Социология
Социоло́гия (от лат. societas – общество и ...логия), наука об общественных основах человеческого существования, о социальном поведении индивидов и различных формах совместной жизнедеятельности людей. К числу последних относятся общества, социальные группы, социальные системы, институты, организации, ассоциации, союзы, объединения, общины, отношения, связи, взаимодействия, социальные сети и т. д.
Слово «социология», встречающееся в одной из рукописей Э.-Ж. Сийеса (1780), впервые было использовано для обозначения социальной науки О. Контом (1839) вместо употреблявшихся до этого таких её наименований, как «социальная физика» и «социальная физиология», окончательно оно утвердилось благодаря Г. Спенсеру.
Социология уходит своими корнями в социокультурную традицию осмысления человеком взаимоотношений с другими и с социальной средой и в этом смысле изначально существует как элемент обыденного знания. Истоки социологии как специальной науки, несводимой к обыденному и другим формам знания, историки относят к различным эпохам начиная с античности; большинство из них, однако, полагает, что в качестве самостоятельной научной дисциплины социология зародилась в Европе во 2-й половине 19 в., когда произошли её институционализация и отделение от других наук, прежде всего от философии и психологии.
Помимо теоретических размышлений о социальной реальности, в 19 – начале 20 вв. государственными и филантропическими организациями, статистическими обществами, сторонниками реформистских либеральных и социалистическими движений, а также частными лицами проводились социологические по своему характеру эмпирические исследования. В них осуществлялся сбор и анализ информации об условиях жизни различных, преимущественно беднейших, слоёв населения: переписи, статистические обследования, в том числе жизни семей, их бюджетов и т. п. К числу первых социологов-эмпириков можно отнести Т. Мальтуса, Ч. Бута, А. Кетле, П. Ле Пле, Р. Вирхова, Э. Энгеля, В. В. Берви-Флеровского, французских статистиков и социальных гигиенистов Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А.-М. Герри и др. Ряд учёных (Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм, М. Вебер) стремились соединить теоретический и эмпирический уровни социологического исследования.
С самого своего возникновения социология, рассматривавшая себя в качестве «социальной физики» и «социальной физиологии», ориентировалась на естествознание как на эталон научности. Эта тенденция, проходящая через всю историю социологии (её придерживались, в частности, Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм и др.), обозначается как «естественно-научная», «натуралистическая», «позитивистская» и т. п. На рубеже 19–20 вв., после работ В. Дильтея и баденской школы неокантианства, в социологии и смежных с ней науках возникла другая методологическая позиция, которая характеризуется как «гуманистическая», «антинатуралистическая», «антипозитивистская» (понимающая социология, интерпретативная социология: М. Вебер, Ф. Знанецкий и др.). Она связана, в частности, с разделением в теории познания «наук о духе» («наук о культуре») и «наук о природе» и, соответственно, идиографического метода (индивидуализирующего) и номотетического метода (генерализирующего). В творчестве Конта и К. Маркса обе ориентации в трактовке социологии как естественно-научной и гуманитарной дисциплины сосуществовали и получили развёрнутое обоснование. Противоборство и взаимовлияние этих методологических линий сохраняются на протяжении всей истории социологии. Также традиционно важным для различных направлений и школ в социологии являлось решение вопроса об «онтологическом статусе» социальной реальности – обладают ли общество и образующие его структуры независимым, объективным существованием (социологический реализм) или являются лишь продуктом взаимодействия людей (методологический индивидуализм).
В центре внимания большинства западных социологов 19 в. находились человечество в целом, глобальные общества и большие социальные группы, в частности классы. Эти учёные опирались на представление об обществе как системе, рассматривая в качестве её прообразов механизм и/или биологический организм (органицизм; Г. Спенсер, немецкий и австрийский экономист и социолог А. Шеффле, Р. Вормс и др.). Ведущее место занимали идеи социальной эволюции и прогресса (различные версии этих идей были представлены О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером). В качестве определяющего социальную жизнь фактора могли рассматриваться экономический фактор, географическая среда (географическое направление в социологии; Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель и др.), инстинкты (У. Мак-Дугалл), психика индивидов, групп, масс или массовых сообществ (Л. Ф. Уорд, Г. Тард, американский психолог Дж. М. Болдуин, Г. Лебон и др.). Эти редукционистские трактовки социального развития, сводившие его к действию отдельных материальных или психологических факторов, подвергались критике с позиции признания автономии социальной реальности и социологизма – подхода, указывавшего на необходимость «объяснения социального социальным» (Э. Дюркгейм и др.).
