Социология науки
Социоло́гия нау́ки, область социологии, изучающая взаимовлияние науки и общества, а также создание и воспроизводство научного знания в различных институциональных, организационных и культурных контекстах.
Исторически социология науки связана с предшествующей ей социологией знания, из которой она заимствовала содержащуюся в работах М. Шелера и К. Манхейма 1920–1930-х гг. идею внешней обусловленности знания, т. е. его зависимости от социального интереса. Хронологически в развитии социологии науки выделяют два периода – классический и социологии научного знания. Для первого периода социологии науки (1940–1970-е гг.), связанного с именем её основоположника, Р. К. Мертона, характерно изучение различных внешних социальных контекстов поведения учёных и закономерностей института науки. В работах Мертона была показана связь институционализации науки с развитием технических процедур подтверждения эмпирических свидетельств, делающих знание надёжным, адекватным и универсальным. Мертон также ввёл понятие этоса науки – «аффективно окрашенного комплекса ценностей и норм», обязательного для учёного (Мертон. 2006. С. 769), и отметил важность признания достижений учёного со стороны его коллег – референтной группы.
В целом в классический период социологии науки были сформулированы основные принципы анализа института науки, академической профессии (в работах Х. Цукерман, С. и Дж. Коула, США), взаимодействия науки и других институтов (Дж. Бен-Дэвид, Израиль, Дж. Равец, Великобритания). Ряд исследований 1950-1960-х гг. посвящён наукометрии – оценке научной продуктивности и динамики научного производства. В это время были созданы индексы цитирования, позволявшие анализировать как количественные показатели роста знания (например, Д. Дж. де Солла-Прайс, Великобритания), так и оценивать репутацию и авторитет учёного.
Существенная трансформация социологии науки произошла с середины 1970-х гг. под влиянием работ в области методологии науки (книга Т. Куна «Структура научных революций», 1962), социальной истории науки (П. Форман, США, 1971) и интерпретативной социальной теории (П. Уинч, Великобритания, 1958). Это направление стали называть социологией научного знания. Его представители (Д. Блур, Г. Коллинз в Великобритании, К. Кнорр-Цетина в Германии, Б. Латур во Франции) в духе конструктивизма считали объективность научного знания социальным феноменом, контекстуально зависимым от условий его принятия научным сообществом. Методом таких исследований стало включённое наблюдение, интервью и анализ текстов и разговоров, которые социологи отслеживают внутри научных лабораторий.
С конца 1970-х до начала 1990-х гг. внутри этого направления оформилось несколько ветвей: эмпирическое изучение научного дискурса с акцентом на роли языка при установлении согласия между учёными (М. Малкей); «сильная программа социологии знания» (Д. Блур, Б. Барнс, Д. Маккензи, Э. Пикеринг), начатая в Эдинбургском университете и ставившая своей задачей анализ влияния социальных и культурных факторов на внутреннюю логику развития научного знания; «лабораторные исследования» (С. Вулгар, Б. Латур, К. Кнорр-Цетина) – микроанализ коммуникации внутри локальной научной группы или организации, приводящей к изготовлению нового знания; исследования роли научных споров, борьбы и конфликтов в развитии научного знания (Г. Коллинз, Т. Пинч). С середины 1980-х гг. стала популярной акторно-сетевая теория (Б. Латур, М. Каллон), в которой осмысляется роль материальных объектов – природы и машин, – при создании научного факта. В конце 20 в. в качестве отдельных направлений социологии науки выделились исследование общественного восприятия науки (Ж. Дюран и др.), анализ социального конструирования техники и технологий (Г. Коллинз, Т. Пинч), изучение экспертного знания (Г. Коллинз).