг. вновь в Вене; в это время состоялось его знакомство с И. Брамсом, оказавшим влияние на его творческую деятельность и композиторский стиль. По его рекомендации в 1885 г. Бузони занимался с К. Рейнеке в Лейпциге, куда впоследствии (в 1886) переехал. Среди его лейпцигских знакомых и друзей: композиторы П. И. Чайковский, Э. Григ, Г. Малер, Ф. Дилиус, К. Синдинг, скрипач Г. В. Петри и его сын Э. Петри, которому Бузони давал уроки игры на фортепиано.
По рекомендации Х. Римана получил должность преподавателя фортепиано в Музыкальном институте в Хельсинки (1888–1890); способствовал творческому формированию Я. Сибелиуса, с которым познакомился в годы работы в институте.
В 1890 г. получил 1-ю премию в композиторской номинации 1-го Международного конкурса пианистов и композиторов А. Г. Рубинштейна (1890, Санкт-Петербург; за свой Концертштюк для фортепиано с оркестром op. 31a, BV 236). В 1890–1891 гг. профессор Московской консерватории по классу фортепиано, в 1891–1892 гг. – Новоанглийской консерватории в Бостоне. В 1892–1893 гг. жил в Нью-Йорке, почти полностью посвятив себя исполнительской деятельности (впоследствии гастролировал в США в 1904, 1907, 1909–1910, 1915–1916).
В 1894 г. вернулся в Европу и поселился в Берлине, где с целью пропаганды новой и редко исполняемой музыки организовал «Бузониевские оркестровые вечера» (1902–1909), на которых звучали (зачастую впервые) произведения Б. Бартока, К. Нильсена, Я. Сибелиуса, К. Синдинга, С. Франка, А. Шёнберга.
Вёл мастер-классы для пианистов в Веймаре (1889, 1901–1902) и Базеле (1910–1912). В 1907–1908 гг. руководитель фортепианного класса в Школе повышения квалификации (Meisterschule) при Венской консерватории. В 1913–1914 гг. профессор Музыкального лицея в Болонье. В 1915–1920 гг. жил и работал в Цюрихе; в 1919 г. получил звание почётного доктора Цюрихского университета. С 1920 г. профессор Берлинской академии искусств (класс композиции). Среди множества учеников Бузони: А. Ярнефельт, К. Вайль, П. Грейнджер, Д. Митропулос, Н. Д. Набоков, Э. Петри, Л. Сирота.
Гастролировал в Англии, Франции, Италии, неоднократно – в России; во время его последних выступлений (1912–1913) возникла полемика между сторонниками Бузони и гастролировавшего одновременно с ним И. Гофмана. Критики по достоинству оценили объективность, точность и одухотворённость интерпретаций Гофмана (в особенности в исполнении миниатюр Ф. Шопена; см.: Коломийцов В. Clavierabend Бузони // День. 1912. № 26. С. 5), однако, неизбежно сравнивая его с Бузони, отмечали, что у него «гораздо меньше творческой силы» (Юрьев М. Из музыкальных впечатлений // Рампа и жизнь. 1912. № 44. С. 12–13), а также видели недостаток в том, что интерпретации Гофмана представляют собой излишне размеренное академическое исполнение, в отличие от наполненной крайностями яркой игры Бузони, который сочетает «грандиозные очертания облика композитора и огромное творящее "я" пианиста» (Юрьев М. Из музыкальных впечатлений // Рампа и жизнь. 1912. № 48. С. 11–12). Последние концерты дал в мае 1922 г.
Творчество
Ф. Бузони – один из крупнейших пианистов своего времени, обладавший оригинальной виртуозной техникой. Выдающийся мастер фортепианной транскрипции, главным образом сочинений И. С. Баха, Ф. Листа, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта. Субъективность интерпретаций, привнесение «романтических вольностей» в авторский текст проявлялись и в некоторых его редакциях, например первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (эта редакция была популярна в первой половине 20 в.).
Занимался музыкальной критикой, в юные годы публиковал статьи в газете L’Indipendente (под псевдонимом-анаграммой Bruno Fioresucci). В книге «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (1907, русский перевод 1912; вторая редакция 1916) предсказал внедрение в музыкальный язык микрохроматики, использование механических и «электрических» инструментов; поддерживал идеи авангардизма («Музыка рождена быть свободной и ей суждено вновь обрести свободу») (Busoni. 1916. S. 8). В сборник «О единстве музыки» (1922) вошли эссе, статьи и комментарии Бузони, охватывающие широкий круг тем, связанных с музыкальным творчеством (исполнительство, композиция, инструментовка и др.).
В собственных произведениях с 1907 г. стремился преодолеть границы классико-романтической тональности, доходя в композиторских экспериментах до атональности; см., например, ремарку Бузони к миланской премьере (1913) Сонатины № 2: «senza tonalità» (итал.; буквально – без тональности) (Slotchiver J. Ferruccio Busoni – The Six Sonatinas : An Artist’s Journey 1909–1920 – his language and his world // Musical Opinion Quarterly. 2015. July–September. P. 29). Использовал смешение звукорядов различной структуры, следовал концепции «полифонической гармонии», в которой главенствует принцип линеарного развития голосов. В 1910–1915 гг. разрабатывал фисгармонию нового типа, на которой можно извлекать микрохроматические интервалы (сконструирована в 1926 фирмой Schiedmayer).
Среди обширного композиторского наследия: оперы (все – на собственные либретто): «Арлекин» (1916) и «Турандот» (1917; обе поставлены в Цюрихской опере в 1917), «Доктор Фауст» (1916–1924; завершена учеником Бузони – Ф. Ярнахом, поставлена в 1925 в Саксонском государственном театре); произведения для фортепиано: 24 прелюдии для фортепиано (1879–1880), Контрапунктическая фантазия для двух фортепиано (1922), Концерт для фортепиано с оркестром (1904), концертные фантазии на темы из опер К. Гольдмарка (1887), Ж. Бизе (1920) и другие; камерные ансамбли, скрипичные сонаты, вокальные произведения. Многие ранние сочинения Бузони не опубликованы. Тематико-хронологический указатель его музыкальных произведений составлен Ю. Киндерманом ( Kindermann, 1980; индекс по указателю – BV).
Аудиозаписи
Сохранились немногочисленные фонографические записи исполнения Ф. Бузони произведений И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа (в том числе его транскрипций и фантазий на темы других композиторов), созданные в начале 20 в.; впервые отреставрированы и переизданы в 1960-х гг. в СССР, США и Италии. Некоторые произведения (в том числе прелюдии op. 28 Шопена) были записаны Бузони на перфолентах для механического фортепиано, однако качество воспроизводимого материала не позволяет полноценно передать его исполнительские особенности, динамику и артикуляцию.
Память
В 1908 г. Ф. Бузони с женой запечатлел немецкий художник П. Шад-Росса. Портрет Бузони стал одной из последних работ художника-футуриста У. Боччони (1916; ныне хранится в Национальной галерее современного искусства в Риме).
На могиле Бузони в Берлине в 1925 г. установлен памятник (скульптор – Г. Кольбе). В 2009 г. в Эмполи, на родине композитора, открыт памятник в виде бронзовой копии мраморного бюста работы скульптора Б. Антонини (1958), расположенного на фоне строк из оперы «Доктор Фауст»: «Лишь устремлённый вперёд глядит безмятежно» (итал. «Solo chi guarda innanzi ha lo sguardo lieto»).
С 1949 г. ежегодно в Больцано (Италия) проводится Международный конкурс пианистов имени Ф. Бузони.