На рубеже 19–20 вв. в социологии начинают утверждаться представления о вероятностном характере социальных закономерностей и многолинейности (вариативности траекторий) социальной эволюции, определяемой множеством факторов. Наблюдается также постепенный отказ от построения упрощённых моделей эволюции социальной системы и универсальных объяснений исторического возникновения отдельных социальных институтов; в то же время исследовательский интерес смещается к анализу функций последних. Предметом изучения становятся процессы индустриализации, секуляризации, урбанизации и рационализации социальной жизни, её ценностно-нормативные аспекты (Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт и др.), феномены власти, социальной иерархии и политического лидерства (теория элит; В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска), различные типы социальных и групповых образований, социальной солидарности, конфликта и т. д. Наряду с этим получает развитие формально-типологический подход, сторонники которого стремились к построению классификаций социальных отношений, обладающих вневременной значимостью (т. н. формальная социология; Ф. Тённис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, немецкий социолог А. Фиркандт). Всё большее внимание уделяется исследованию микросоциальных объектов – малых групп, социальных действий индивидов, межиндивидуального взаимодействия (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид и др.). Возникает социология знания, исследующая социальную обусловленность форм человеческого мышления (М. Шелер, К. Манхейм и др.).
К концу 19 в. социология стала влиятельной дисциплиной в США, где в это время создаются первые социологические факультеты, кафедры, учебники и журналы. Первые американские социологи (У. Самнер, Л. Ф. Уорд, А. В. Смолл, Ф. Г. Гиддингс и др.) испытали значительное влияние Г. Спенсера, взгляды которого в контексте традиции американского индивидуализма были истолкованы преимущественно в духе социального дарвинизма; в дальнейшем сказалось влияние других европейских социологов: Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Вокруг социологического факультета Чикагского университета сформировалась чикагская школа в социологии, представленная несколькими поколениями учёных (У. А. Томас, Р. Э. Парк, Э. У. Бёрджесс, Л. Вирт, У. Л. Уорнер, Г. Блумер, И. Гофман и др.). Её разнообразные эмпирические исследования в 1920– 1940-х гг. были посвящены социологическим проблемам города, миграций, межкультурного взаимодействия, маргинальности, преступности и т. д. С конца 1930-х гг. попытки создания всеохватывающей социологической теории предпринимаются П. А. Сорокиным (концепция социальной и культурной динамики) и Т. Парсонсом (общая теория действия и социальной системы). Разрыв между общей теорией, с одной стороны, и разрозненными эмпирическими исследованиями – с другой, породил потребность в формировании «теорий среднего уровня» (Р. К. Мертон).
В середине и во 2-й половине 20 в. получают развитие как макро-, так и микросоциологические исследовательские подходы. К первой группе относятся структурный функционализм, занимавший господствующее положение в социологии 1950–1970-х гг. и рассматривавший социальные явления с точки зрения их вклада в интеграцию социальных систем (Т. Парсонс, Р. К. Мертон, Э. Шилз и др.); критические теории, сформировавшиеся в русле неомарксизма (франкфуртская школа и др.); исследования массового общества и массовой культуры; различные теории, интерпретирующие феномен «современности» (модерн) и процессы модернизации, в том числе сложившиеся в рамках исторической социологии (неовеберианство; Ш. Н. Эйзенштадт, С. М. Липсет, Ч. Тилли и др.); мир-системный подход (И. Валлерстайн); теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Дж. К. Гэлбрейт и др.), постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.), информационного общества (М. Кастельс и др.).
Среди теорий, концентрирующихся на анализе микросоциальных явлений, – теории социального действия; символический интеракционизм, изучающий формы и механизмы социального взаимодействия; феноменологическая социология (А. Шюц, П. Л. Бергер, Т. Лукман) и этнометодология (Г. Гарфинкель), исследующая, как посредством различных интерпретаций участников на уровне повседневности создаётся и воссоздаётся социальный мир; драматургический подход и теория фреймов И. Гофмана; теории рационального выбора (Дж. С. Коулмен, Ю. Эльстер). Сочетание макро- и микроуровней социологического анализа характерно, например, для теорий социального обмена (Дж. К. Хоманс, П. М. Блау) и сетевого общества. Особое место в социологии занимают исследования социальных противоречий, конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), форм социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.
