Научные отрасли

Социология

Социоло́гия (от лат. societas – общество и ), наука об общественных основах человеческого существования, о социальном поведении индивидов и различных формах совместной жизнедеятельности людей. К числу последних относятся общества, , социальные системы, , организации, ассоциации, союзы, объединения, общины, отношения, связи, , и т. д.

Слово «социология», встречающееся в одной из рукописей (1780), впервые было использовано для обозначения социальной науки (1839) вместо употреблявшихся до этого таких её наименований, как «социальная физика» и «социальная физиология», окончательно оно утвердилось благодаря .

Социология уходит своими корнями в социокультурную традицию осмысления человеком взаимоотношений с другими и с социальной средой и в этом смысле изначально существует как элемент обыденного знания. Истоки социологии как специальной науки, несводимой к обыденному и другим формам знания, историки относят к различным эпохам начиная с античности; большинство из них, однако, полагает, что в качестве самостоятельной научной дисциплины социология зародилась в Европе во 2-й половине 19 в., когда произошли её институционализация и отделение от других наук, прежде всего от философии и психологии.

Помимо теоретических размышлений о социальной реальности, в 19 – начале 20 вв. государственными и филантропическими организациями, статистическими обществами, сторонниками реформистских либеральных и социалистическими движений, а также частными лицами проводились социологические по своему характеру эмпирические исследования. В них осуществлялся сбор и анализ информации об условиях жизни различных, преимущественно беднейших, слоёв населения: переписи, статистические обследования, в том числе жизни семей, их бюджетов и т. п. К числу первых социологов-эмпириков можно отнести , , , , , , , французских статистиков и социальных гигиенистов Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А.-М. Герри и др. Ряд учёных (Г. Спенсер, , , ) стремились соединить теоретический и эмпирический уровни социологического исследования.

С самого своего возникновения социология, рассматривавшая себя в качестве «социальной физики» и «социальной физиологии», ориентировалась на естествознание как на эталон научности. Эта тенденция, проходящая через всю историю социологии (её придерживались, в частности, Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм и др.), обозначается как «естественно-научная», «натуралистическая», «позитивистская» и т. п. На рубеже 19–20 вв., после работ и баденской школы , в социологии и смежных с ней науках возникла другая методологическая позиция, которая характеризуется как «гуманистическая», «антинатуралистическая», «антипозитивистская» (, : М. Вебер, и др.). Она связана, в частности, с разделением в теории познания «наук о духе» («наук о культуре») и «наук о природе» и, соответственно, (индивидуализирующего) и (генерализирующего). В творчестве Конта и обе ориентации в трактовке социологии как естественно-научной и гуманитарной дисциплины сосуществовали и получили развёрнутое обоснование. Противоборство и взаимовлияние этих методологических линий сохраняются на протяжении всей истории социологии. Также традиционно важным для различных направлений и школ в социологии являлось решение вопроса об «онтологическом статусе» социальной реальности – обладают ли общество и образующие его структуры независимым, объективным существованием (социологический реализм) или являются лишь продуктом взаимодействия людей ().

В центре внимания большинства западных социологов 19 в. находились человечество в целом, глобальные общества и большие социальные группы, в частности классы. Эти учёные опирались на представление об обществе как системе, рассматривая в качестве её прообразов механизм и/или биологический организм (; Г. Спенсер, немецкий и австрийский экономист и социолог А. Шеффле, и др.). Ведущее место занимали идеи социальной эволюции и прогресса (различные версии этих идей были представлены О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером). В качестве определяющего социальную жизнь фактора могли рассматриваться экономический фактор, географическая среда ( в социологии;, и др.), инстинкты (У. Мак-Дугалл), психика индивидов, групп, или массовых сообществ (, , американский психолог Дж. М. Болдуин, и др.). Эти редукционистские трактовки социального развития, сводившие его к действию отдельных материальных или психологических факторов, подвергались критике с позиции признания автономии социальной реальности и – подхода, указывавшего на необходимость «объяснения социального социальным» (Э. Дюркгейм и др.).

На рубеже 19–20 вв. в социологии начинают утверждаться представления о вероятностном характере социальных закономерностей и многолинейности (вариативности траекторий) социальной эволюции, определяемой множеством факторов. Наблюдается также постепенный отказ от построения упрощённых моделей эволюции социальной системы и универсальных объяснений исторического возникновения отдельных социальных институтов; в то же время исследовательский интерес смещается к анализу функций последних. Предметом изучения становятся процессы индустриализации, , и социальной жизни, её ценностно-нормативные аспекты (Э. Дюркгейм, М. Вебер, и др.), феномены , социальной и политического (теория элит; , , ), различные типы социальных и групповых образований, , и т. д. Наряду с этим получает развитие формально-типологический подход, сторонники которого стремились к построению классификаций социальных отношений, обладающих вневременной значимостью (т. н. формальная социология; Ф. Тённис, , , немецкий социолог А. Фиркандт). Всё большее внимание уделяется исследованию микросоциальных объектов – малых групп, социальных действий индивидов, межиндивидуального взаимодействия (, и др.). Возникает , исследующая социальную обусловленность форм человеческого мышления (, и др.).

К концу 19 в. социология стала влиятельной дисциплиной в США, где в это время создаются первые социологические факультеты, кафедры, учебники и журналы. Первые американские социологи (, , , и др.) испытали значительное влияние Г. Спенсера, взгляды которого в контексте традиции американского индивидуализма были истолкованы преимущественно в духе ; в дальнейшем сказалось влияние других европейских социологов: Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Вокруг социологического факультета Чикагского университета сформировалась в социологии, представленная несколькими поколениями учёных (, , , , , , и др.). Её разнообразные эмпирические исследования в 1920– 1940-х гг. были посвящены социологическим проблемам города, миграций, межкультурного взаимодействия, , преступности и т. д. С конца 1930-х гг. попытки создания всеохватывающей социологической теории предпринимаются (концепция социальной и культурной динамики) и (общая теория действия и социальной системы). Разрыв между общей теорией, с одной стороны, и разрозненными эмпирическими исследованиями – с другой, породил потребность в формировании «теорий среднего уровня» ().

