Купер Эмиль Альбертович
Ку́пер Эми́ль Альбе́ртович [1(13).12.1877, г. Херсон Херсонской губернии, Российская империя, ныне Херсонская область, Россия – 16.11.1960, Нью-Йорк], российский и американский дирижёр, скрипач, заслуженный артист Республики (1923).
Его отец, А. Л. Купершток (1854–1924), – контрабасист, работал в Одесском оперном театре. Брат Э. А. Купера, Макс Альбертович Купер, – хормейстер, дирижёр московского Большого театра. В 1892–1893 гг. Э. А. Купер брал уроки игры на скрипке у Й. Хельмесбергера-младшего в Вене. В 1891–1896 гг. концертировал как скрипач в Вене, Будапеште, Бухаресте, Константинополе. Дебютировал как дирижёр в 1897 г. в Киевском оперном театре («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера), в 1900–1907 гг. работал там же. В 1897–1900 гг. дирижёр оперных театров Гельсингфорса (Хельсинки), Одессы, Харькова, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. В 1907–1909 гг. дирижёр Оперы С. И. Зимина, где руководил постановкой оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (2-я редакция, впервые без купюр, 1908), премьерой оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1909).
С 1908 г. постоянный дирижёр симфонических концертов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества; впервые в Москве исполнил Симфонию № 3 и «Поэму экстаза» А. Н. Скрябина (1909); позднее неоднократно и с неизменным успехом исполнял сочинения Скрябина в разных странах. В 1909–1914 гг. дирижёр (с 1912 главный дирижёр) Русских сезонов С. П. Дягилева; эта деятельность принесла Куперу международное признание. В 1910–1919 гг. дирижёр московского Большого театра. Значительными событиями культурной жизни Москвы стали постановки Купером опер Р. Вагнера на русском языке (в том числе впервые в России – оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», 1909), а также постановка оперы «Дон Кихот» Ж. Массне с Ф. И. Шаляпиным в заглавной партии. В 1919–1924 гг. главный дирижёр Государственного академического театра оперы и балета (усилиями Купера и А. Н. Бенуа впервые в России здесь поставлен балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1920), в 1921–1923 гг. – Петроградской филармонии. В 1919–1924 гг. профессор Петроградской консерватории (класс оркестрового дирижирования).
В 1924 г. уехал на зарубежные гастроли (Буэнос-Айрес, Мадрид, Лиссабон и др.), из которых в СССР не вернулся. Особый успех имело концертное исполнение оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова в Парижской опере (1926). В 1926–1928 гг. главный дирижёр Национальной оперы Латвии в Риге. В 1929–1932 гг. дирижёр Чикагской городской оперы. В 1932–1939 гг. активно гастролировал, дирижировал на крупнейших оперных и концертных сценах мира. В 1944–1950 гг. работал в «Метрополитен-опере» (в 1950 дирижировал первой американской постановкой оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского). С 1950 г. дирижёр театра «Оперная гильдия Монреаля», в 1951–1960 гг. – симфонического оркестра г. Батон-Руж (штат Луизиана, США). Последний концерт Купера (с программой из сочинений русских композиторов) состоялся в 1960 г.
Среди сохранившихся аудиозаписей Купера – оперы «Джоконда» А. Понкьелли (1946) и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1947), сцены из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского (1945; на итальянском языке).
Кавалер ордена Почётного легиона (1936).
Его жена – певица Э. М. Каренина.