Идиографический метод
Идиографи́ческий ме́тод (от идио... и ...графия) (индивидуализирующий метод), комплекс мыслительных приёмов и средств, используемых в методологии социально-гуманитарного познания. Понятие ввели представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Идиографический метод рассматривался как логическая альтернатива номотетическому методу. С помощью номотетического («предписывающего законы») или генерализирующего («обобщающего») метода описываются общие, регулярные и повторяющиеся связи между явлениями. Он широко используется в естественных и некоторых гуманитарных (психология, социология, экономика) науках. Выдвинутый баденской школой идиографический метод предполагает рассматривать любой объект как нечто уникальное, неповторимое, а не как «экземпляр», «типичный случай, подтверждающий некое общее правило». По мнению Виндельбанда и Риккерта, идиографический метод столь же научен, как и номотетический метод; ему может быть дано строгое логическое обоснование. И тот и другой равно пригодны для исследования любых явлений (как природных, так и относящихся к культуре). Но наибольшее распространение идиографический метод получил в исторических науках о культуре (образцом его применения считались исследования школы Л. фон Ранке, отказавшегося от гегелевского понимания истории, которое ставило во главу угла «всеобщее»). Эти науки анализируют индивидуальные конфигурации событий прошлого, используя процедуру «отнесения к ценности», отличаемую от субъективной оценки. В современном гуманитарном знании принципы идиографического метода получили развитие в методологии различных дисциплин: биографический метод (история, психология, литературоведение), качественные методы (социология), изучение кросскультурных различий (этнография, культурология) и т. д.