Секуляризация
Секуляриза́ция (новолат. saecularisatio, буквально – обмирщение, от ср.-век. лат. saecularis – мирской, светский, от лат. saeculum – век сей, столетие, земной мир), в самом общем смысле переход лиц и вещей из сакрального (церковного) состояния в мирское (профанное): 1) в каноническом праве Римско-католической церкви – выход из монашеского ордена (конгрегации) с освобождением от принятых ранее обетов и переход в разряд т. н. духовных лиц в миру (лат. clerici saeculares) либо возвращение в мирское состояние; 2) отторжение в пользу государства принадлежащих религиозным институтам земель и имуществ; в этом значении термин «секуляризация» использован в 1646 г. французским посланником Лонгвилем (Генрих II Орлеанский) на переговорах по подготовке Вестфальского мира 1648 г., в результате которого было узаконено осуществлённое ранее (до 1624) отторжение церковных земель в пользу Франции и её союзников; 3) отмена церковных привилегий, полномочий, льгот и преференций (в т. ч. судебных); 4) в широком смысле – процесс освобождения общества, культуры, личности от преобладающего влияния религиозных идей и институтов, их трансформация в современном мире.
Таким образом, термин «секуляризация», возникший первоначально в каноническом праве Римско-католической церкви, в дальнейшем стал использоваться более широко – для обозначения изменений христианского мира и сознания. Частичная секуляризация церковных земель была проведена уже Карлом Мартеллом в ходе его бенефициальной реформы. В 11–12 вв. в Европе образование, здравоохранение, судопроизводство переходят от духовных к светским властям. В эпоху Возрождения с присущими ей гуманизмом и антропоцентризмом культура становится всё более светской. В процессе Реформации происходит отход от принципов церковного универсализма и теократического государства, осуществляется масштабное разграничение функций государства и церкви в Западной Европе. Секуляризация монастырских земель, проведённая Генрихом VIII в Англии, сопровождалась закрытием монастырских школ и госпиталей, секуляризация церковного имущества была проведена также в ряде германских княжеств, в Ливонии, Швейцарии, Нидерландах. Появляется новый тип человека в результате религиозного санкционирования буржуазной предприимчивости; закладываются основы либеральной демократии. Огромное влияние на процессы секуляризации в Европе оказали события Французской революции 18 в., идеология которой была сформирована французским Просвещением с его резкой критикой религии (замена христианского культа «культом разума», а затем культом «Верховного существа» и др.). Изменения в политической структуре многих европейских стран в результате революций конца 18 – первой половины 19 вв. вызвали массовую секуляризацию церковного имущества, отмену многих церковных полномочий. Установление контроля светских властей над образовательными структурами, основание светских школ и университетов способствовали распространению секуляризации в сфере науки, культуры; в область светской юрисдикции отошли не только государственные, но и значительная часть гражданских отношений, сформировалась сугубо светская правовая модель.
В России в результате церковных реформ Петра I и Екатерины II (1764) была проведена масштабная секуляризация, в результате которой основная часть монастырских земель перешла к государству. Советская власть начиная с 1917 г. проводила последовательную политику секуляризации, приведшую к полному уничтожению прав собственности религиозных организаций и утрате ими статуса юридических лиц.
Проблемы секуляризации, трансформации религии и её положения в обществе в процессе урбанизации и модернизации стали центральной темой и предметом непрекращающейся дискуссии в западной социологии религии начиная с 1960-х гг. В «старой парадигме» секуляризации, долгое время занимавшей доминирующее положение в социологии [Т. Парсонс, П. Бергер, Р. Белла, Р. Фенн (США); Д. Мартин, Б. Уилсон (Великобритания); Т. Лукман, и др.], секуляризация рассматривалась как процесс «десакрализации» мира, как сдвиг от священного к «светскому» в сфере господствующих ценностей и преобладающих мотиваций (в т. ч. в самих религиозных сообществах), как следствие отделения религии как социального института от других социальных институтов (образования, семьи, политики, права, морали и т. д.), ведущего к сокращению функций религии и уменьшению её влияния в обществе: из некогда главного источника его легитимации религия становится частным делом человека. Представители возникшей в США «новой парадигмы» (поскольку религиозная история США не вписывалась в прежнюю теорию секуляризации) иначе оценивают перспективы религии в мире, свидетельствуя о её жизненности (С. Уорнер, Р. Старк, У. Бейнбридж, Л. Яннакконе, Р. Финке – теоретики «религиозной экономики» и «рационального выбора»). Они говорят не о гибели и упадке религии, а об её изменениях в условиях плюрализма и конкуренции, которые способствуют не уменьшению авторитета и влияния религии в обществе, а, напротив, оживлению религиозной сферы, т. к. религиозные организации в ходе конкурентной борьбы либо погибают, либо трансформируются, и на макроуровне это приводит к росту уровня религиозности. Секуляризация при этом рассматривается как часть непрерывного цикла, присутствующая в любом обществе наряду с инновацией и возрождением. В 1990-е гг. в качестве противовеса прежним идеям секуляризации появляются теории «деприватизации религии» (Х. Казанова, США, 1994), «десекуляризации религии» (Бергер, 1999), религии как «цепи коллективной памяти» и «церковности без веры» (Д. Эрвьё-Леже, Франция, 1994), «веры без церковности» (Г. Дейви, Великобритания, 2004), множественных секуляризаций (Х. Казанова, 2006) и др. Отмечаются как возвращение в публичное пространство традиционных религий, так и трансформация религии, её индивидуализация, рост «новой религиозности», появление «духовной революции» и т. п. (П. Хилас, Л. Вудхед, Великобритания, 2005).