Оленина-д’Альгейм Мария Алексеевна
Оле́нина-д’Альге́йм Мари́я Алексе́евна (урождённая Оленина) [19.9(1.10).1869, имение Истомино, Касимовский уезд, Рязанская губерния, ныне посёлок Крутоярский, Касимовский район, Рязанская область – 26.8.1970, Москва], российская и французская певица (меццо-сопрано), общественный деятель; баронесса (с 1896).
Из старинного дворянского рода Олениных (рязанская ветвь). Прадед – государственный деятель, президент Императорской Академии художеств А. Н. Оленин; двоюродная бабушка и крёстная мать – певица, адресат стихотворений А. С. Пушкина Анна Алексеевна Оленина (в браке Андро; 1807, по другим данным, 1808 – 1888). Отец – Алексей Петрович Оленин (1833–1910), в 1881–1885 гг. директор Строгановского центрального училища технического рисования; мать – Варвара Александровна Оленина (урождённая Бакунина; 1838–1894). Братья – писатель и драматург Пётр Алексеевич Оленин (1864–1926; псевдоним Оленин-Волгарь), композитор и пианист Александр Алексеевич Оленин; сестра – живописец Варвара Алексеевна Оленина (1868–1915); двоюродный брат – оперный певец и режиссёр П. С. Оленин.
В детстве изучала музыкальную грамоту под руководством сестры матери – пианистки-любительницы Екатерины Александровны Бакуниной (1833, по другим данным 1836 – 1911), музицировала с братом Александром. В 1887 г. брала уроки пения у Ю. Ф. Платоновой, с конца года перешла к А. Н. Молас, у которой занималась следующие 2 года. В это время началось её общение с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, Ц. А. Кюи и другими известными музыкантами и деятелями искусства.
На рубеже 1880–1890-х гг. переехала в Париж, где брала уроки пения у Жюли Вьётан (урождённая де ла Бланшете; жена младшего сына А. Вьётана, Максимилиана). В 1896 г. совместно с мужем, французским литератором, переводчиком и лектором бароном Пьером (Петром Ивановичем) д’Альгеймом (1862–1922), дебютировала в Париже серией лекций-концертов из произведений М. П. Мусоргского (концертмейстер Шарль Фёрстер; исполнялись на французском языке в переводах П. д’Альгейма).
Первые парижские лекции-концерты – т. н. конференции – были широко освещены французской и русской прессой и сыграли ключевую роль в распространении интереса к творческому наследию М. П. Мусоргского во Франции. П. д’Альгейм опубликовал 2 книги (на французском языке): монографию о Мусоргском (D'Alheim. 1896) и тексты вступительных лекций с приложением отзывов слушателей и прессы (D'Alheim. 1896; см. также: Мнения Парижа о Мусоргском. 1896). На рубеже 1896–1897 гг. состоялась 2-я серия лекций-концертов в Париже; в конце 1897 г. – концерты в Брюсселе. В 1901 г. во французском литературно-художественном журнале La Revue blanche вышла рецензия К. Дебюсси на её исполнение вокальной сюиты «Детская» Мусоргского (концертмейстер А. Корто): «Г-жа Мария Оленина... спела эти мелодии так, что удовлетворила бы самого Мусоргского, да будет мне позволено это утверждение от его имени» (цит. по: Дебюсси. 1964. C. 18).
В 1901 г. с большим успехом дебютировала в Москве в Кружке любителей русской музыки. С. Н. Кругликов охарактеризовал её пение в рецензии (12 ноября 1901): «Это истинный тип романсной исполнительницы... <…> Голос, положим, не особенной силы, тембр не поражающей красоты, но звук выработан, хорошо поставлен, несётся свободно вдаль, гибок, ясен, содержателен, богат красками. Дикция превосходная... ...Каждая фраза – плод вдумчивой, художественной работы, живого, непосредственного таланта. Способность овладеть настроением вещи, проникнуться характером изображаемого там лица – совершенно исключительная. И при всем том безупречная музыкальность...» (цит. по: Туманов. 1995. С. 104–105).
Выступления М. А. Олениной-д’Альгейм в Санкт-Петербурге поначалу были не столь удачны. Положительные рецензии на её первый концерт, состоявшийся 17(30) декабря 1901 г., опубликовали лишь несколько критиков – в их числе Ц. А. Кюи, назвавший её «чрезвычайно талантливой и оригинальной артисткой» (цит. по: Туманов. 1995. С. 108–109). В. В. Стасов опубликовал 2 статьи в её поддержку: «Кто одолеет – Москва или Петербург?», «Счёты». Переломным стало триумфальное выступление 13(26) [по другим данным, 14(27)] ноября 1902 г. в зале Санкт-Петербургского городского кредитного общества. В рецензии на этот концерт Стасов поставил её в один ряд с выдающимися певцами: О. А. Петровым, И. А. Мельниковым, Ф. И. Стравинским (Стасов. 1980. С. 294).