На рубеже 20–21 вв. активно обсуждаются творческое наследие М. Фуко, теория социальных полей, «габитуса» и различных форм капитала П. Бурдье, системный подход Н. Лумана, концепция общества потребления Ж. Бодрийяра, социология «градов» французских учёных Л. Болтански и Л. Тевено, неофункционализм и «культуральная социология» Дж. Александера, акторно-сетевая теория (Б. Латур, М. Каллон, Дж. Ло), концепция коммуникативного действия Ю. Хабермаса, анализ «рефлексивного модерна», глобализации и общества риска Э. Гидденса и У. Бека, работы З. Баумана (концепция «текучей современности»), Р. Коллинза, феминистские теории и др. Широко дискутируются темы социального субъекта, гендера, телесности и сексуальности, различных форм социального неравенства и социального расслоения (социальной стратификации), господства, легитимности, мобильности и миграций, идентичности, стигматизации, бедности и социальной эксклюзии. Подвергается новому прочтению и актуализируется творчество классиков социологии – К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Г. Тарда, М. Мосса, П. А. Сорокина и др. Острой проблемой является сохраняющийся разрыв между макро- и микросоциологией, между абстрактными теориями и эмпирическими исследованиями. Широко обсуждается общественная роль социологии (проект «публичной социологии» М. Буравого, США, и др.).
Зарождение социологии в России относится к 1860– 1870-м гг., когда под влиянием Конта складывается «субъективная школа», или «этико-социологическое» направление (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев; иногда она обозначалась просто как «русская школа» в социологии). Становление и развитие социологии в России происходило также под влиянием различных аспектов концепций К. Маркса, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ж.-М. Гюйо и Э. Дюркгейма. Широкую известность в европейской и мировой социологии получили Е. В. Де Роберти (автор первой в мире книги с названием «Социология», 1880), М. М. Ковалевский, Г. Н. Вырубов, Л. И. Мечников, П. Ф. Лилиенфельд-Тоаль, Я. А. Новиков, П. А. Кропоткин, Б. А. Кистяковский и др. Российские социологи, которые нередко находились в эмиграции, участвовали в издании европейских журналов и в руководстве Международного института социологии (основан в 1893). В 1901–1905 гг. в Париже действовала Русская высшая школа общественных наук.
После Октябрьской революции 1917 г. развитие социологии в России было постепенно прекращено или заторможено. Ряд российских социологов, получивших впоследствии международное признание, вынуждены эмигрировать (П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев и др.). В 1920-е – начале 1930-х гг. предпринимались отдельные попытки эмпирических исследований актуальных социальных проблем советского общества, а также построения систем социологических категорий на основе исторического материализма (Н. И. Бухарин и др.). В 1960-е гг. в СССР началось постепенное возрождение научной социологии, возникают исследовательские центры и организации в различных городах страны. Несмотря на политико-идеологическое давление со стороны партийно-государственной бюрократии, в это время были осуществлены серьёзные исследования в таких областях как социология труда, общественное мнение, печать, рабочее и внерабочее время, личность, история социологической мысли и т. д. В постсоветской России наблюдается развитие и распространение социологии, присутствующей в публичном пространстве, в изучении общественного мнения, в экономике, политике, социальных движениях и других сферах общественной жизни.
В структуре социологии, наряду с общим разделением на теоретическую и эмпирическую, фундаментальную и прикладную социологию, макро- и микросоциологию, выделяется целый ряд отдельных отраслей, исследующих различные сферы социальной жизни: экономическая социология, политическая социология, социология искусства, социология науки, социология религии, социология права, образования, семьи, организаций, управления и т. д.
Международные социологические организации: Международная социологическая ассоциация (International Sociological Association, ISA), Международный институт социологии (Institut international de sociologie, IIS), Европейская социологическая ассоциация (European Sociological Association, ESA), Международная ассоциация франкоязычных социологов (Association internationale des sociologues de langue française, AISLF), Немецкое социологическое общество (Deutsche Gesellschaft für Soziologie, DGS), Всемирная ассоциация исследователей общественного мнения (World Association for Public Opinion Research).
Российские социологические сообщества: Российское общество социологов, Сообщество профессиональных социологов, Союз социологов России, Российская академия социальных наук, Российская социологическая ассоциация, Социологическое общество имени М. М. Ковалевского, Санкт-Петербургская ассоциация социологов.
Российские социологические журналы: «Социологические исследования» (СоцИс), «Социологический журнал», «Социология: методология, методы, математическое моделирование» («Социология: 4М»), «INTER: Интеракция. Интервью. Интерпретация», «Вестник Института социологии», «Социологическая наука и социальная практика», «Вестник общественного мнения», «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», «Социологическое обозрение», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Журнал исследований социальной политики», «Телескоп», «Мир России: Социология. Этнология», «Экономическая социология», «Социология власти».