Власть
Власть, отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим. Может выступать необходимым условием осуществления совместной деятельности. Появляется вместе с возникновением человека и существует во всех устойчивых формах отношений между людьми (в семье, школе, на работе и т. д.). Некоторые исследователи (Б. Рассел, К. Гибсон, Э. Голдмен) в пространство власти включают мир животных (власть вожака стаи) и неодушевлённые предметы (власть стихии).
Власть предполагает наличие двух сторон – субъекта и объекта, которыми могут быть отдельные лица, группы и организации. На практике люди редко бывают только субъектами или объектами власти: один и тот же человек может быть одновременно объектом чьей-то власти и иметь власть над другими людьми.
Власть отражает определённый потенциал, располагаемый субъектом, для воздействия на состояние, сознание и поведение объекта. Тем самым субъект может обладать властью над объектом, не осуществляя её (например, предпочесть отложить реализацию своих намерений, считая, что желаемый результат будет достигнут и без его вмешательства). Если же попытки субъекта навязать волю объекту терпят неудачу, то это обычно свидетельствует об отсутствии власти.
Основные традиции в объяснении власти
Феномен власти был объектом исследования с глубокой древности. Так, античные мыслители (Платон, Аристотель) анализировали конкретные формы политического правления и основания власти в государстве; для Аврелия Августина и других философов-теологов Средневековья центральной темой было соотношение власти божественной и земной; Н. Макиавелли интересовали механизмы и ресурсы власти, которыми должен обладать эффективный правитель; в Новое время разрабатывались основы формирования государственной власти и принципы взаимоотношений между её ветвями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё).
В научном дискурсе 20 в. преобладали две традиции концептуального анализа власти: «власть над» (Г. Д. Лассуэлл, П. Блау, Р. Даль и др.) и «власть для» (Т. Парсонс, Х. Арендт, Ю. Хабермас и др.). Первая традиция, идущая от Т. Гоббса и М. Вебера, определяет власть как конфликтное асимметричное отношение между людьми, в котором одни имеют возможность реализовать свои интересы за счёт других; вторая – трактует власть как коллективный ресурс (принадлежит не отдельным индивидам и группам, а социальным общностям и обществу в целом), позволяющий достичь какого-то общественного блага.
В 21 в. исследователи (П. Пансарди, Г. Гёлер и др.) рассматривают «власть над» и «власть для» не как разные понятия, а как два взаимосвязанных аспекта единого понятия социальной власти. В научном дискурсе преобладает осмысление власти как многомерного явления, имеющего различные модусы существования (т. н. лица).
Ресурсы власти
Власть возникает в силу обладания (распоряжения) субъектом различными ресурсами – вещами, правами, нормами, идеями, с помощью которых он может навязать свою волю объекту. Принудительные ресурсы (оружие, физическая сила, административные меры) используются для непосредственного физического воздействия на объект или создания угрозы объекту в случае неповиновения команде субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, недвижимость, возможность продвижения по службе и т. п.) обеспечивают компенсацию за повиновение, нейтрализуют нежелание объекта подчиниться субъекту. Знание (образование, информация, интеллект) позволяет субъекту осуществлять власть в форме убеждения, манипуляции и авторитета. Нормативные ресурсы (статус, права, полномочия, служебные привилегии, традиции) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе. Особую группу ресурсов власти составляют коллективные ресурсы (численность группы, солидарность, организованность, обладание группой монополией на определённые профессии и специфические знания), которыми могут обладать только группы людей.
Не все ресурсы, которыми обладает субъект, являются ресурсами власти. Некоторые средства, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного воздействия на других. Например, деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; полномочия часто не воспринимаются лицами, не привыкшими к соблюдению правовых норм. При этом ресурсы воздействуют на объект только в определённых условиях: оружие не может стать средством власти, если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля, другие природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если они необщедоступны. Обязательным условием возникновения властного отношения является умение субъекта мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Поэтому не всегда обладание большим потенциалом власти даёт необходимый результат. Во многих ситуациях небольшие, но хорошо организованные (мобилизованные) группы оказываются более эффективными по сравнению с большими коллективами, ресурсы которых трудно мобилизовать: мафия, террористические организации, религиозные секты могут навязывать свою волю большим группам людей. Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения властного отношения, т. е. изменения поведения или сознания объекта в нужном субъекту направлении, поскольку власть зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления.
