Хренников Тихон Николаевич
Хре́нников Ти́хон Никола́евич [28.5(10.6).1913, Елец, Елецкий уезд, Орловская губерния, ныне Елецкий район, Липецкая область – 14.8.2007, Москва], российский композитор, пианист, общественный деятель, заслуженный артист РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1954), народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973).
Жизненный путь
Родился в многодетной семье приказчика Николая Ивановича Хренникова (1859–1933) и Варвары Васильевны Хренниковой (1872–1943). С 1922 г. занимался игрой на фортепиано, с 1926 г. – композицией. В 1929–1932 гг. обучался в Третьем показательном государственном музыкальном техникуме имени Гнесиных [ныне МССМШ (колледж) и Музыкальное училище имени Гнесиных] у М. Ф. Гнесина (композиция), Э. Г. Гельмана (фортепиано), Г. И. Литинского (полифония). В 1936 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина, в 1938 г. (у него же) – т. н. класс высшего мастерства (аспирантуру). В 1936–1938 гг. посещал занятия в классе фортепиано Г. Г. Нейгауза.
Выступал как пианист, играл свои произведения в СССР и за рубежом. В годы Великой Отечественной войны в числе артистов концертных бригад часто посещал фронт, где исполнял свои песни. Весной 1945 г. вместе с наступающей 8-й гвардейской армией генерал-полковника В. И. Чуйкова вошёл в Берлин, стал свидетелем капитуляции Берлинского гарнизона.
В январе 1948 г. по личному указанию И. В. Сталина назначен генеральным секретарём Союза советских композиторов (с 1957 первый секретарь, с 1990 председатель правления). На руководящей должности пробыл до 1991 г., установив абсолютный рекорд среди руководителей творческих союзов. Начав свою деятельность в период позднего сталинизма с присущим ему жёстким авторитарным стилем руководства, Хренников гибко реагировал на изменения, происходящие в стране, и постепенно демократизировал свой бюрократический стиль управления. Был приверженцем «облегчённого» массового искусства, отрицательно относился к современным западным композиторским техникам и считал обоснованной критику «композиторов-формалистов». В постсоветский период не изменил своих убеждений.
С 1961 г. преподавал композицию в Московской консерватории (профессор с 1966), среди учеников: М. Б. Броннер, Т. Б. Буевский, Г. А. Воронов, И. Р. Габели (Габичвадзе), О. Б. Галахов, А. Б. Градский, М. И. Дунаевский, А. С. Караманов, А. Р. Каспаров, В. Г. Кикта, А. А. Кобляков, Е. В. Кожевникова, А. И. Корчинский, В. Н. Купцов, И. М. Лученок, А. И. Микита, М. А. Минков, В. А. Овчинников, О. С. Раева, А. М. Раскатов, О. В. Ростовская, А. Л. Рыбников, А. В. Чайковский, Н. Н. Чаргейшвили, Н. Ю. Хруст, Т. А. Чудова.
С 1949 г. президент музыкальной секции Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, с 1975 г. – Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В 1978–2002 гг. возглавлял оргкомитет Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского, в 1981 и 1984 гг. – оргкомитет Московского международного музыкального фестиваля.
Член-корреспондент Немецкой академии искусств (Германская Демократическая Республика, 1970), академик Тиберийской академии (Италия, 1976) и академии «Санта-Чечилия» (Италия, 1984).
3 Сталинские премии 2-й степени за работы в кинематографе (1942, 1946, 1952), Государственная премия СССР (1967), Ленинская премия (1974), Государственная премия РСФСР (1979). Премия Международного музыкального совета (1977). Офицер французского ордена Искусств и литературы (1994).
Награждён 4 орденами Ленина (1963, 1971, 1973, 1983), орденом Трудового Красного Знамени (1966, 1988), орденом Почёта (1998), орденом «Кирилл и Мефодий» 1-й степени, (1968), орденом «За заслуги перед польской культурой» (Польша, 1972), орденом «За культурные заслуги» (Румыния, 1985), медалью Р. Штрауса (ГДР, 1985), «Медалью Моцарта» ЮНЕСКО (2003) и др.
Жена – Клара Арнольдовна Хренникова (урождённая Вакс; 1908–2001), журналистка. Дочь – Наталья Тихоновна Хренникова (род. 1940), театральный художник. Внук – Андрей Игоревич Кокарев (род. 1966), журналист, писатель, президент Благотворительного фонда Т. Н. Хренникова.