В 1901 г. посетила Л. Н. Толстого в Ясной поляне, где исполнила вокальные сочинения Ф. Шуберта, Р. Шумана и М. П. Мусоргского (концертмейстер А. Б. Гольденвейзер).
В 1908 г. вместе с мужем П. д’Альгеймом и певицей А. В. Стенбок-Фермор создала в Москве музыкально-просветительскую организацию «Дом песни»; концерты проходили также в других городах Российской империи и в Париже; в 1912 г. – в Лондоне.
В 1908 г. опубликовала книгу о Мусоргском (Olenina-d'Alheim. 1908), в 1910 г. вышел русский перевод В. И. Гречаниновой (Оленина-д'Альгейм. 1910).
В 1918 г., несмотря на сочувственное отношение к Октябрьской революции 1917 г., была вынуждена уехать во Францию из-за французского гражданства, а также болезни мужа [П. д’Альгейм скончался в Париже в 1922; их единственная дочь, Марианна д’Альгейм (1891–1910), умерла в молодом возрасте от туберкулёза]. С начала 1920-х гг. проводила концерты «Дома песни» в Париже (некоторые из них анонсировались под эгидой «Концертного объединения М. А. Олениной-д’Альгейм»). В феврале 1931 г. выступила на парижском фестивале М. П. Мусоргского, посвящённом 50-й годовщине его смерти; тогда же вместе с певицей и педагогом Дж. Батори объявила набор на «Курс интерпретации Мусоргского». Работала с французскими певцами над вокальным произношением на русском языке. Преподавала в Русской консерватории в Париже.
В 1926 г. гастролировала в СССР. Её последний концерт состоялся в Париже 19 апреля 1942 г. В 1956 г. выступала как лектор на концертах в честь 75-й годовщины со дня смерти М. П. Мусоргского.
В годы 2-й мировой войны участвовала в Движении Сопротивления. В 1946 г. вступила во Французскую коммунистическую партию. Член Совета мира Франции, общества «Франция – СССР», Союза французских женщин.
С 1959 г. жила в Москве, в семье племянницы Татьяны Алексеевны Тургеневой (1890–1966). В марте 1961 г. провела встречу со студентами-вокалистами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных; в 1963 г. работала с молодыми вокалистами Г. А. Писаренко и В. П. Рыбинским (концертмейстер В. Я. Шубина) над исполнением произведений М. П. Мусоргского, став «передаточным звеном» между музыкантами 19 и 20 вв. (текстовую расшифровку этих уроков см.: Туманов. 1964; 1995. С. 297–314).
Ей посвящены: стихотворение А. А. Блока «Тёмная, бледно зелёная…» (1903); романсы М. А. Балакирева «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (на слова М. Ю. Лермонтова) и «Шёпот, робкое дыханье…» (на слова А. А. Фета; оба – 1904); романсы А. А. Оленина «Снилось мне небо лазурное» (на слова А. А. Голенищева-Кутузова) и «Трагедия» (на слова Г. Гейне); статья Андрея Белого «Певица» (журнал «Мир искусства», 1902, № 11) и его же эссе из цикла «Окно в будущее» (1904, из сборника «Арабески»).
Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве (место захоронения утрачено).
Самые крупные коллекции архивных материалов М. А. Олениной-д’Альгейм хранятся в Российском национальном музее музыки в Москве (ф. 256) и в Архиве Университета Альберты в Канаде. Коллекция семейных фотографий – в Литературно-художественном музее-усадьбе Приютино в г. Всеволожск (Ленинградская область).
Основоположница профессионального камерно-вокального исполнительства в России. Одна из крупнейших исполнительниц произведений композиторов Новой русской школы (прежде всего М. П. Мусоргского). В её разнообразном репертуаре присутствовали сочинения: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. К. Глазунова, Н. К. Метнера, И. Ф. Стравинского, её брата – А. А. Оленина, Г. Шютца, И. С. Баха, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Х. Вольфа, Ф. Листа, М. Регера, К. Дебюсси, Г. Форе, Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера, народные песни разных стран.
Никогда не записывала своё пение. «Вначале... было не до записей: концерты, новые программы, да и не было ни денег, ни потребности. А потом... было поздно об этом думать. А я к тому же никогда не доверяла никаким машинам, в том числе и микрофону» (цит. по: Туманов. 1995. С. 137).