Конт Огюст
Конт Огю́ст, Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (Isidore Marie Auguste François Xavier Comte) (19.1.1798, Монпелье – 5.9.1857, Париж), французский социальный мыслитель, философ и методолог науки, родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной научной дисциплины (само слово «социология» как специальный термин – для наименования определённой исследовательской области – впервые стал использовать именно Конт). Учился в Политехнической школе в Париже (1814–1816), из которой был исключён за участие в студенческих волнениях. В 1817–1824 гг. – личный секретарь К.-А. Сен-Симона.
Конт успешно синтезировал в своём творчестве ряд разрозненных идей, характерных для новоевропейских социальных доктрин, ориентируясь одновременно на успехи и методологические стандарты естествознания. В качестве конкретных интеллектуальных источников теории Конта выступали, среди прочего, воззрения некоторых представителей французской просветительской традиции – прежде всего Ш. Л. Монтескьё, А. Р. Ж. Тюрго и Н. де Кондорсе. У Монтескьё Конт заимствовал базовый концепт детерминизма, распространяемый не только на область природных явлений, но и на сферу общественной жизни; у Тюрго и Кондорсе – основные положения историософии прогресса. Огромное влияние на формирование взглядов Конта оказал К.-А. Сен-Симон. К Сен-Симону восходят, например, контовский «социальный физицизм» и апологетизация позитивной науки как средства познания и преобразования мира (см. статьи Натурализм, Сциентизм).
Хотя позитивизм рассматривался самим его создателем как целостное мировоззрение, в его структуре выделялись два принципиально несходных фрагмента. Первоначально Конт акцентировал внимание на «объективной», научно-методологической стороне своего учения. Впоследствии же на передний план в его творчестве выходят «субъективные мотивы», а позитивизм приобретает черты социально-утопической доктрины. Обозначенные аспекты теории позитивизма представлены неравномерно в основных произведениях Конта: доминирование первого обнаруживается в «Курсе позитивной философии» («Cours de philosophie positive», vol. 1–6, 1830 –1842; рус. пер. «Курс положительной философии», т. 1–2, 1899–1900), доминирование второго – в «Системе позитивной политики» («Système de politique positive…», vol. 1–4, 1851–1854).
Смысловым ядром теории Конта является «закон трёх стадий» умственного развития. Названный закон описывает одновременно интеллектуальную и социальную эволюцию. Прогресс разума рассматривается при этом как основной источник и фактор общественных изменений. Конт выделяет три фазы интеллектуальной истории человечества: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическое мышление разной степени сложности (фетишизм, политеизм, монотеизм) усматривает в окружающем мире действие «одушевлённых» сверхъестественных сил. На метафизической стадии место богов, божеств и «духов» теологической эпохи занимают абстракции умозрительных философских систем. Наконец, в позитивном состоянии «человеческий дух познаёт невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т. е. их неизменных отношений последовательности и подобия» (Конт. 1996. С. 95).
На позитивной стадии авторитетное право и компетенция суждения о реальности переходят к науке. В отличие от теологии и метафизики, наука не ищет ответов на «неразрешимые вопросы» (о трансцендентных сущностях, смысле бытия, «первоначалах», «природе вещей»). Она ограничивается изучением эмпирических фактов и их устойчивых комбинаций. Задачей позитивного мышления, по Конту, становится формулировка научных законов как теоретических описаний регулярных, повторяющихся связей и отношений между отдельными явлениями, наблюдаемыми исследователем. При этом научное исследование должно вдохновляться не чистой страстью к познанию истины, но стремлением использовать его результаты в практических целях («знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать»).
«Позитивная философия» состоит из корпуса наук, изучающих разные области фактов и находящихся в отношениях иерархической взаимозависимости. Конт выделяет шесть основных наук – математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Все перечисленные дисциплины являются теоретическими, т. е. законоустанавливающими, и отличаются от наук вспомогательных и описательных. Они упоминаются Контом в строгом порядке возрастания конкретности и сложности изучаемых ими предметов. Каждая «последующая» наука в данной классификации надстраивается над всеми «предшествующими», опирается на них и полученные ими знания, но не сводится к ним. Законы каждой вышестоящей сферы не противоречат законам нижестоящих, но образуют новую, обладающую специфическими качествами область исследования. Большинство наук, констатирует Конт, уже находятся на позитивной стадии развития. В социально-гуманитарном знании, напротив, всё ещё сильны позиции теологического и метафизического стилей теоретизирования. Социология, по замыслу Конта, призвана вытеснить старые модели мышления из области обществоведения и утвердить собственный методологический статус как строгой и объективной научной дисциплины.
Социология определяется Контом предельно широко – как наука о «Человечестве», или «порядке и прогрессе». В ранних работах для наименования новой науки об обществе Конт использовал термин «социальная физика», указывая тем самым на «универсальную» значимость естественно-научной методологии. Структура социологического знания также описывается Контом при помощи «физицистских» аналогий. Основными разделами социологии являются социальная статика (изучающая структуру общества, условия и механизмы воспроизводства социального порядка) и социальная динамика (выявляющая закономерности и тенденции общественного развития).
Однако притязания контовского позитивизма не ограничивались задачами интеллектуального реформирования науки и философии. В поздних произведениях Конт разрабатывает собственную социально-утопическую программу, содержание которой было оценено критически многими его современниками. Наука в теории Конта выступает в качестве основного средства преобразования природного и социального универсума. Практическое предназначение науки определяет и её статус в индустриальном обществе. Она также берёт на себя функции религии, становится новой «властительницей умов», а учёные-позитивисты занимают положение духовенства. Над позитивной социологией надстраивается позитивная этика, призванная формулировать цели и ценности общественной жизни. «Субъективный» метод ставится выше «объективного» метода, провозглашается примат истин сердца над истинами разума. Императивом позитивистской морали становится альтруизм (термин введён Контом), «жизнь для других». Призванием человека, по Конту, должно стать служение «Человечеству», «Великому Существу», которое превращается в объект поклонения новой религии.
Воззрения позднего Конта раскололи позитивистское движение. Лишь немногие последователи Конта приняли его учение целиком. Их деятельность привела к организации позитивистских обществ и «Позитивистской церкви» в некоторых западноевропейских и латиноамериканских странах (во Франции, Великобритании, Бразилии, Чили). Лозунг Конта «Порядок и Прогресс» включён в графическую композицию бразильского национального флага.
Концепция раннего и зрелого Конта образовала первичную версию позитивизма как влиятельного направления в методологии социальных и гуманитарных наук. В Великобритании идеи Конта развивали Дж. Милль и Г. Спенсер, во Франции – Э. Литтре, а впоследствии Э. Дюркгейм. Позитивизм стал доминирующим методологическим проектом в западной социологии 2-й половины 19 – начала 20 вв. К творческому наследию Конта обращались многие российские учёные, мыслители и публицисты (П. Л. Лавров, В. В. Лесевич, Е. В. де Роберти, М. М. Ковалевский, Вл. С. Соловьёв, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин и др.). Как собственно философское учение контовский позитивизм вписывался в (восходящую к Д. Юму) «антиметафизическую» традицию, постоянно расширявшуюся и усиливавшую своё влияние на протяжении 19–20 столетий.