Лидерство
Ли́дерство (от англ. leader – ведущий, руководитель, от lead – вести, возглавлять), социально-психологическое отношение влияния-следования в системе межличностных отношений в некой социальной группе, посредством которых одни члены группы мотивируют и ведут за собой других. Лидерство связано с желанием и способностью членов группы к доминированию и подчинению, а также с целями группы, ценностями её участников и условиями конкретной ситуации.
Лидерство может опираться на различные механизмы влияния (власти): легитимную власть (связанную с определённой социальной ролью и правами руководителя, обеспечивающими «формальное лидерство»), награждающую и наказывающую власть (наличие у лидера ресурсов, за счёт которых он обеспечивает нужное ему поведение других людей), экспертную власть (связанную с превосходством в знаниях или квалификации), а также референтную власть (авторитет, влияние личности, играющее первостепенную роль в так называемом «неформальном лидерстве»). Как вершина структуры межличностного влияния в группе, лидер обладает максимальным влиянием на всех остальных участников группового процесса во многом за счёт своего ценностного потенциала, воплощая в своей активности групповые ценности и получая наиболее высокий статус.
К. Левин ввёл в социальную психологию понятие «стиль лидерства», описывающее типичную для лидера систему приёмов влияния при осуществлении управления малой группой, и описал три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Впоследствии эта классификация подверглась корректировке, чтобы преодолеть её оценочность. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решений в группе, контроль за их выполнением и выбор способов реализации; коллегиальный – коллективное осуществление этих процессов; либеральный стиль – делегирование большинства управленческих функций в группе исполнителям. Эффективность того или иного стиля лидерства связана с характером деятельности, которую реализует группа.
Генезис лидерства связан со специализацией функции руководства хозяйственной и социальной жизнью первобытного общества. Первоначально оно основывалось на авторитете и престиже предводителей (бигменов, старейшин, вождей) наряду с формами народовластия (собрания сородичей, общинников; советы старейшин). Власть бигменов была ненаследственной и основывалась на личном авторитете; вожди и старейшины – институализированные наследственные лидеры, их отношения с подвластными строились на основе отношений родства и половозрастной стратификации, или, на поздних этапах, их имитации. В целом для первобытного лидерства характерно отсутствие или неполнота дифференциации его управленческих, социально-экономических (прежде всего редистрибутивных) и идеологических (религиозных, ритуальных) функций. Власть традиционного лидера осуществляется только в архетипических формах.
В основе авторитета и легитимности традиционного лидерства лежат такие архетипы потестарности, как старшинство, харизматичность и «чуждость», часто трактуемые как социально-психологические корреляты инстинктов. Они взаимосвязаны и часто взаимообусловлены, для них характерны одни и те же модусы потестарности: эзотеризм, аномальность (как правило, проявляющаяся в особенностях поведения или физических уродствах), а также «священный трепет» (амбивалентное чувство любви / страха), и сходство с потлачем. Воздействуя на иррациональные пласты мышления, они играют роль инструментов политического манипулирования.
«Чуждость» – необходимый атрибут правителя в архаическом и традиционном обществах, связанный в том числе с посреднической функцией лидера, когда посредником-миротворцем, как правило, становится чужак (неродственник). Поэтому элита во многих странах иноэтнична или даже иноязычна. Отчуждение между основной массой населения и правителями нередко порождает особую роль противостоящих им первопоселенцев (автохтонного населения) – например, «хранители земли» у народов гур или «белая» («святая») группа задиён-ходжа в Средней Азии. Архетип «чуждости» отражён в так называемом эпосе миграций – мифах о неаборигенном происхождении правящих династий и отдельных лидеров, возводящих себя к некому престижному культовому или политическому центру. На власть имущих переносится отношение к чужакам, а сами властители часто маркируют себя атрибутами странников (главный из них – посох) и воспроизводят страннические стереотипы поведения.
Харизматичность традиционного лидера связана с идеями, что он наделён необычными качествами и экстраординарными способностями («даром божьим») и магической силой. Происходит сакрализация персоны правителя, и возникает культ его личности. Лидер, не проявляющий свои сверхъестественные способности, сменяется, как правило, лишь насильственным путём (к этому восходят как ритуальное убийство правителя, так и обряды коронации праздничного персонажа и его последующего низложения типа Масленицы или римских сатурналий).