Общественное мнение
Обще́ственное мне́ние, выражение устойчивого согласия в обществе или в отдельных группах населения относительно важных вопросов или событий текущей социально-политической жизни. Однозначного понимания природы общественного мнения в социальных науках нет, поскольку контекст «публичности» – пространства, в котором открыто высказываются мнения, претендующие на всеобщее внимание, – существенно менялся в обществах с разным государственно-политическим устройством. Основными социальными функциями общественного считаются:
Интеграция социального целого через внесение и поддержание авторитетных мнений, обеспечение тематики массовой коммуникации.
Социальный контроль, поскольку коллективные представления, которые получили статус «общественного мнения», обладают принудительной силой, или нормативной значимостью: пренебрежение или отклонение от «общепринятого» грозит нарушителям применением групповых или институциональных санкций как морального, так и правового характера; авторитетность «лидеров мнений» обусловлена тем, что они задают интерпретацию актуальных, а потому всегда проблемных, требующих определенности явлений с точки зрения фундаментальных ценностей социума.
Легитимация наличной системы господства и обеспечение массовой поддержки действующей власти исходя из принципов навязанного или организованного ценностного консенсуса. Как социальный институт общественное мнение возникает в ходе модернизации при переходе от традиционного, сословного и иерархического социума к современному массовому обществу, одновременно с формированием представительной демократии, свободных средств массовой коммуникации, открытой рыночной экономики и конкуренцией элит за внимание общества.
Эволюция понятия общественного мнения
Понятие общественного мнения возникает в середине 18 в. во Франции, в Англии и её Североамериканских колониях. Первоначально это выражение имело скорее негативный оттенок (как противопоставление мнения «обычного человека» взглядам и суждениям аристократа, ученого, просвещённого философа и так далее), но вскоре эта идея становится обоснованием права отдельного человека (не подданного, свободного бюргера, гражданина) на выражение собственного мнения об обстоятельствах, имеющих важное значение для всех или «многих». Дж. Локк выдвинул идею «закона мнений и репутаций», способного стать третьим источником права наряду с божественными заповедями и человеческими установлениями. Ко времени Французской революции 18 в. понятие общественного мнения уже непосредственно связано с программой эмансипации либеральной буржуазии и сторонников республики и используется как аргумент в дискуссиях об «общей воле», «голосе народа», «духе нового времени». В этом понятии соединяются как идеологические интересы господства образованного сословия, так и моральная сила, придающая власти ореол законности и справедливости, что делает его одним из центральных в языке политической философии 19 столетия. Свобода выражения общественного мнения рассматривается как ключевое препятствие для злоупотребления властью, а ее правовая фиксация и защита осознаются как необходимый элемент конституции государства, восполняющий ограниченность контроля над правительством и бюрократией со стороны суда и парламента.
Однако же осознание идеологического характера общественного мнения и практики навязывания правящими классами собственных взглядов посредством «господства через слова» породили целую литературу, посвящённую его критике. Начатое еще А. де Токвилем и Дж. С. Миллем обсуждение проблемы манипулирования мнениями социально слабых или зависимых групп, демагогического стирания различий между рационально обоснованным суждением образованных слоев, профессионалов и экспертов и неполным знанием, неинформированностью толпы с её быстро меняющимися настроениями было продолжено социологом Ф. Тённисом и американским публицистом У. Липпманом (1889–1974) вплоть до работ П. Бурдье и его сторонников.
Итогом этих дискуссий стало разведение нормативного подхода в изучении общественного мнения, ориентированного на теории демократии (как выражения общественного интереса, взглядов и запросов всего населения), и подхода эмпирических наук (социологии, социальной психологии, теории коммуникаций), занятых анализом содержания общественного мнения или его влияния на взаимоотношения в обществе. Если в первом случае «общественность» рассматривается как открытая солидарность, коллективное взаимодействие, ориентированное на коммуникацию с политическими структурами, то во втором «общественное» отождествляется с состояниями массового сознания, то есть характеристиками опрошенных, вменяемыми «всем людям», принадлежащим к описываемому коллективу или социуму. Объясняющим моментом здесь оказывается факт подчинения индивида «мнению» предполагаемого большинства (описанная немецким социологом Э. Ноэлль-Нойман «спираль молчания») или ориентация индивида на коллективные образцы действия и оценки. Как показал У. Липпман, общественное мнение может быть артикулировано лишь в виде массовых стереотипов, речевых клише или формул, которые воспроизводят коллективные символы, иллюзии, фобии, мифы, в скрытом виде опосредуемые периодической печатью, радио, позднее – телевидением. Общественное мнение не сводится к сумме индивидуальных мнений, полученных в ходе массовых опросов, иначе говоря – мнению статистического «большинства» – среднему распределению ответов опрошенных в социологических исследованиях населения. Ключевыми проблемами эмпирических исследований общественно мнения становятся вопросы: кто выражает «общее мнение», какой социальный (групповой, институциональный) авторитет стоит за ним, какими институциональными и риторическими средствами артикулируются эти представления, как они распространяются в обществе, кто играет роль фильтров или механизмов селекции мнений.
Особое значение общественное мнение приобретает в ситуациях кризиса и радикальных изменений. В периоды резкой трансформации социальной структуры оно может указывать векторы и направления перемен или, наоборот, играть консервативную роль блокирующего реформы фактора. Именно в эти моменты встают политические и научные проблемы верификации общественного мнения. Напротив, стабильные периоды характеризуются стремлением властей к управлению общественным мнением, возникает спрос на политические технологии управления массовым сознанием. В тоталитарных режимах вопрос об общественном мнении не поднимается вообще, поскольку и легитимация, и социальный контроль осуществляются средствами жесткого принуждения, тотальной идеологической доктринизацией населения.