В середине и во 2-й половине 20 в. получают развитие как макро-, так и микросоциологические исследовательские подходы. К первой группе относятся структурный функционализм, занимавший господствующее положение в социологии 1950–1970-х гг. и рассматривавший социальные явления с точки зрения их вклада в интеграцию социальных систем (Т. Парсонс, Р. К. Мертон, и др.); критические теории, сформировавшиеся в русле ( и др.); исследования и ; различные теории, интерпретирующие феномен «современности» () и процессы , в том числе сложившиеся в рамках (; , , и др.); (); теории (, , и др.), (, и др.), ( и др.).

Среди теорий, концентрирующихся на анализе микросоциальных явлений, – теории ; , изучающий формы и механизмы ; (, , ) и (), исследующая, как посредством различных интерпретаций участников на уровне повседневности создаётся и воссоздаётся социальный мир; драматургический подход и теория фреймов И. Гофмана; (, ). Сочетание макро- и микроуровней социологического анализа характерно, например, для (, ) и сетевого общества. Особое место в социологии занимают исследования социальных противоречий, конфликтов (, и др.), форм социальной дезорганизации и .

На рубеже 20–21 вв. активно обсуждаются творческое наследие , теория социальных полей, и различных форм капитала , системный подход , концепция , социология французских учёных Л. Болтански и Л. Тевено, неофункционализм и «культуральная социология» , (, М. Каллон, ), , анализ «рефлексивного модерна», и и , работы (концепция «текучей современности»), , и др. Широко дискутируются темы социального субъекта, , телесности и сексуальности, различных форм и социального расслоения (), , , и миграций, , , и социальной эксклюзии. Подвергается новому прочтению и актуализируется творчество классиков социологии – К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Г. Тарда, , П. А. Сорокина и др. Острой проблемой является сохраняющийся разрыв между макро- и микросоциологией, между абстрактными теориями и эмпирическими исследованиями. Широко обсуждается общественная роль социологии (проект «публичной социологии» М. Буравого, США, и др.).

Зарождение социологии в России относится к 1860– 1870-м гг., когда под влиянием Конта складывается «субъективная школа», или «этико-социологическое» направление (, , , ; иногда она обозначалась просто как «русская школа» в социологии). Становление и развитие социологии в России происходило также под влиянием различных аспектов концепций К. Маркса, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ж.-М. Гюйо и Э. Дюркгейма. Широкую известность в европейской и мировой социологии получили (автор первой в мире книги с названием «Социология», 1880), , Г. Н. Вырубов, , П. Ф. Лилиенфельд-Тоаль, Я. А. Новиков, , и др. Российские социологи, которые нередко находились в эмиграции, участвовали в издании европейских журналов и в руководстве Международного института социологии (основан в 1893). В 1901–1905 гг. в Париже действовала Русская высшая школа общественных наук.

После Октябрьской революции 1917 г. развитие социологии в России было постепенно прекращено или заторможено. Ряд российских социологов, получивших впоследствии международное признание, вынуждены эмигрировать (П. А. Сорокин, , и др.). В 1920-е – начале 1930-х гг. предпринимались отдельные попытки эмпирических исследований актуальных социальных проблем советского общества, а также построения систем социологических категорий на основе ( и др.). В 1960-е гг. в СССР началось постепенное возрождение научной социологии, возникают исследовательские центры и организации в различных городах страны. Несмотря на политико-идеологическое давление со стороны партийно-государственной бюрократии, в это время были осуществлены серьёзные исследования в таких областях как ,, печать, рабочее и внерабочее время, личность, история социологической мысли и т. д. В постсоветской России наблюдается развитие и распространение социологии, присутствующей в публичном пространстве, в изучении общественного мнения, в экономике, политике, социальных движениях и других сферах общественной жизни.

В структуре социологии, наряду с общим разделением на теоретическую и эмпирическую, фундаментальную и прикладную социологию, макро- и микросоциологию, выделяется целый ряд отдельных отраслей, исследующих различные сферы социальной жизни: , , , , ,, , , организаций, управления и т. д.

Международные социологические организации: (International Sociological Association, ISA), (Institut international de sociologie, IIS), Европейская социологическая ассоциация (European Sociological Association, ESA), Международная ассоциация франкоязычных социологов (Association internationale des sociologues de langue française, AISLF), Немецкое социологическое общество (Deutsche Gesellschaft für Soziologie, DGS), Всемирная ассоциация исследователей общественного мнения (World Association for Public Opinion Research).

Российские социологические сообщества: , Сообщество профессиональных социологов, Союз социологов России, Российская академия социальных наук, Российская социологическая ассоциация, Социологическое общество имени М. М. Ковалевского, Санкт-Петербургская ассоциация социологов.

Российские социологические журналы: «Социологические исследования» (СоцИс), «Социологический журнал», «Социология: методология, методы, математическое моделирование» («Социология: 4М»), «INTER: Интеракция. Интервью. Интерпретация», «Вестник Института социологии», «Социологическая наука и социальная практика», «Вестник общественного мнения», , , «Журнал социологии и социальной антропологии», «Журнал исследований социальной политики», «Телескоп», «Мир России: Социология. Этнология», , .

  • Российская социология
  • Социология 21 века
  • Зарубежная социология