Формы власти
Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы – в виде силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции, авторитета. Власть в форме силы означает способность субъекта оказать целенаправленное воздействие на тело или психику объекта (с помощью оружия, физической силы и т. п.) или ограничить его действия (заключение под стражу). Принуждение опирается на угрозу применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения (угроза смерти, ареста, лишения прав, понижения в должности). Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован (карьерный рост, повышение заработной платы, приобретение известности). Убеждение построено на системе аргументов, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Манипуляция представляет собой скрытое влияние на объект; она осуществляется либо через коммуникацию, в процессе которой субъект делает замаскированные предложения (обычно через подачу выборочной информации), либо путём воздействия на окружение объекта (манипулирование поведением с помощью корректировки служебных инструкций, системы начисления заработной платы, изменения цен). Источником власти в форме авторитета выступают определённые характеристики субъекта – персональные качества (знания, профессионализм, моральные принципы), его правовой статус (должность, права, привилегии), а также традиции, дающие субъекту неформальное право командовать объектом (отношения в семье).
Власть также различается по специфике субъекта и объекта (власть индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная), по сфере проявления (власть экономическая, политическая, идеологическая, в семье, в организациях и т. п.), по наличию или отсутствию у субъекта формальных (правовых) полномочий командовать объектом (власть формальная и неформальная), по признанию или непризнанию объектом власти субъекта (власть легитимная и нелегитимная).
В современных концепциях власти (М. Хаугаард, Г. Гёлер и др.) имеет место расширение объёма понятия путём включения тех социальных практик, которые ранее не считались властью. Соответственно, расширяется и спектр форм власти. Власть обнаруживается в разного рода преимуществах, заложенных в социальных структурах, общественных нормах, традициях, идеологиях, дискурсах, дисциплинарных практиках, т. е. фактически во всех формах социальных отношений.
Власть политическая и государственная
Политическая власть возникает вместе с появлением специальных институтов, призванных осуществлять управление обществом, координировать совместную деятельность людей. В ранних (догосударственных) обществах значительная часть функций социального управления выполнялась самими семейно-родовыми коллективами. В то время ещё не было чёткого разделения на властвующих и подвластных; старейшины и вожди не стояли над рядовыми общинниками, а скорее являлись исполнителями общественных обязанностей. В отличие от догосударственных институтов власти государство как субъект власти представляет собой обособленную от общества организацию, обладающую правом на управление обществом и распределение благ, а также соответствующими ресурсами. Субъектами государственной власти являются государственные органы (правительство, парламент, суды, силовые структуры, региональные и местные органы власти и представляющие их государственные служащие, наделённые легальными полномочиями). Исключительная роль государственной власти обусловлена тем, что она суверенна, распространяется на всю территорию государства, при необходимости осуществляется в форме силы и принуждения на легальных основаниях, а принимаемые государственными органами решения обязательны для исполнения всеми гражданами и не могут быть отменены негосударственными организациями. В силу этого государственная власть обеспечивает порядок и стабильность в обществе, его целостность, несмотря на значительные различия между людьми и территориями. Государственная власть осуществляется в процессе принятия и реализации государственных решений в виде законов, указов, постановлений, директив и т. п. В соответствии с функциями, выполняемыми определёнными государственными структурами, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы государственной власти; в зависимости от уровня принятия решений государственная власть может быть центральной, региональной и местной.
Не все решения и действия государства, его структур и работников государственного аппарата представляют собой осуществление политической власти, а только те, которые касаются важных политических проблем, затрагивающих интересы больших групп людей и вызывающих открытые или скрытые конфликты между различными политическими силами; к политической власти не относится рутинная административная деятельность государственного аппарата. Политической властью обладают не исполнители государственных решений, а те, кто их инициирует и обеспечивает их прохождение в государственных структурах, реализуя тем самым свою политическую волю.
По этой причине политическая власть не сводится к государственной власти и её субъектами могут быть другие политические организации и группы (политические партии, организации бизнеса, профсоюзы, церковь, организации гражданского общества и т. п.), которые в силу имеющихся у них ресурсов власти способны оказывать влияние на политику государства, принятие или блокирование важнейших государственных решений. Со 2-й половины 20 в. стали возникать и надгосударственные, международные структуры политической власти (ООН, Европарламент, комиссия Европейского союза, Европейский суд и др.), властные полномочия которых распространяются на территорию многих государств.
