Кастельс Мануэль
Касте́льс Мануэ́ль (Manuel Castells) (род. 9.2.1942, Эльин, Испания), испанский социолог. В 1958–1962 гг. учился в Барселонском университете. Участвовал в антифранкистском движении; в 1962 г. эмигрировал во Францию. В 1964 г. окончил факультет права и экономики в Сорбонне; ученик А. Турена. В 1967–1968 гг. преподавал социологию в университете Париж X в Нантере, откуда был исключён из-за участия в студенческих протестах, затем в парижской Высшей школе социальных наук. В 1979–1998 гг. – профессор Калифорнийского университета (Беркли), в 1988–1993 гг. – директор Института социологии новых технологий при Автономном университете в Мадриде; с 2001 г. – профессор Открытого университета (Барселона), с 2003 г. – профессор в Анненбергской школе коммуникаций Южно-Калифорнийского университета. Читал лекции в университетах 39 стран мира, в том числе Московском и Новосибирском университетах, в Высшей школе экономики (Москва).
Консультировал правительства ряда государств и международные организации, в том числе правительство России в 1992 г. в составе международной группы экспертов. Рекомендации этой группы, согласно которым государство должно было сохранять контроль над процессами приватизации, чтобы предотвратить передел крупной собственности до того, как будет создан класс мелких и средних собственников, не были востребованы российским государством.
В книгах «Городской вопрос» (La Question urbaine, 1972) и «Город и его обыватели» (The City and the Grassroots, 1983) разрабатывал теорию развития города. В работе «Информациональный город» (The Informational City, 1989) ввёл понятие «пространство потоков» – информационных, технологических, финансовых и т. д., благодаря которым происходит глобализация экономических и социальных процессов.
В фундаментальном труде «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (Information Age: Economy, Society and Culture, vols. 1–3, 1996–1998) анализируется характер новой, универсальной социальной структуры – сетевого общества, вызванного к жизни появлением нового способа развития – информационализма, который возник в конце 20 в. в результате перестройки капиталистической системы и основу которого составляет интегрированная система гибких, постоянно обновляющихся информационных и коммуникационных технологий. В отличие от индустриализма, главным источником производительности становится теперь технология производства знания, обработки информации и её эффективного применения и развития («воздействие знания на само знание»). Складывающаяся начиная с 1980-х гг. глобальная «информациональная» экономика способна функционировать как единое целое в реальном времени в масштабах всей планеты. Решающим для развития стран и континентов в рамках мировой экономики оказывается обладание информационными технологиями – в частности, интернетом. Страны и регионы, не имеющие доступа к этим технологиям или не осваивающие их, оказываются под угрозой исключения из мирового разделения труда, образуя, по выражению Кастельса, «четвёртый мир».
Отмечая, что дерегуляция рынка и приватизация не являются развивающим механизмом, Кастельс придаёт важнейшее значение таким стратегиям позитивных изменений, как технологическая и образовательная политика. На многочисленных примерах от США до Китая и Индии он показывает, что во всём мире государство было инициатором и главным двигателем информационно-технологической революции, содействовавшим развитию рынков и финансировавшим макроисследовательские программы. В то же время децентрализованные инновации стимулировались культурой технологической активности и примерами быстрого личного успеха. Конфликты, возникающие из-за увеличивающейся дистанции между глобализацией с характерным для неё абстрактным инструментализмом сетевых информационных потоков и исторически сложившейся «коллективной идентичностью» конкретных субъектов, приводят к появлению оппозиционных социальных движений – экологического, феминистского и др.