Гофман Ирвинг
Го́фман И́рвинг (Erving Goffman) (11.6.1922, Манвилл, Канада – 20.11.1982, Филадельфия, США), американский социолог. Обучался в Университете Торонто (1945), продолжил образование в Чикагском университете, где его преподавателями были Э. У. Бёрджесс, Э. Хьюз, У. Л. Уорнер, Л. Вирт. Здесь же в 1953 г. получил степень доктора философии. Преподавал в Калифорнийском университете в Беркли (1958–1968, с 1962 профессор) и в Университете штата Пенсильвания (1968–1982). В 1982 г. президент Американской социологической ассоциации.
Гофман – автор социальной драматургии и концепции фрейм-анализа, один из теоретиков (наряду с А. Шюцем и Г. Гарфинкелем) социологии повседневности. Ранние работы Гофмана близки к символическому интеракционизму (хотя сам автор никогда не причислял себя к этому направлению), в поздних трудах прослеживается влияние теории игр, феноменологии, когнитивистики. Для работ Гофмана характерно пренебрежение сформулированными в классических текстах фундаментальными положениями социологического мышления, выход за рамки социологической аксиоматики. Признанный мастер микросоциологического анализа, через изучение отдельных сторон и ситуаций повседневной жизни (например, уличного мошенничества, рекламы, радиопостановок, сериалов и «тотальных институтов» вроде тюрем психиатрических клиник) Гофман исследовал механизмы социального взаимодействия «лицом к лицу».
Фрейм-анализ Гофмана – попытка разработать такую аналитическую схему, в которой и повседневная жизнь, и театральное представление, и иные формы социальной реальности были бы схвачены в их взаимосвязи. Результатом этих попыток стала теория фреймов, описывающая архитектонику форм, рамок и контекстов взаимодействия. Фрейм понимался им одновременно как матрица социальных событий и как схема распознавания этих событий, которая используется людьми для ориентации в мире. Исследуя соотнесение повседневных и неповседневных контекстов, Гофман пришел к выводу о невозможности аналитически достоверного различения первичных («работа») и вторичных («игра», «ритуал», «представление» и т. д.) фреймов-контекстов. Суверенным существованием, по его мнению, обладают не сами фреймы, т. е. формы взаимодействий, а отношения между ними. Отношения, аналогичные отношениям карты и территории, «копии» и «оригинала», пронизывают социальный мир, в котором погоня трансформируется в бег, война – в учения, а реальные действия – в инсценировки.
Влияние идей Гофмана обнаруживается не только в социологии, но и в социолингвистике, когнитивистике, социальной психологии, культурологических исследованиях.