Субъекты политической власти – как имеющие, так и не имеющие государственных полномочий, – могут осуществлять свою власть не только публично и открыто, находясь в государственно-правовом пространстве, но и на основе неформальных связей и отношений, часто скрываемых от общественности. При этом политическая власть не ограничивается сферой принятия решений, а может осуществляться путём контроля за политической повесткой через невключение в неё потенциально опасных для субъекта власти вопросов (т. н. непринятие решений). Политическая власть реализуется путём формирования политического сознания через механизмы убеждения, манипуляции и пропаганды ценностей и идеалов субъекта. К середине 20 в. сложилась устойчивая тенденция к возрастанию политического эффекта данной формы политической власти, что связано не только с совершенствованием технических возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной структуры и т. д.), но и с развитием демократических институтов, усиливающих зависимость принятия государственных решений от общественного мнения.
Как и другие значимые социальные ценности (материальное благосостояние, престиж, привилегии и т. п.), политическая власть распределена между социальными группами крайне неравномерно. При этом в разные исторические эпохи её источники, характер и особенности распределения существенно различались. На ранних этапах развития человеческой цивилизации значительную роль играло физическое (военное) превосходство, постепенно трансформировавшееся в сословные (наследуемые) привилегии небольших групп людей (например, дворянства), интересы которых представляло государство. В Новое время начинают преобладать экономические основания политической власти, а наибольшее влияние на принятие политических решений стали оказывать крупные промышленники, финансисты, владельцы недвижимости. Со 2-й половины 20 в. возрастает значение информации и знания как ресурсов политической власти, расширяющих возможности политического влияния интеллектуальной элиты общества.
Хотя в современных демократических обществах предусмотрены равные политические права и формальные возможности участия в политике, основная масса граждан оказывает лишь опосредованное (косвенное) влияние на процесс принятия политических решений, в котором главную роль по-прежнему играет сравнительно небольшое число людей. При этом вопрос о том, действительно ли в условиях либеральной демократии политическая власть не монополизирована какой-то одной группой, остаётся дискуссионным. Исследователи марксистской ориентации (А. Грамши, Н. Пуланзас, Э. О. Райт, Б. Джессоп) считают, что демократические процедуры не препятствуют сосредоточению политической власти в руках буржуазии вследствие обладания ею большими экономическими ресурсами, доминирования буржуазных ценностей и норм в массовом сознании и институциональном устройстве общества. Теоретики элитизма (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Т. Дай, Дж. Хигли) подвергают сомнению саму возможность избежать концентрации власти в силу наличия естественной иерархии в системе управления обществом современного типа, пассивности основной массы граждан и сосредоточения важнейших политических ресурсов в руках сравнительно небольшой, довольно замкнутой и относительно независимой от народа правящей элиты, осуществляющей контроль за принятием ключевых политических решений. Исследователи, придерживающиеся плюралистической традиции власти (А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Ч. Линдблом, Э. Макфарланд и др.), отвергают тезис о наличии единой правящей элиты или господствующего класса в демократическом обществе. Они утверждают, что отсутствие одних ресурсов (деньги, общественное положение) можно компенсировать эффективным использованием других (численность, организованность, знания). Поэтому на арене принятия политических решений нет постоянных победителей и побеждённых, и у многих групп есть шанс быть услышанными.
Роль и значение власти
Понятие «власть» по праву является одним из ключевых в обществознании и политической науке. В любой организации формируется формальная иерархия властных отношений, призванная упорядочить характер управленческих отношений и оптимизировать совместную деятельность её членов. Власть обеспечивает стабильность, целостность и управляемость любого коллектива людей; может выступать важнейшим источником развития социума. Вектор власти определяет направление существенных изменений в жизни человека и общества. Власть необходима для реализации политических программ и проектов социального развития; многие люди связывают с ней осуществление своих жизненных планов, карьеры, достижение материального благополучия, увеличение спектра возможностей и др.; для некоторых людей власть является ценностью сама по себе. В силу этого стремление к обладанию властью, её укреплению и расширению сферы применения является вполне естественным как для политиков, призванных осуществлять управление социумом и обеспечивать максимизацию общественного блага, так и для любого субъекта, заинтересованного в подчинении людей с целью осуществления личных, групповых или общественных интересов.
Являясь средством мобилизации ресурсов для решения важных общественных проблем, власть может использоваться и в качестве инструмента для установления господства одних социальных групп над другими. При этом она закрепляет социальное неравенство и вынуждает людей мириться с несправедливым социальным устройством, дискриминацией и угнетением, а борьба за власть часто сопровождается злоупотреблениями (т. е. её использованием за пределами отведённых субъекту полномочий), обманом, лицемерием и коррупцией. Поэтому в общественном сознании власть ассоциируется не только с важными событиями в жизни социума, но и с насилием, эксплуатацией и ограничением свободы, что актуализирует потребность контроля над властью.