Исследования общественного мнения
Первые «зондажи» общественного мнения относится к началу 19 в. в США, однако признание их важности и эффективности пришло лишь в середине 1930-х гг. после того, как Дж. Гэллап применил для электоральных прогнозов президентских выборов технологии национальных опросов, опирающиеся на статистические выборочные методы репрезентации основных слоев и групп населения, опробованные в рекламном бизнесе и изучении потребительского рынка. Исследования общественного мнения в США исходили из того, что подобные опросы могут стать аналогом прямой демократии, существовавшей на начальных фазах городского самоуправления, и компенсировать пассивность населения в обществе, слишком большого и гетерогенного в этническом и имущественном планах, чтобы решать свои проблемы коллективно и быстро. Опросы населения, которые первоначально мыслились как периодические, выборочные референдумы, определяющие реакции населения на обсуждаемые вопросы дня, казалось, могли бы решить множество технических затруднений, возникавших при проведении настоящих референдумов (большие финансовые и организационные затраты, растянутость процедуры во времени и так далее). Инициаторами и заказчиками подобных опросов были печать и радиокомпании – институты, претендовавшие на репрезентацию общественных интересов. Для поддержки исследований было существенным понимание того, что измерение социальных установок и мнений нужно в первую очередь самому обществу, а не политикам или бюрократии.
Новации Гэллапа в технологиях зондажей общественного мнения заключались в использовании интервью респондентов по месту жительства (а не почтовых опросов), отбираемых в соответствии со статистическими правилами построения репрезентативных выборок населения, в налаживании системы постоянного сбора, контроля и анализа полученных данных, а также в организации распространения результатов опросов. С течением времени ценность полученных данных лишь возрастает, поскольку накопление данных опросов, проведённых по одной и той же методике, делает возможным строить динамические ряды распределения мнений и таким образом выявлять долговременные тренды массовых установок, фиксировать поколенческие изменения населения в целом или отдельных социальных групп. Эти принципы определяют работу всех центров изучения общественного мнения в мире.
После окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. в США и Европе началась быстрая институционализация исследований, заказчиками опросов становятся также и государственные структуры. Помимо Института Гэллапа были основаны, например, американские центры Л. Харриса, А. Х. Кантрила, в ФРГ возник авторитетный Институт демоскопии в Алленсбахе, во Франции был создан Французский институт изучения общественного мнения и рынка, аналогичные опросные службы вскоре появились в Италии, Польше и других странах. Помимо этого, стали издаваться специализированные журналы, посвященные теории и практике изучения общественного мнения, основаны национальные и международные ассоциации исследователей общественного мнения.
Тематика опросов непрерывно расширялась, включая в себя не только политические, но и любые другие вопросы, волновавшие публику или правительства, руководства политических партий или СМИ (например, этнические, религиозные либо экономические проблемы, отношения между поколениями, образы других стран). Сегодня изучение общественного мнения предполагает не только фиксацию массовых настроений, но и выявление связей между мнениями различных групп с символическими и ценностно-нормативными структурами социального целого, а также учет коммуникативного характера общественного мнения, то есть воздействий на коллективные представления и поведение со стороны СМИ и лидеров мнений, которые опосредуют и интерпретируют поток поступающей информации.
С появлением Интернета механизмы формирования общественного мнения не изменились сущностно, но резко расширилась сфера публичных коммуникаций, сделав доступным для пользователей гораздо большее число источников информации, включая сайты печатных или аудиовизуальных СМИ, а также облегчив межличностный обмен полученными сведениями и их интерпретациями. Следствием этого стали рост интенсивности и скорости информационных процессов, с одной стороны, ослабление цензуры и контроля над содержанием информационных потоков в зонах распространения сети – с другой. Интернет стал не альтернативой, а дополнением СМИ как системы межгрупповых коммуникаций. Как и всякое техническое средство, он не порождает смыслов и авторитетов, а лишь проявляет уже существующие смысловые основания общественных отношений. Поэтому глобальная сеть сохраняет базовую структуру массовых коммуникаций, ее двухступенчатый характер: авторитетный коммуникатор (групповые лидеры мнений, производящие селекцию и оценку информационного потока) – реципиент. При этом он увеличивает доступность авторитетных мнений и каналов их распространения, ослабляя зависимость реципиента от информационного монополизма и языка доминирования властвующих групп.
Изучение общественного мнения в России
Первые попытки систематического изучения общественного мнения в СССР были предприняты российским социологом Б. А. Грушиным (1929–2007), который в 1960 г. создал, вначале при «Комсомольской правде», Институт изучения общественного мнения, а затем, в 1968 г. в рамках Института конкретных социальных исследований АН СССР – Центр изучения общественного мнения. Однако неизбежные конфликты с партийным руководством стали причиной ликвидации обоих проектов. Уже во время перестройки в 1987 г. усилиями Т. И. Заславской и Грушина был создан Всесоюзный (после 1991 – Всероссийский) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ориентированный на гэллаповскую модель и проведение общенациональных социальных опросов в «потоковом» режиме. Соединив научные задачи описания переходного общества и опросные методы получения информации, ВЦИОМ открыл новую эпоху социологических исследований в стране, став образцом для всех последующих организаций изучения общественного мнения. Сегодня в России действует три крупные исследовательские организации, систематически проводящие регулярные социологические опросы – это фонд «Общественное мнение», Аналитический центр Юрия Левады (признан иноагентом), ВЦИОМ, – а также несколько десятков частных и государственных, общероссийских и региональных организаций. Результаты этих исследований представляются в периодических изданиях и академических монографиях.