Лавров Пётр Лаврович
Лавро́в Пётр Лавро́вич (псевдонимы – Миртов, Кедров, Стоик и другие, всего более 60) [2(14).6.1823, село Мелехово Великолукского уезда Псковской губернии, ныне деревня Мелехово, Новосокольнического района Псковской области – 6.2.1900, Париж], российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества, полковник (1858). Дворянин. Отец – Лавр Степанович Лавров [4(15).1.1772–2(14).11.1852], полковник артиллерии в отставке, участник Отечественной войны 1812 г., друг А. А. Аракчеева. Мать – Елизавета Карловна, урождённая Гандвиг (ум. 1870). Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842). Ученик М. В. Остроградского.
Молодые годы
После окончания училища был оставлен в нём для продолжения занятий в офицерских классах. Преподавал математику там же (1844–1866), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855–1866; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 г. публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики. После смерти отца и старшего брата наследовал имение Мелехово, что улучшило материальное положение его семьи.
В юности познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К.-А. Сен-Симона, П.-Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера.
В 1841 г. опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в т. ч. «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, кн. 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!...», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.
Общественная и политическая деятельность
В конце 1850-х – начале 1860-х гг. активно участвовал в общественной жизни: в 1861 г. избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ графа Е. В. Путятина.
Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой – цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий» (Лавров. 1965. Т. 1. С. 623). Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность – изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 г. сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х гг., хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.
Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).
Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1–5, 1861–1863). С 1863 г. фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии).
Арест и ссылка
Был арестован в апреле 1866 г., после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, обвинялся в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением» (Михайлов. 1970. С. 308). В январе 1867 г. сослан в Вологодскую губернию.
В ссылке написал одно из своих главных произведений – «Исторические письма» (опубликованы в 1868–1869 в газете «Неделя», отдельное издание – 1870; 5-е легальное издание – 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют бо́льшую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде – больше, чем повторяющееся. Считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила – «критически мыслящая личность» (Лавров. 1965. Т. 2. С. 87), способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова – идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей освобождённостью от физического труда во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (Лавров. 1965. Т. 2. С. 86) (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».
Эмиграция
В 1870 г. с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, пересёк по поддельным документам границу, в итоге оказался во Франции. Вступил в одну из секций Первого Интернационала, был свидетелем Французской революции 1870 г., а также Парижской коммуны 1871 г. (обобщил её опыт в книге «Парижская коммуна. 18 марта 1871 года», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873–1877) и газету с тем же названием (1875–1876). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского» (Лавров. 1934. Т. 2. С. 24), о «равноправности личности против монополии» (Лавров. 1934. Т. 2. С. 25). Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача – «облегчить и ускорить неизбежный переворот» (Лавров. 1934. Т. 2. С. 35) и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, доказывал, что революционное насилие возможно до определённого минимума, что без тщательной предварительной подготовки заговор или стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, т. к. оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества – крестьянскую общину и мирское самоуправление.
Публикации в России
Под псевдонимами продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и другое, но главной темой его теоретических изысканий по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание». 1872. № 2), «Очерки систематического знания» («Знание». 1873. № 6), книги «Опыт истории мысли» (Т. 1. вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (Т. 1. Ч. 1–2, 1888–1894), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; посмертно, под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).
Политические взгляды
На рубеже 1870–1880-х гг. политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 г. он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х гг. пришёл к выводу о необходимости первоочерёдного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х гг. сблизился с «Народной волей». В 1881 г. участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста "Народной воли"». Один из редакторов «Вестника "Народной воли"» (1883–1886). Разделяя социалистические цели «Народной воли», отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.
Полемизировал с российским марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.
В последние годы жизни
В 1889 г. представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Второму Интернационалу. В 1892–1896 гг. участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873–1878 гг.» (вып. 1–2 и 3–4, Женева, 1895–1896; в России с цензурными изъятиями опубликовал в 1907, полностью – в 1925) – один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 в. предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь "Народной воли"», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.
Был женат (с 1847) на Антонине Христиановне, урождённой Капгер [15(27).11.1823–26.11(8.12).1865].
Похороны Лаврова на парижском кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты из многих стран.