Этнометодология
Этнометодоло́гия (англ. ethnomethodology), направление в социологии, изучающее методы создания локального порядка в повседневных ситуациях.
По утверждению этнометодолога Э. Ливингстона, этнометодология, в отличие от остальных подходов в социологии, предполагает особую концепцию социального порядка, которую он называет концепцией «наблюдаемого социального порядка» (Livingston. 2008. P. 123–124). Другие социологические подходы, опирающиеся на концепцию скрытого социального порядка, ставят перед собой цель выявить социальные процессы и структуры, скрывающиеся за наблюдаемыми повседневными действиями. Исследователи-этнометодологи исходят из того, что наблюдаемые повседневные действия являются систематическими достижениями обычных членов общества, и используемые ими для этого методы составляют подлинный предмет социологии.
Термин «этнометодология» введён в 1954 г. Г. Гарфинкелем – основателем данного направления для описания работы присяжных заседателей. Название подхода было выбрано по аналогии с такими терминами, как «этноботаника», «этнофизика», «этноматематика» и т. д., используемыми в антропологии для обозначения народных представлений и практик, касающихся областей знания, которыми ныне занимаются соответствующие науки. Этнометодология, по первоначальному замыслу Гарфинкеля, должна была изучать «повседневную методологию», т. е. обыденные представления и практики, связанные с методами деятельности в той или иной области социальной жизни.
До начала 1970-х гг. этнометодология развивалась как подход, изучающий механизмы повседневного мышления и действия. Будучи учеником Т. Парсонса и одновременно находясь под сильным влиянием феноменологической социологии А. Шюца и феноменологической философии Э. Гуссерля и А. Гурвича, Гарфинкель ставил перед собой задачу выявить, какие допущения лежат в основе социальной жизни и придают ей само собой разумеющийся характер. В ряде экспериментов, которые он проводил вместе со своими студентами в 1950-е и 1960-е гг., Гарфинкель создавал ситуации, делающие невозможным применение этих допущений, и фиксировал стандартизированные реакции на происходящий в результате распад социальной реальности. Например, он просил своих студентов в течение определённого времени вести себя дома так, будто они снимают там комнату. Столкнувшись с таким поведением студентов, их родственники предпринимали различные действия по нормализации ситуации, давая объяснения их странному поведению («Наверное, она перезанималась в университете») и принуждая их вести себя «как положено». В неэкспериментальных исследованиях, посвящённых повседневному опыту различных категорий профессионалов и обычных людей, Гарфинкель показывал, каким образом эти допущения позволяют рутинно достигать практические цели.
Этнометодологические работы Г. Гарфинкеля этого периода опубликованы в 1967 г. в книге «Исследования по этнометодологии», ставшей первым и самым известным публичным изложением программы этнометодологии. В этой книге, помимо результатов экспериментов, собраны эмпирические исследования присяжных, врачей, психиатрической клиники, пациента, меняющего пол. В книге Гарфинкель очертил базовые принципы этнометодологии и предложил ряд понятий, которые легли в основу дальнейших этнометодологических исследований. Ключевыми среди них являются понятия «объяснимости» (accountability) и «индексичности» (indexicality). Объяснимость понимается как свойство ситуации, заключающееся в её «понятности с первого взгляда». Гарфинкель утверждал, что эта понятность является практическим достижением и предполагает специфические компетенции, обеспечивающие достижения узнаваемости текущей ситуации всеми её участниками. Понятие индексичности указывает на рефлексивную связь любых объяснимых действий с ситуациями их совершения, частью которых они являются. Например, во время разговора если один из участников совершает действие, которое может быть понято как ответ на только что заданный вопрос, то, что это «ответ», делает предыдущую реплику «вопросом», который, в свою очередь, указывает на то, что следующая за ним реплика является «ответом». Все повседневные действия проясняют, что происходит в текущей ситуации и сами проясняются ситуацией, которую они создают. Понятия объяснимости и индексичности указывают, с точки зрения Гарфинкеля, на рациональные свойства повседневного мышления и деятельности, т. е. на то, что процедуры повседневного действия (этнометоды) оцениваются участниками повседневных ситуаций с точки зрения их достаточности и адекватности для достижения практических целей.
Хотя первоначальной задачей этнометодологии Гарфинкель считал изучение рациональных свойств повседневных действий и рассуждений, по мере присоединения к этнометодологии эмпирически ориентированных исследователей, наиболее важным из которых был Х. Сакс – основатель конверсационного анализа, Гарфинкель начал рассматривать этнометодологию как радикальную эмпирическую дисциплину, направленную на описание конкретных способов достижения локального порядка в деталях осуществляемых действий. Конверсационный анализ сыграл в этом одну из важнейших ролей, поскольку именно в рамках данного направления этнометодологии были разработаны способы фиксации аспектов действий, на которые ориентируются сами действующие, и на примере исследований разговорных практик было показано, каким образом можно описать опредёленную практику в качестве системы естественно организованной деятельности.
