Аренский Антон Степанович
Аре́нский Анто́н Степа́нович (Антоний Степанович Аренский) [30.6(12.7).1861, Новгород, ныне Великий Новгород – 12(25).2.1906, посёлок Перкъярви, волость Муолаа, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, ныне посёлок Кирилловское, Выборгский район, Ленинградская область; похоронен в Санкт-Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный теоретик, педагог.
Биография
Сын кинешемского уездного врача Степана Матвеевича Аренского и пианистки Надежды Антиповны Аренской (урождённой Потехиной). Племянник литераторов Алексея Антиповича Потехина (1829–1908) и Николая Антиповича Потехина (1834–1896). Музыке учился в Санкт-Петербурге, в частной музыкальной школе Ф. И. Руссо. В 1882 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу специальной теории и композиции Н. А. Римского-Корсакова.
В 1882–1894 гг. А. С. Аренский преподавал в Московской консерватории (профессор с 1889; специальные теоретические дисциплины и свободное сочинение). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Г. Э. Конюс, Р. М. Глиэр, А. Н. Корещенко. Составленный им «Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии» поныне используется в учебной практике. Одновременно с 1888 г. руководил концертами Русского хорового общества. Из консерватории был вынужден уйти вследствие конфликта с директором В. И. Сафоновым.
В 1895 г. вернулся в Санкт-Петербург, сменил М. А. Балакирева на посту управляющего Придворной певческой капеллой (до 1901). С 1901 г. концертировал по России и за рубежом как пианист и дирижёр, исполнял главным образом собственные сочинения.
Творчество
Творчество композитора испытало влияние П. И. Чайковского и Новой русской музыкальной школы. А. С. Аренский обладал мелодическим даром, утончённым художественным вкусом, его сочинениям свойственны лиризм, элегичность, элегантность фортепианной фактуры, изысканная инструментовка.
Автор трёх опер, две из которых («Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти») создавались специально для императорского Большого театра. «Сон на Волге» (1888, по А. Н. Островскому, на основе переработанного либретто оперы Чайковского «Воевода») впервые поставлена в 1890 г., премьерой дирижировал автор. В 1891 г. спектакль Большого театра посетил П. И. Чайковский и отозвался об этом сочинении как об «одной из лучших, а местами даже превосходной русской опере» (Чайковский. Полное собрание сочинений. Т. 16-A. С. 30). Одноактная опера «Рафаэль» («музыкальные сцены из эпохи Возрождения», 1894, либретто А. А. Крюкова) написана по случаю 1-го Всероссийского съезда художников, посвящена автором Московскому обществу любителей художеств и исполнена в 1894 г. в зале Дворянского собрания в Москве. «Песня певца за сценой» сохраняется в современном теноровом репертуаре. Опера «Наль и Дамаянти», над которой композитор работал около 12 лет и которую завершил в 1903 г., поставлена в Большом театре в 1904 г. под руководством И. К. Альтани. В основе либретто, написанного М. И. Чайковским, – «индийская повесть» (в стихах) В. А. Жуковского, созданная по мотивам эпоса «Махабхарата» в немецком переводе Ф. Рюккерта.
Одноактный балет «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900, либретто по новелле «Ночь Клеопатры» Т. Готье) впервые поставлен в 1908 г. на сцене Мариинского театра (либреттист и хореограф М. М. Фокин). Музыка использована С. П. Дягилевым в балете «Клеопатра» (с добавлением фрагментов разных сочинений других русских композиторов), показанном в 1909 г. в рамках Русских сезонов в Париже (хореограф Фокин).
Из инструментальных сочинений А. А. Аренского наиболее значительны Фортепианный концерт f-moll (1882), «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром (1899), Фортепианное трио d-moll (1894, посвящено памяти К. Ю. Давыдова; Глинкинская премия, 1904), Скрипичный концерт a-moll (1901). Популярны романсы «Разбитая ваза» (слова А. Н. Апухтина), «Осень» (слова Т. Л. Щепкиной-Куперник), фортепианные миниатюры. Первым из крупных русских композиторов Аренский создал ансамблевые циклы для двух фортепиано (4 сюиты, в том числе «Силуэты», 1892). В числе других сочинений: 2 симфонии (1883, 1889), Оркестровая сюита g-moll (1886), инструментальные ансамбли, светские и духовные хоры, песни, мелодекламации (по «Стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева). Последнее произведение композитора – музыка к драме «Буря» У. Шекспира (1905).
Имя Аренского присвоено Новгородской областной филармонии (в 2011), детским музыкальным школам в Великом Новгороде (в 1996), Москве (в 1994).