Парсонс Толкотт
Па́рсонс То́лкотт (Talcott Parsons) (13.12.1902, Колорадо-Спрингс, штат Колорадо – 08.05.1979, Мюнхен), американский социолог, представитель структурного функционализма. Родился в семье протестантского священника. Учился в Амхерстском колледже (1920–1924), затем изучал политэкономию в Лондонской школе экономики (1924–1925) и Гейдельбергском университете (1925–1927). С 1927 по 1973 гг. преподавал социологию и экономическую теорию в Гарвардском университете (с 1937 – профессор), где тесно сотрудничал с П. А. Сорокиным и создал школу теоретической социологии. В 1949 г. – президент Американской социологической ассоциации.
Отталкиваясь от работ М. Вебера, Э. Дюкргейма, В. Парето и А. Маршалла, Парсонс стремился разработать теорию человеческого социального действия как самоорганизующейся динамичной системы, основными компонентами которой являются актор (индивид или группа, совершающая действие) и «ситуация» (совокупность внешних факторов, определяющих условия действия). Отличие социального действия от биологического и физического социолог усматривал в его «волюнтаризме» (ориентации актора на собственное понимание ситуации), а также в наличии специфических механизмов регуляции действия – как символических (язык, культура), так и нормативных (общезначимые нормы, ценности, правила). Мотивация действия определяется наличием у актора стремления к удовлетворению конкретной потребности, а также его способностью к ориентации – когнитивной (выделение и классификация элементов среды), катектической (выявление элементов среды, значимых для удовлетворения его потребности) и оценочной (их сравнение с его представлениями о формах удовлетворения потребности). Оценивая последствия своего действия – т. е. тех изменений, которые действие привнесёт в ситуацию в долгосрочной перспективе, – актор ставит себе цель и осуществляет её. На оценку ситуации и само действие влияют имеющиеся у каждого из его участников представления о поведении других участников («взаимные ожидания»), сформированные значимыми для всех ценностями («внешними символами» – эталонами оценки действия). В системе человеческого действия, как и в рассмотрении человека как целостного существа, Парсонс выделял четыре аспекта: биологический организм, личность (индивидуальные психические черты, потребности, эмоции, воля), социальный субъект (набор социальных ролей, функций, поведенческих ожиданий), субъект, сформированный культурой (ценности, предпочтения и т. д.)
Созданная Парсонсом теория действия получила дальнейшее развитие в рамках общей теории систем. В работах 1950-х гг. Парсонс совместно с Э. Шилзом сформулировал набор основных проблем, важных для существования любой системы: адаптация к внешней среде; достижение определённых целей; интеграция (ликвидация конфликтов и снятие напряжения между элементами системы); воспроизводство (поддержание существующих отношений и механизмов их регулирования). В обществе, которое Парсонс понимал как функциональную систему, адаптация к среде обеспечивается экономической подсистемой, совместное целедостижение – политической подсистемой, интеграция – правовыми институтами и обычаями, воспроизводство – формами социально значимого знания – религиозными представлениями, моралью, наукой, а также институтами социализации (семья, первичные группы, образовательные учреждения). Культура в чисто функционалистском ключе рассматривается как часть социальной системы, обеспечивающая структурирование и существование ценностных форм.
В работах 1960-х – начала 1970-х гг. Парсонс обратился к анализу эволюции общества, рассматривая её как последовательный процесс повышения его адаптивных способностей, который реализуется прежде всего через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации тех или иных определённых функций). С этой точки зрения Парсонс делил общества на «примитивные», «промежуточные» и «современные». Смену «примитивных» (слабо дифференцированных) обществ «промежуточными» (в которых функциональные подсистемы выделены, но тесно смыкаются друг с другом) Парсонс связывал с возникновением письменности и социальной стратификации. Появление «современных» обществ эпохи модерна характеризуется развёртыванием рыночной экономики, демократии «избирательного» типа, государственной бюрократии, универсалистской правовой системы, что знаменовало последовательное отделение экономики от политики, религии от права, науки от религии, выделение самостоятельных образовательных институтов.
Предложенная Парсонсом теория действия оказала значительное влияние на формирование социальной антропологии. Также его работы существенно повлияли на неоэволюционизм.