С начала 1970-х гг. этнометодология становится, по выражению Г. Гарфинкеля, «каталогом этнометодологических исследований» (Garfinkel. 2002. P. 95). Хотя, как свидетельствует 2-я книга Гарфинкеля «Программа этнометодологии» (2002), он не перестал заимствовать понятия в других подходах (прежде всего – в феноменологии) и изобретать свои для описания специфики предмета этнометодологии, для большинства этнометодологов центральной задачей стал детальный анализ способов упорядочивания повседневных ситуаций в рамках тех или иных практик. Этнометодологические исследования посвящены специфике повседневной деятельности в таких областях, как право, образование, наука, медицина, архитектура, дизайн, досуг, взаимодействие человека с компьютером (human-computer interaction). Можно выделить две характеристики, объединяющие эти исследования и отличающие их от других подходов к социологическим исследованиям:
1. Детальность. Этнометодологические исследования предполагают анализ тех деталей деятельности, на которые ориентируются сами участники повседневных ситуаций, поэтому наиболее часто используемыми типами данных в этнометодологии 21 в. являются видео- и аудиоданные. Наиболее развитой технологией фиксации и описания таких данных в этнометодологии является конверсационный анализ.
2. Дескриптивность. Этнометодологические исследования предполагают описание способов производства локального порядка без построения теоретических моделей описываемых феноменов. Этнометодологи исходят из того, что социология должна стать наблюдательной наукой, тщательно описывающей социальные механизмы производства наблюдаемого порядка в естественных повседневных ситуациях.
Современные этнометодологические исследования предполагают атеоретическую установку: они направлены не на развитие и применение социологической теории, а на выявление форм организации, присущих той или иной конкретной практике. Тем не менее существуют несколько общих принципов, на которых строятся эти исследования:
1. Принцип уникальной адекватности методов [сформулирован Гарфинкелем (Garfinkel. 2002. P. 175–176)] заключается в том, что методы, с помощью которых этнометодолог изучает некоторую практику, должны быть идентичны методам, с помощью которых эта практика производится её исполнителями. В слабой форме этот принцип означает, что исследователь должен достаточно хорошо разбираться в изучаемой практике, чтобы понимать, что именно происходит в той или иной ситуации её реализации. В сильной форме этот принцип предполагает, что исследователь сам является компетентным исполнителем практики. В последнем случае исследователь должен овладеть изучаемой практикой так же, как те, кого он или она хочет изучить (например, одна из аспиранток Гарфинкеля – С. Л. Бёрнс получила юридическое образование, чтобы изучать юридическую практику).
2. Принцип этнометодологического безразличия [сформулирован Гарфинкелем и Саксом в статье «О формальных структурах практических действий» (Garfinkel. 1970. P. 345)] предполагает, что этнометодолог не будет использовать в своём исследовании существующие социологические теории, модели и понятия для описание повседневных действий. Исследователь должен установить, как сами члены общества понимают свои действия и как они достигают этой понятности в конкретных обстоятельствах. Социологические понятия и теории упускают естественную объяснимость повседневных практик, заменяя её формальной объяснимостью.
3. Принцип эпистемического эгалитаризма [сформулирован М. Линчем (Lynch. 1997. P. 372)] предполагает, что этнометодолог не проводит никаких различий между практиками, способными стать предметом изучения. Для исследования подходят любые практики, от физики гравитационных волн до гадания на картах таро. Они равны между собой, поскольку каждая их них предполагает применение определённых этнометодов для получения специфических для данной практики феноменов порядка.
4. Принцип порядка во всех точках [сформулирован Саксом (Sacks. 1992. P. 484)] означает, что нет более или менее упорядоченных областей социальной жизни или аспектов практик. В каждый момент времени члены общества заняты производством локального порядка, и задача исследователя – описать используемые для этого процедуры.
Реализация данных принципов не требует, чтобы исследователь имел научную подготовку в области социологии или смежных дисциплин, поэтому этнометодология нашла применение за пределами академических учреждений, например в исследовательских подразделениях технологических компаний. Самый известный пример такого рода – применение этнометодологии в исследовательском центре PARC компании Xerox. Под руководством Люси Сачман, которая собрала в PARC команду исследователей-этнометодологов, в 1980-е и 1990-е гг. был проведён ряд исследований, повлиявших на разработку некоторых продуктов компании. В рамках этих исследований этнометодологи изучали особенности работы в юридических фирмах, аэропортах, строительных фирмах, чтобы понять, какие практические задачи возникают перед специалистами, как они их решают и как должны быть устроены информационные системы, которые будут им помогать. В последующем этнометодологические исследования велись так же в европейском отделении PARC (EuroPARC) и в европейском исследовательском подразделении компании Microsoft.
Долгое время этнометодология воспринималась в социологических кругах насторожённо, но в 21 в. получила признание и институционализировалась. Крупнейшей организацией, объединяющей этнометодологов, является Международный институт этнометодологии и конверсационного анализа, основанный в 1989 г. Институт проводит 1 раз в 2 года конференцию, на которой собираются этнометодологи и конверс-аналитики из разных стран.
Хотя у этнометодологии нет своего печатного органа, неофициально им считается журнал Human Studies, в котором публикуются работы по этнометодологии и феноменологической социологии. В области конверсационного анализа наибольшую известность получили журналы Research on Language and Social Interaction и Journal of Pragmatics. Также выходит регулярный бюллетень, выпускаемый секцией этнометодологии и конверсационного анализа Американской социологической ассоциации. В этом бюллетене публикуются новости, касающиеся публикаций, предстоящих мероприятий, открывающихся вакансий, присуждаемых премий и т. д. в области этнометодологии и конверсационного анализа. Ещё один важный ресурс – EM/CA wiki, где, помимо текущей информации о событиях в области этнометодологии и конверсационного анализа и учебных ресурсов, собрана самая полная библиография по данным направлениям.