Композиторское творчество
Профессиональный композиторский дебют Хренникова состоялся в 1933 г.: он исполнил партию солиста в Концерте для фортепиано с оркестром № 1 op. 1 фа мажор в сопровождении оркестра студентов Московской консерватории под управлением Н. П. Аносова. Тогда же началось его сотрудничество с театрами (в том числе в 1933 – с Московским театром для детей под руководством Н. И. Сац; музыка к спектаклю «Мик» по пьесе Н. Я. Шестакова, в соавторстве с Л. А. Половинкиным), работа на радио и в кинематографе. Дипломной работой к окончанию консерватории стала Симфония № 1 op. 4 си минор (1935); в короткий срок она получила известность за рубежом, вошла в репертуар дирижёров Л. Стоковского и Ю. Орманди. Тогда же сформировался композиторский стиль Хренникова. В основе его произведений, для которых нехарактерно длительное развёртывание, лежат традиционные классико-романтические жанровые модели. Присущие его музыке напористость, динамичность, яркий мелодизм и простота музыкального языка выражают дух того времени.
Широкую известность композитору принесли его театральные и кинематографические работы 1930-х – начала 1950-х гг.: музыка к спектаклям – «Много шума из ничего» (по комедии У. Шекспира; постановка И. М. Рапопорта, 1936), «Большой день» (в соавторстве с А. А. Голубенцевым, по пьесе В. М. Киршона; постановка В. В. Куза, 1937), «Без вины виноватые» (по пьесе А. Н. Островского; постановка Рапопорта, 1937), «Я сын трудового народа» (по пьесе В. П. Катаева; постановка Р. Н. Симонова, 1937), «Дон Кихот» (по пьесе М. А. Булгакова; постановка Рапопорта, 1941; все – Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова), «Давным-давно» (по пьесе А. К. Гладкова; постановка А. Д. Попова, 1942; Центральный театр Красной Армии); музыка к кинофильмам – «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944; оба – режиссёр И. А. Пырьев), «Поезд идет на Восток» (1947), «Кавалер Золотой Звезды» (1950; оба – режиссёр Ю. Я. Райзман), «Донецкие шахтёры» (1951, режиссёр Л. Д. Луков), «Верные друзья» (1954, режиссёр М. К. Калатозов). Песни из спектаклей и фильмов обрели популярность и стали одним из самых востребованных жанров в творчестве Хренникова благодаря присущему им мягкому лиризму («Колыбельная Светланы», «Лодочка») в сочетании с броским юмором («Песенка Лепелетье») и ритмической энергией («Марш артиллеристов»).
В опере «В бурю» (по роману Н. Е. Вирты «Одиночество»; Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко, 1939) предпринял попытку создать советскую песенную оперу, доступную неподготовленному слушателю. В советские годы сочинение (вместе с оперой «Тихий Дон» И. И. Дзержинского) трактовалось как один из лучших образцов нового оперного жанра – с преобладанием простых сольных и хоровых номеров в куплетной форме и сюжетом на современную революционную тематику.
Среди других сценических произведений Хренникова: оперы (всего 5), в том числе «Фрол Скобеев» (либретто С. А. Ценина; постановка А. Д. Попова, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1950), «Мать» (либретто А. М. Файко по одноимённой повести Максима Горького; московский Большой театр, 1957), «Много шума из-за… сердец» (либретто и постановка Б. А. Покровского; Московский камерный музыкальный театр, 1972); балеты (всего 5), в том числе «Гусарская баллада» [либретто О. М. Виноградова; Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, 1979, новая редакция – 1980; в балете использована переработанная музыка Хренникова к комедии «Давным-давно» А. К. Гладкова (1942) и одноимённому фильму (режиссёр Э. А. Рязанов, 1962)]; 2 оперетты – «Сто чертей и одна девушка» (Московский театр оперетты, 1963) и «Белая ночь» (там же, 1967; обе на либретто Е. Е. Шатуновского).
Хренников – автор 3 симфоний (1935; 1942, 2-я редакция 1944; 1974), симфонических сюит, концертов с оркестром (3 для фортепиано, 2 для скрипки, 2 для виолончели), инструментальной и вокальной камерной музыки, хоровых сочинений, песен.
Память
В доме в Ельце, где композитор жил в 1920-х гг., открыт Дом-музей Т. Н. Хренникова (2000). На территории, прилегающей к музею, расположены могила Хренникова и памятный мемориал (установлен в 2008).
В 2023 г. в Ельце состоялось открытие нового памятника работы З. К. Церетели, приуроченное к 110-летию со дня рождения композитора. Скульптура установлена в сквере имени Хренникова, где ранее стоял бюст композитора.